Материал комментируют:
Виктор Мураховский
Игорь Коротченко
Украинские оборонные предприятия пожаловались на «недобросовестную конкуренцию» со стороны России. Госконцерн «Укроборонпром» обвинил российских коллег в том, что они используют нечестные методы, давление и даже шантаж в борьбе за контракты на обслуживание и ремонт советской военной техники.
Претензии были выдвинуты в пресс-релизе на сайте «Укроборонпрома» по поводу открытия сервисного центра по обслуживанию авиационной техники в Республике Бангладеш, ВВС которой активно используют вертолеты типа Ми-8/Ми-17. На открытии присутствовали представители украинской компании «Укринмаш», отвечающей за обслуживание и модернизацию вооружений и военной техники, а также специалисты авиаремонтного завода «Авиакон», которые будут работать в сервисном центре на постоянной основе. Ранее ремонт вертолетов из Бангладеш осуществлялся непосредственно на «Авиаконе», который находится в Конотопе, но командование ВВС азиатской страны потребовало, чтобы работы проходили на ее территории.
Директор «Авиакона» Игорь Марченко заявил, что открытие сервисного центра является признанием качества услуг, которые предоставляет Украина. Однако глава «Укринмаша» Сергей Слюсаренко пожаловался на то, что Россия ставит «незалежной» палки в колеса и делает все, чтобы потеснить ее с международных рынков. Этим якобы и объясняется падение доходов предприятия.
«Российская сторона в последнее время прибегает к тактике, когда, например, накануне тендеров заваливает потенциальных заказчиков письмами с требованием исключить украинские предприятия из перечня участников. Дескать, только Россия имеет право ремонтировать или модернизировать советскую технику. Некоторые страны поддаются на такой шантаж», — заявил Слюсаренко.
Слюсаренко добавил, что ремонт авиационной техники на мощностях украинских предприятий — это существенная часть доходов страны. Поэтому российское «вмешательство» вредит экономическим интересам Украины. В связи с этим глава «Укринмаша» потребовал, чтобы дипломатические, военные и торговые представительства начали консолидированную работу с украинскими зарубежными партнерами и убедили их в необоснованности российских действий.
Украина действительно нередко проигрывает России в конкурентной борьбе за обслуживание и ремонт советской техники. Например, в декабре 2017 года Болгария предложила российской корпорации «МиГ» контракт на сумму 81,3 млн. левов (41,5 млн евро) на техническое обслуживание в течение четырёх лет 15 боевых машин: 12 одноместных МиГ-29А и трех двухместных учебно-боевых МиГ-29УБ. После этого «Укроборонпром» подал жалобу в Комиссию по защите конкуренции на решение Министерства обороны Болгарии о техническом обслуживании боевых самолетов МиГ-29.
Хотя, как считают эксперты, дело не в недобросовестной конкуренции со стороны России, а в том, что она может предложить более качественный и надежный сервис, чем украинские коллеги. Не говоря уже о том, что РФ, как правило, является правообладателем конструктивных решений, использованных в этой технике.
Кроме того, как водится на Украине, обвинения в адрес России могут быть еще и попыткой оправдать собственную некомпетентность. Дело в том, что не так давно премьер-министр «незалежной» Владимир Гройсман объявил, что хочет отправить главу «Укроборонпрома» Романа Романова в отставку в связи с непогашением задолженности по заработной плате перед работниками Николаевского судостроительного завода. Премьер взял паузу для того, чтобы Романов ушел с поста сам. Однако в «Укроборонпроме» решили, видимо, списать все провалы на «козни России».
Тем более что именно Россию в Киеве считают своим основным конкурентом на международном рынке вооружений, хотя масштабы, мягко говоря, несопоставимы. В 2017 году экспорт вооружений и военной техники из РФ принес стране около 14 миллиардов долларов. Позднее министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что гособоронзаказ 2017 года по поставкам нового оружия и техники выполнен на 98,5%, по ремонту — на 96,7%.
Данных из Украины по 2017 году нет, но в 2016 по данным Стокгольмского института изучения проблем мира SIPRI, Украина нарастила экспорт вооружений на 52% - до 528 млн долл. По официальным же сообщениям, страна экспортировала техники на 750 с лишним миллионов долларов. Она занимает 2,6% мирового рынка, тогда как на Россию приходится 23%, что обеспечивает ей второе место после США.
Напомним, что еще в 2014 году Украина де-факто ввела запрет на экспорт товаров военного и двойного назначения в Россию, а в 2017 официально в одностороннем порядке расторгла договор с Москвой о взаимных поставках вооружения и военной техники, а также об оказании других услуг военного назначения. Что не мешало «Укринмашу», если верить расследованию украинских журналистов, закупать российские комплектующие для БТР и другой техники через британские фирмы-посредники.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко поясняет, что претензии со стороны Украины безосновательны, и если и можно говорить о недобросовестной конкуренции, то со стороны Украины.
— Украина хочет зарабатывать деньги на ремонте советской военной техники, в том числе авиационной. Однако за исключением самолетов марки «Антонов» Украина никогда не разрабатывала и не является держателем конструкторско-технологической документации на самолеты и вертолеты других марок.
Они хотят модернизировать истребители Су, МиГ, вертолеты Ка, но никаких правовых оснований для этого у Украины нет. Это техника, которая разрабатывалась на территории России, все эти конструкторские бюро сегодня находятся на нашей территории, и без разрешения владельца конструкторской документации попытки Украины выходить на этот рынок лишены каких бы то ни было оснований.
Так что мы действительно видим недобросовестную конкуренцию, только не со стороны России, а со стороны Украины. Они выпускали самолеты Ан, вот пусть ими и занимаются. Но они хотят хапнуть все. Естественно, это у них не получается. Контракты завоевываются нашими фирмами, «Рособоронэкспортом», и все это вызывает раздражение в Киеве.
«СП»: — А что насчет призывов к дипломатам и политикам провести «разъяснительную работу» с другими странами?
— Они могут заявлять все, что угодно. Но Украина пользуется дурной репутацией на оружейном рынке. Они двадцать с лишним лет после обретения своей независимости распродавали запасы советского оружия, причем поставляли его во все горячие точки, в том числе и нелегально.
В данном случае речь идет о том, что за рубежом эксплуатируется советская авиационная техника. Страны, которые ее эксплуатируют, хотят сделать апгрейд и модернизацию и объявляют тендеры, на которые пытаются заявиться какие-то украинские заводы и сермяжки. Россия отстаивает свои интересы, в том числе, предупреждая, что у Украины нет никаких юридических оснований влезать в этот процесс.
Только разработчики знают, как наиболее эффективно и качественно провести модернизацию истребителей марки МиГ или Су, чтобы сохранить летные качества машины. А украинские самоделкины хотят что-то сварганить на коленке, подшаманить и при этом получать миллионы долларов. Естественно, они проигрывают тендеры, и пытаются обвинять в этом Россию.
«СП»: — Но в Республике Бангладеш украинские специалисты будут заниматься сервисом вертолетов Ми, не имеющих отношение к Украине…
— Если Бангладеш будет обращаться к услугам украинских представителей, эти Ми-8/Ми-17 могут просто-напросто потерпеть авиационную катастрофу. Только разработчик, который проектировал эти машины, может грамотно провести модернизацию. А это наша компания — «Вертолеты России», в которые входит и конструкторское бюро «Миля», и КБ «Камов». Модернизация со стороны Украины не дает Республике Бангладеш никаких гарантий в дальнейшей эксплуатации, и они рискуют этими машинами и жизнями пилотов.
Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский поясняет, что с юридической точки зрения Украине нельзя запретить участвовать в тендерах на ремонт и модернизацию советской техники, однако она не обладает соответствующими сертификатами и по понятным причинам проигрывает тендеры.
— Не существует международных соглашений и обязательств, которые бы запрещали той или иной компании предлагать свои услуги по сервису, в том числе и военной техники, воздушный судов. Другой вопрос, если говорить, к примеру, об авиации, там существуют сертификаты летной годности, которые получает конечный производитель. На Украине такие сертификаты может получать только компания — «Антонов».
То есть тот же Бангладеш или другие страны могут прибегать к услугам Украины для ремонта и модернизации техники, но на свой страх и риск. Юридически этому ничего не мешает.
«СП»: — То есть претензии Украины не обоснованы?
— Это то, что называется информационный шум. Украина традиционно занимает сильные позиции по вертолетным и самолетным двигателям, а также по корабельным силовым установкам, которые производит еще с советского времени. Что касается остальных крупных сегментов, там у Украины нет каких-то серьезных возможностей. Поэтому это попытки Киева где-то заработать хоть копеечку.