Материал комментируют:
Иван Коновалов
Сергей Ищенко
В начале февраля украинские оборонные предприятия пожаловались на недобросовестную конкуренцию со стороны России, которая якобы пытается выдавить «незалежную» с рынка ремонта и модернизации советских вооружений, оказывая давление на потенциальных клиентов. По иронии судьбы через несколько дней после этого всплыли подробности о том, как именно украинские предприятия ремонтируют эту технику.
5 февраля хорватская газета Jutarnji list со ссылкой на осведомленные источники сообщила, что Министерство обороны страны потребовало от Украины заменить некачественно отремонтированные истребители МиГ-21 новыми самолетами. Речь идет о замене как минимум четырех машин — самолетов 131, 132, 134 и 135, которые были приобретены Хорватией у Украины в рамках капитального ремонта и закупки боевых эскадрилий.
Хотя официальную ноту Загреб направил Киеву только на прошлой неделе, сам скандал с «фальшивыми» МиГами разгорелся еще в 2016 году. Тогда выяснилось, что из 12-ти машин, переданных «Укрспецэкспортом» в 2014 году, большинство непригодны к полетам.
По договору о ремонте истребителей они должны были прослужить десять лет — до 2023 года, но уже к 2016-му ВВС Хорватии признало их неисправными и непригодными для использования. Отказывали бортовые навигационные системы, протекали топливные баки, текло масло, были обнаружены трещины в планере. Один из последних полетов едва не окончился катастрофой, но пилотам чудом удалось посадить машину.
Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович обвинила в заключении контракта предыдущую власть и потребовала расследовать, на каких именно условиях его подписали. В марте 2016 хорватская военная полиция начала следствие и выяснила, что пять купленных самолетов оказались старыми машинами, бывшими на вооружении ВВС Болгарии до 1998 года, хотя по документам это были истребители, ранее принадлежавшие ВВС Йемена.
«Укрспецэкспорт» приобрел их на запчасти, а затем перебил номера, перекрасил и продал под видом «глубоко модернизированной техники». При этом София после списания пяти МиГов официально оповестила НАТО об уничтожении этих самолетов, поэтому еще предстоит выяснить, как они попали на Украину.
«Ремонт» машин проводился на предприятии «Одесавиаремсервис», причем оно затянуло сроки выполнения заказа и было оштрафовано хорватской стороной. В ходе расследования вскрылось, что фактический возраст этих пяти самолетов примерно на пять лет больше заявленного. На двух истребителях установлены двигатели неизвестного происхождения, заводские номера которых не совпадают с указанными в украинской документации. Была также сфальсифицирована документация на крылья, а часть комплектующих позаимствована со списанных истребителей ВВС Алжира. Как тут не вспомнить Остапа Бендера, который говорил, что всю контрабанду делают в Одессе на Малой Арнаутской улице. Похоже, это касается даже истребителей.
Что касается оставшихся семи машин, Jutarnji list пишет, что есть подозрения, что предоставленная Украиной документация также была поддельной, а их ремонт вообще не проводился. Газета назвала этот инцидент «крупнейшим скандалом в истории хорватской армии».
Украинская сторона пока официально не комментировала публикацию в хорватском издании, однако, как пишет газета, министр обороны «незалежной» Степан Полторак в ходе недавнего визита в Загреб 16 января признал, что договор был «не совсем выполнен» с ущербом для хорватской стороны. При этом за ремонт 12 истребителей Хорватия заплатила 22 миллиона долларов.
Такой «ремонт» на Украине не редкость. Например, в феврале 2016 была арестована группа военнослужащих, которые по сговору с руководством цеха «Красиловского агрегатного завода» похитила со складов воинской части балочные крепления под крыло самолетов Су-24 для переноса авиационных бомб. Крепления были похищены с целью их использования для выполнения контракта с Республикой Индия, цена которого составляет 18 млн долл.
Фронтовые истребители МиГ-21 были разработаны в СССР еще в конце 1950-х годов и давно считаются устаревшими, однако до сих пор находятся на вооружении в ряде стран, в частности Хорватии, Румынии, Индии и Египте, а также некоторых странах Африки. Как говорят эксперты, Украине будет не так легко найти работоспособные МиГ-21 в хорошем состоянии, чтобы компенсировать ущерб хорватской стороне. Скорее всего, возвращать придется деньгами, да еще и заплатив солидную неустойку. Не говоря уже о том, каким это станет ударом по репутации украинского ОПК, который еще недавно заявлял чуть ли не о равной конкуренции с Россией.
— МиГ-21 — это очень старые машины, которых даже на Украине уже нет в боевом состоянии, — поясняет военный обозреватель Сергей Ищенко. — Они еще во времена Советского Союза были выведены из боевого состава нашей авиации. Поэтому на Украине могли остаться только в состоянии консервации где-то на складах и предназначаться для продажи за рубеж в африканские страны или другие очень бедные государства.
Естественно, украинцы обещали, что они будут не просто продавать эти истребители, но и модифицировать, как мы в свое время делали для Индии, модернизируя МиГ-21 и оснащая их БРЛС «Копье». Вот и украинцы обещали, что это будет не просто МиГ-21, а современная машина, прошедшая модификацию. Теперь мы видим, как именно они модифицировали эти истребители.
А вообще эти самолеты уже практически никто не использует. Хорватия их берет только от бедности и еще потому, что всерьез воевать ни с кем не собирается. Больше эти МиГ-21 никому не нужны.
«СП»: — Но ведь Хорватия — страна НАТО…
— Да, но на современные машины нужны большие деньги, которых у них нет. А такой авиационный секонд-хенд особо никому не нужен, и его можно покупать по бросовым ценам. Поэтому какой-то спрос на рынке на эти машины есть. Но это уже почти раритет, музейный экспонат.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов считает, что этот инцидент может осложнить отношения Украины с Североатлантическим альянсом, точнее, дать дополнительные аргументы противникам вступления страны в блок.
— Репутация Украины на международном рынке вооружений и так очень сильно упала. По целому ряду позиций у Киева в последние несколько лет провалы. Это и поставки бронетранспортеров в Ирак, которые вернули, и затяжка с поставками танков «Оплот» в Таиланд, хотя контракт там совершенно небольшой. С МиГ-21 произошло то, что и следовало ожидать в данной ситуации.
Я абсолютно уверен, что никаких замен Хорватия не получит. Разве только из «вашингтонского обкома» на Киев надавят и скажут найти эти самолеты любой ценой. Но скорее может быть найден компенсационный вариант, чтобы удовлетворить требования Хорватии. Украина может передать ей какие-то другие самолеты. Хотя в украинских ВВС и новые машины в отчаянном состоянии, а тут нужно найти четыре исправных МиГ-21, место которым в музее. Сомнительно, что они смогут выполнить именно это требование.
Есть еще более простой вариант — вернуть деньги. Это колоссальный удар по имиджу, но украинскому ОПК к этому не привыкать. За последние годы было столько провалов, что одним больше, одним меньше — не столь принципиально.
«СП»: — Но, несмотря на эти провалы, им удалось в 2016 по данным Стокгольмского института изучения проблем мира SIPRI нарастить экспорт вооружений на 52% до 528 млн долл. За счет чего это стало возможным?
— А вы посмотрите, от какой цифры они считают этот рост экспорта. От 2015 года. В то время как до кризиса, Украина экспортировала вооружений и военной техники на миллиард с лишним долларов, входя в мировую десятку поставщиков оружия. Хотя и это во многом стало возможным за счет распродажи советского наследия.
Кое-что они и сами производили, участвовали в различных совместных программах, в том числе и с нами. Украинский ОПК был во многом ориентирован на Россию, особенно в том, что касается поставок частей и комплектующих. Та же компания «Мотор Сич» поставляла свои вертолетные двигатели именно нам.
Особых резервов для наращивания поставок вооружений военной техники за рубеж у них нет, украинский ОПК в развале. И на этом фоне заявления о том, что Россия вытесняет Украину с каких-то рынков, просто смешны. Они никогда и рядом с нами не стояли.
«СП»: — Возвращаясь к истории с МиГами, она как-то повлияет на отношения Украины с НАТО?
— Эта история больше касается отношений между двумя странами, и натовский момент в ней, на первый взгляд, роли не играет. Однако сам по себе возникший конфликт между Украиной и одной из стран альянса неприятен Вашингтону. Американцы поддерживают Киев несмотря на то, что в НАТО далеко не все за. Конечно, это не Евросоюз, где полный раздрай по этому вопросу, но и в Североатлантическом альянсе разные позиции по отношению к Украине.
То, что Хорватия попала в такую ситуацию, для Вашингтона неприятно. Конфликт вроде бы и небольшой, но на самом деле 22 миллиона долларов для таких стран — это серьезные деньги. Да и сам по себе конфликт знаковый. Он в очередной раз показывает, что Украина даже перед членами НАТО, куда она так стремится, не выполняет свои обязательства. И другие члены альянса могут вспомнить эту историю, когда пойдет речь о партнерстве с Украиной.
Та же Италия или Греция, которые имеют свою позицию по поводу ситуации в этой стране, могут сказать: «Пожалуйста, Украина обманула члена НАТО, „кинула“ на 22 миллиона долларов. Как с ней работать дальше?»