История создания ядерного ракетоносца Ту-160 и возрождения его модификации на мощностях Казанского авиационного производственного объединения полна интересных коллизий и неожиданных поворотов сюжета.
Концепт этого самого тяжелого в мире (275 тонн) боевого самолета разработан еще полвека назад. В 1967 году разведка донесла, что американцы фактически закончили испытания нового стратегического бомбардировщика В-1. Стало очевидным, что дозвуковые Ту-95 и М-4 более не соответствуют жестким критериям противостояния времен разгара холодной войны. Тогда-то и начался первый акт увлекательной интриги в мире военного самолетостроения.
Изначально проект был разработан и доведен до чертежей в ОКБ Мясищева. Правительственная комиссия утвердила предложенную платформу М-18 — интегральный низкоплан, задуманный по традиционной аэродинамической схеме. В итоге получился 4-двигательный аппарат с изменяемой геометрией крыла.
Похоже, руководитель конструкторского бюро был у властей не в чести, поскольку начальство неожиданно приказало дорабатывать чертежи и строить прототип совместно с ОКБ Сухого. Последнее предложило альтернативную разработку с похожей схемой компоновки. Интересно, что разработку отнесли к хозяйству Туполева. Само по себе КБ Туполева приложило мало усилий для создания самолета, но в окончательном виде его окрестили именно Ту-160.
Запутанная история проектирования бомбардировщика никак не сказалась на летных и боевых качествах машины, которую позже с легкой руки пилотов прозвали «Белый лебедь». Уже тогда Ту-160 был способен работать на высоте 18 километров с дальностью полета до 13 тысяч км и на крейсерской скорости порядка 2300 км/ч.
Но пришли бесславные 1990-е. В рамках действовавших тогда международных договоров Россия сохранила право только на 15 ракетоносцев этого класса. По некоторым данным, на 1993 год в строю были, все же, не 15, а 16 машин. К сожалению, одна была потеряна вместе с экипажем в 2003 году в Саратовской области после планового ремонта двигателя.
В 2006 году командующий дальней авиацией Игорь Хворов докладывал о непреднамеренном нарушении воздушного пространства США группой модернизированных Ту-160М. Если верить рапорту генерал-лейтенанта, этот несанкционированный «заход в гости» остался незамеченным грозной американской системой ПВО NORAD.
Поворотным моментом в истории Ту-160 можно считать выступление вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина в мае 2017 года. Чиновник заявил о необходимости срочного выпуска дополнительных 50 (!) бортов ядерных ракетоносцев класса Ту-160М. Пять дней спустя, 25 мая, программа дополнительного выпуска, а также начала работ над бомбардировщиком-ракетоносцем нового поколения — ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) была официально утверждена министром обороны России Сергеем Шойгу.
Казалось бы, возрождение производства и тем более срочный выпуск самолетов к 2021 году невозможны после 20 с лишним лет простоя производственных мощностей и утраты наработанных логистических цепочек. Но выяснилось, что Казанское авиационное производственное объединение по собственному почину сохранило в запасниках все необходимые комплектующие для срочного выпуска первых бортов новой серии.
Именно благодаря такому решению заводчан уже 16 ноября состоялась выкатка фактически готового нового Ту-160М. Это тот самый законсервированный борт, надежно укрытый в дальних ангарах предприятия и полулегально переживший в разобранном виде ельцинскую разруху. Также заводчане в кратчайшие сроки восстановили все необходимые технологии производственной линии, включая установку электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига.
Сейчас зарубежные военные аналитики ломают голову над тем, сколько еще ракетоносцев сумеет произвести Казань из своих старых запасов комплектующих. Но, с учетом того энтузиазма, с которым Объединенная авиационная корпорация (ОАК) взялась за дело, выделив 6 млрд рублей на возобновление производства, можно смело утверждать, что к 2021 году модернизированные производственные линии будут готовы к выпуску новых машин.
Не менее удивительна и история возрождения двигателестроения под нужды Ту-160М. С 2016 года вновь полностью введен в строй самарский комплекс «Кузнецов», который будет выпускать двигатели НК32/02 — выпуск двигателей был прекращен в 1993 году. Конечно, в будущем бортовая радиоэлектроника ракетоносца будет модернизирована, но, похоже, это будет проводиться уже по мере выпуска машин в рамках выполнения оборонного заказа.
На сегодня только 3% ядерного арсенала России приходятся на дальнюю авиацию (у США — 5,5%). Однако цель министерства обороны явно не в том, чтобы в очередной раз «догнать и перегнать». Сейчас Россия накопила достаточный научный потенциал не для модернизации, а для создания принципиально новой машины следующего поколения.
Про нее пока известно немного, но, скорее всего, при ее создании будет использована схема «летающее крыло». Ракетное вооружение тоже должно претерпеть существенные изменения. Пока не стоит говорить о ПАК ДА, но даже у Ту-160М2 появилась сверхдальняя ракета Х-БД, способная на поражение цели на расстоянии в 5 тыс. км (до сих пор использовалась Х101 с дальностью порядка 3 тыс. км). Это фактически означает новую возможность нанесения удара без вхождения в зону ответственности ПВО вероятного противника.