В канун 100-летия Российской армии новейшие истребители пятого поколения Су-57 прибыли на испытание в Сирию. На авиабазе Хмеймим (провинция Латакия), по сообщениям СМИ, приземлились два образца перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Су-57. Вместе с ними в Сирию прилетели четыре Су-35С и самолет радиолокационного дозора А-50У.
По данным газеты «Коммерсант», Су-57 были передислоцированы в рамках программы испытания систем вооружения истребителей пятого поколения, которая ведется с лета 2017 года.
Напомним: 8 февраля замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что первый этап государственных испытаний уже завершен, и военные начинают опытно-боевую эксплуатацию ПАК ФА. В 2018 году, отметил замминистра, Минобороны РФ заключит с корпорацией «Сухой» контракт на первую эскадрилью Су-57 (12 самолетов).
По его словам, первые два самолета из этой партии могут поступить в войска уже в 2019 году. Всего же, добавил Борисов, в рамках опытно-конструкторской работы по ПАК ФА было изготовлено 12 машин, 10 из которых активно участвуют в летных тестированиях.
Ранее глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов в интервью, опубликованном в издаваемом ТАСС журнале «Вестник военно-технического сотрудничества» рассказал, что Су-57 начал полеты с новейшим оружием на борту.
«Комплекс высокоточного оружия для данного самолета, причем как внутрифюзеляжный, так и на внешней подвеске, разрабатывается предприятиями корпорации. Мы перешли к практическим полетам», — отметил Обносов.
Директор корпорации добавил, что пуски и основные работы по тестированию авиационных средств поражения начнутся в скором времени. Это касается изделий, производимых конструкторскими бюро «Радуга» и «Вымпел», а также изделий головной площадки корпорации в подмосковном Королеве.
И вот теперь выясняется, что часть испытаний пройдет в Сирии. Что конкретно будут делать ПАК ФА — сказать сложно. Как отмечают эксперты, боевые летчики для Су-57 только проходят подготовку в Липецке, куда через месяц-полтора будет переброшено 12 самолетов. Пока же Су-57 пилотируют летчики-испытатели.
Минобороны РФ официально не сообщало об отправке в Сирию новейших российских истребителей. Однако источник РБК в военном ведомстве назвал появление Су-57 ответом на американские «Стелсы». «Кроме того, у истребителя есть задача пройти проверку в реальных условиях», — пояснил собеседник.
Чего ждать от Су-57 в сирийском небе, кому будет противостоять новейший российский истребитель?
— Су-57 самолет новый, и первую эскадрилью вскоре поставят в Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава, чтобы там смогли написать курс боевой подготовки для вооружаемых частей, — отмечает генерал-полковник запаса, командующий фронтовой авиацией ВВС России, Герой Советского Союза Николай Антошкин. — Но надо понимать: истребители, как и любое другое оружие, испытывается главным образом в бою. Поэтому отправка Су-57 в Сирию — очень естественное решение.
«СП»: — В Сети появились сведения, что ВВС США в Сирии прекратили полеты на истребителях F-22 Raptor из-за появления там российских Су-57. Предполагают, что это может быть связано с нежеланием американцев показывать характеристики перед «главным противником» среди истребителей такого же класса. Насколько, на ваш взгляд, Су-57 лучше F-22 Raptor?
— Су-57 оснащен двигателями с управляемым вектором тяги, причем изменяется тяга не в одной, как у F-22, а в двух плоскостях, что обеспечивает более высокую маневренность. Кроме того, эти двигатели позволяют нашему истребителю развивать скорость до 2 Махов без форсажа. Благодаря авиационной радиолокационной станции Н036 «Белка», Су-57 способен обнаруживать самолеты-«невидимки», а также сопровождать более 10 целей одновременно. Прибавьте отличную РЭБ, которая «глушит» системы самонаведения ракет противника.
Вместе с тем Су-57 имеет два больших внутренних отсека для оружия, которые занимают практически всю полезную длину самолета. Каждый отсек может нести до четырех ракет класса «воздух-воздух» K-77M.
В целом, я считаю, Су-57 более устойчив в бою. Замечу, что помимо оружия и устойчивости огромное значение имеет сила духа самого летчика. А в силе духа, я считаю, мы дополнительно выигрываем у американцев.
«СП»: — 3 февраля в сирийской провинции Идлиб был сбит российский штурмовик Су-25. Пилот успел катапультироваться, но погиб. Боевики могут сбить Су-57 из ПЗРК?
— Любой летательный аппарат, увы, можно сбить на высоте ПЗРК. Напомню, что в ходе Афганской войны советская авиация потеряла более 100 самолетов и более 300 вертолетов. В основном, их сбили из ПЗРК и малокалиберной зенитной артиллерии.
Все здесь зависит, на мой взгляд, от того, на какой высоте работает летчик, и насколько он готов к отражению атаки.
«СП»: — Против кого может применяться Су-57 в Сирии?
— Против любого противника. Истребители пригодятся, если против нашей группировки в Сирии будут предприняты провокации. Есть, кроме того, версия, что в Сирии ожидается «увеличением фронта работ» ВКС в районе Восточной Гуты.
На деле, Су-57 — хороший универсальный самолет. Он может успешно работать как по наземным, так и по воздушным целям.
«СП»: — Можно ли сказать, что с прибытием ПАК ФА в Хмеймим российская группировка в Сирии получила значительное преимущество?
— На борту Су-57, бессп-о, имеется современное оружие и современные средства защиты. Но два самолета — все-таки слишком мало для получения серьезного военного преимущества.
Другое дело, что появление Су-57 в сирийском небе, я считаю, даст нашим геополитическим соперникам лишний повод задуматься: стоит ли поднимать руку на Россию?