Материал комментируют:
Виктор Мураховский
Владимир Шварёв
29 января в США должен быть опубликован так называемый «Кремлевский доклад» с новым списком физических и юридических лиц, против которых будут введены санкции. В этот же день вступают в силу ограничения против российского оборонного сектора, которые были прописаны еще в августовском законе «О противодействии неприятелям Америки через санкции» (CAATSA), подписанном Дональдом Трампом.
В первую очередь, эти санкции будут направлены против российского экспорта вооружений. Как разъяснили в октябре 2017 в Госдепе, фактически США могут наложить ограничения на любые компании, которые после 2 августа будут иметь дело с одной из указанных в законе российских структур. В списке же оказались 39 оборонных предприятий и разведывательных организаций.
В частности, это «Ростех» и его дочерние предприятия вплоть до «Рособоронэкспорта», который является государственным монополистом по экспорту и импорту вооружений. Кроме того, в перечне оказались концерн «Калашников», ПАО «Туполев» и «Сухой», производитель подлодок и патрульных кораблей «Адмиралтейские верфи», производитель ракетных и артиллерийских систем «Титан-Баррикады», производитель крылатых ракет «ОКБ Новатор» и другие предприятия.
Представители Госдепартамента разъяснили на брифинге для журналистов, что компании попадут под действие американских санкций, если продолжат «существенное сотрудничество» с российскими предприятиями из списка. При этом четкого разъяснения, что считать «существенным сотрудничеством» нет. На том же брифинге уточнили, что решение будет приниматься по каждому конкретному случаю с учетом масштаба сделки, ее влияния на нацбезопасность США и значения для российского военного сектора.
«Очевидно, что мы будем рассматривать совокупность обстоятельств в каждом отдельном случае при принятии решения, но я думаю, что мелкомасштабные вещи не приведут к принятию решения, особенно в тех случаях, когда речь идет о союзнике, с которым мы хотим иметь сильный военный потенциал для продолжения сотрудничества», — заявил представитель Госдепа.
Самое интересное, что под санкции могут попасть не только американские и международные, но и российские компании за сотрудничество с российскими же предприятиями оборонного сектора. Не случайно один из крупнейших частных банков страны «Альфа-банк» в начале января объявил, что прекратил обслуживание отечественных оборонных предприятий, и власти отнеслись к этому «с пониманием».
Если даже российский банк опасается сотрудничать с предприятиями оборонного сектора из санкционного списка, а это почти все крупнейшие российские концерны и заводы, что говорить о зарубежных компаниях? Ведь им может грозить до пяти из 12 возможных ограничений, включающих в себя ограничение на доступ к кредитам американских банков, запрет на проведение транзакций в долларах, запрет на покупку и продажу недвижимости в США, закрытие въезда в США для менеджеров и акционеров компании и так далее.
13 января «Интерфакс» со ссылкой на источник в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) сообщил, что в 2017 году Россия экспортировала вооружение на сумму свыше 14 млрд долл. В конце августа глава ФСВТС России Дмитрий Шугаев рассказал, что портфель экспортных заказов на российское вооружение и военную технику составляет порядка 47?50 млрд долл. Он добавил, что основными партнерами РФ являются государства Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые приходится почти половина всего объема экспортируемой продукции, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Как говорят эксперты, увеличению портфеля заказов способствовала успешная сирийская компания, которая продемонстрировала многие виды российских вооружений в деле.
По итогам 2017 года Россия сохранила за собой второе место на мировом рынке экспорта вооружений. По данным Стокгольмского международного института исследования мировых проблем (SIPRI), доля РФ в мировом экспорте оружия составляет 23%, США — 33%. Однако новые санкции США могут внести в эту диспозицию свои коррективы.
Российские власти уже начали принимать меры на случай возможных санкций со стороны Вашингтона. Так, правительство разрешило Минобороны, ФСБ и СВР до середины 2018 года проводить все закупки в закрытом режиме. Кроме того, 18 января Минфин подтвердил, что будет создан специальный банк для нужд оборонно-промышленного комплекса (ОПК), который будет проводить расчеты с оборонными предприятиями и кредитовать их.
Важным моментом является и то, что попадание компании в список не означает автоматических санкций за сотрудничество с ней — решение, как уже было сказано, принимается в индивидуальном порядке. Как заявил в интервью РБК бывший старший советник OFAC (санкционное подразделение Минфина США), эксперт Atlantic Council Брайан О’Тул, США сначала постараются по дипломатическим каналам убедить такие страны, как Индия или Афганистан прекратить закупки российского вооружения, а если это не получится, перейдут к санкциям.
Другие эксперты отмечают, что больше шансов избежать санкций, если контракт на покупку вооружений заключен не компанией, а госструктурой, например, министерством обороны. Применить санкции к целому государству или его ведомству из-за закупок российского вооружения все же сложнее.
Например, Турция и Россия договорились о поставках зенитных ракетных комплексов С-400 на сумму в 2,5 млрд долл. уже после подписания Трампом закона о санкциях в августе. Затем, несмотря на заявления представителей США и НАТО прямым текстом о том, что эта сделка не соответствует интересам коллективной безопасности, в конце декабря 2017 стороны подписания соглашение об условиях оплаты. Сами поставки запланированы на 2020 год.
С другой стороны, та же Индия вскоре после подписания Трампом закона CAATSA начала терять интерес к российским танкам и истребителям и, не исключено, что здесь есть связь.
Опрошенные «СП» эксперты сомневаются, что новые санкции США серьезно повлияют на объемы российского оборонного экспорта, хотя и признают, что они могут создать определенные трудности. Прежде всего, это касается не оборонных предприятий, а гражданских компаний, которые обслуживают такие сделки и обеспечивают финансовое и логистическое сопровождение.
— Никакого особого влияния на российские поставки вооружений новые санкции не окажут, — считает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — И «Рособоронэкспорт», и другие российские и зарубежные контрагенты уже давно находятся под санкциями. Это в некоторых моментах серьезно осложняет логистику и финансовые транзакции и несколько увеличивает наши издержки. Но принципиальное на военно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами это влияет. Ищутся и находятся варианты сотрудничества, которые не подпадают под американские санкции.
«СП»: — То есть сценарий, при котором какая-то страна откажется от военно-технического сотрудничества с Россией, опасаясь американских санкций, не очень реалистичен?
— Такого быть не может, потому что те страны, которые решают покупать российские вооружения, как правило, не относятся к числу союзников Соединенных Штатов Америки и ведут самостоятельную и современную внешнюю политику. Они вряд ли пойдут на поводу у США.
«СП»: — Западные эксперты в числе стран, на которые стремятся повлиять США, называют, например, Индию…
— Это вряд ли. Напомню, что США тоже имеют большой объем поставок своих вооружений в Индию, как напрямую, так и через кооперацию с третьими странами. Ставить такие поставки под угрозу они не станут. А Индия, несомненно, в случае применения против ее компаний каких-либо санкций, поставит вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества с США. В этом смысле Индия достаточно самостоятельное и суверенное государство. Мне кажется, что если США будут настаивать на том, чтобы они разорвали сотрудничество с Россией в области ВПК, или начнут вводить санкции, они, что называется, «выстрелят себе в ногу». Американцы на это не пойдут.
«СП»: — Какие же реальные угрозы несут новые санкции США?
— Прежде всего, они грозят нам репутационными и имиджевыми потерями в глазах других компаний. Которые напрямую с военными делами и оборонной техникой не связаны, но занимаются финансовыми транзакциями, логистикой и так далее. Например, это компании, которые обеспечивают доставку грузов морским путем, финансовое обеспечение сделок, кредитные линии.
Нам и нашим партнерам придется вести ряд операций в немного другом режиме. Но это не означает, что эти операции прекратятся. Просто они будут несколько затруднены.
— Наш военно-промышленный комплекс уже привык к этим санкциям, — соглашается заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев. — Практически против всех наших крупнейших экспортеров США довольно давно ввели те или иные ограничения. Несмотря на это, экспорт продукции оборонного назначения у нас не снижается, а стабильно держится на уровне 15 миллиардов долларов в год. Включение в этот список еще нескольких предприятий никак не повлияет на экспорт российского оружия, как и на производство продукции ОПК для внутреннего рынка по заказам Минобороны.
«СП»: — Но теперь речь идет не просто о расширении списка, а о том, что любая компания, которая сотрудничает с «подсанкционными предприятиями», тоже может попасть под ограничения. Не приведет ли это к снижению числа экспортных контрактов?
— Во-первых, я считаю такой шаг США приемом недобросовестной конкуренции. А во-вторых, мне кажется, что кроме словоблудия, никаких конкретных действий американцы в этом направлении предпринимать не будут. Если они начнут вводить санкции против западных или, например, индийских и китайских компаний за сотрудничество с Россией в области ОПК, поднимется такой шум, что американцы сами об этом пожалеют.
Например, с тем же Китаем мы давно сотрудничаем по совместному проекту тяжелого вертолета гражданского и военного назначения. Много таких проектов и с другими странами. Это обширный сегмент, который не может просто так быть отсечен санкциями США от мировой экономики.
К тому же, любая продукция оборонного назначения — это долгоиграющая пластинка. Если мы поставляем вооружение той же Индии, а мы поставляем ей огромную номенклатуру, мы должны и обеспечивать его работу. Проще говоря, чтобы все стреляло и ездило, мы должны поставлять запчасти, обслуживать эту технику на месте и так далее. Любая поставка оружия делает страну-покупателя в хорошем смысле заложником производителя на многие годы вперед. Одномоментное прекращение этого сотрудничества по мановению руки США просто невозможно.
По последним данным, у нас военно-техническое сотрудничество ведется с 65 странами. Они не могут пойти на то, чтобы в угоду США прекратить все контракты с Россией. Тогда они останутся в самом прямом смысле безоружными. Поставки и обслуживание военной техники — процесс многолетний, который так просто не разорвать.
«СП»: — Но если и США играют в долгую и намерены не разрывать существующее сотрудничество, а помешать будущим контрактам?
— Я не могу отвечать за США, но мне кажется, что эта их политика совершенно провальная. Другие страны смотрят на Россию, как на надежного и дисциплинированного поставщика продукции оборонного назначения. А когда США выдают такие перлы, они начинают задумываться, что будет через пять-десять лет. Будут ли США обслуживать эту технику и поставлять запчасти, или им что-то взбредет в голову и они откажутся от сотрудничества и начнут накладывать санкции? Поэтому мне кажется, что такой политикой Вашингтон вредит, в первую очередь, сам себе.