Воздушный бой: Индия дала МиГ-35 шанс победить «Тайфун» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Воздушный бой: Индия дала МиГ-35 шанс победить «Тайфун» - «Военные действия» 17:00 Четверг 0 431
1-03-2018, 17:00

Воздушный бой: Индия дала МиГ-35 шанс победить «Тайфун» - «Военные действия»



Индийский тендер на массовую закупку истребителей MMRCA, над которым не властны уже не годы, а десятилетия, совершил очередной вираж. Промежуточные результаты, достигнутые за 18 лет, отменены. Установлены новые правила игры. Об этом сообщает журнал Jane’s Defence Weekly в статье Rahul Bedi «Indian MoD plans to scrap IAF’s single-engine fighter project».

Министерство обороны Индии направило указание командованию ВВС пересмотреть подготавливаемое уже два года техническое задание на закупку 114 однодвигательных многофункциональных истребителей. Теперь в конкурсе смогут принять участие еще и двухмоторные самолеты. Таким образом, к легким истребителям, из которых предстоит выбрать наиболее подходящий для индийцев, добавились и средние.

Благодаря этому, выбывший из схватки почти за 10 млрд. долларов несколько лет назад российский МиГ-35 может вновь принять участие в споре за право служить в ВВС Индии.

Главная заслуга в том, что тендер превратился в сериал, одновременно и драматический, и комедийный, принадлежит индийским законодателям. В 2000 году было принято решение о том, что настает пора менять морально устаревающие истребители третьего поколения МиГ-21 (принят на вооружение в СССР в 1959 году), МиГ-27 (в 1975 году) и Jaguar (принят на вооружение во Франции в 1972 году) на современные машины.

В качестве замены командование ВВС Индии выбрало французский истребитель четвертого поколения Mirage 2000, эксплуатирующийся на родине с середины 80-х годов. Предстояло закупить 126 этих самолетов, относящихся к классу легких машин. И это позволило бы сделать ВВС Индии прекрасно сбалансированными по использованию всего спектра истребителей с высоким эксплуатационно-временным ресурсом. В качестве тяжелых машин уже прорисовывались Су-30МКИ, средний класс представлял МиГ-29, легкий — французские многоцелевые истребители Mirage, прекрасно зарекомендовавшие себя в 1999 году во время индо-пакистанского конфликта.


Да, в то время ограниченное количество «Миражей», около трех десятков, уже эксплуатировались в ВВС Индии. Однако этого было явно недостаточно. Истребителей третьего поколения, которые необходимо было списывать, насчитывалось в общей сложности более пятисот. Впрочем, их и сейчас практически столько же.

Все было готово к тому, чтобы подписать с французами контракт на 4,5 млрд. долларов. Однако в Индии приняли закон, предписывающий такого рода закупки совершать на конкурсной основе. Впрочем, на первых порах это было не столь и страшно для реализации задуманного плана. Условия тендера прописали именно под «Мираж». Но тут в дело вмешались вездесущие американцы. В результате дипломатических маневров с посулами самых разнообразных политических и экономических благ они добились переписывания условий тендера с целью допуска своего истребителя F/A-18E/F Super Hornet. В результате к конкурсу вместе с легкими были допущены и средние истребители. Этим не преминули воспользоваться производители других средневесов — евроистребителя Typhoon и российского МиГ-29, который впоследствии переменил имя на МиГ-35. Также добавились и еще два легковеса — американский F-16 и шведский Gripen.

Вскоре ситуация еще больше осложнилась и запуталась. Был введен принцип «Made in India», согласно которому в стране необходимо развивать собственное производство зарубежной военной техники. Для чего иностранные производители должны передавать технологии. В тендере прописали, что закупаются 18 самолетов, а остальные 108 строятся в Индии по лицензии.

Лишь в 2007 году были окончательно урегулированы все внутренние и внешние противоречия и был дан официальный старт тендеру, стоимость которого к тому моменту подросла до 9 млрд. долларов. В результате этой задержки пришлось похоронить первоначальные намерения — в 2007 году было прекращено производство «Миражей» и демонтировано все технологическое оборудование. Однако французы успели перед стартом тендера заменить Mirage 2000 на свой новый средний истребитель Rafale.

На первых порах в лидеры вырвался F/A-18E/F Super Hornet. Однако после того, как американцы дали понять, что не намерены экспортировать свою технологию, индийцам предстояло остановить свой выбор на какой-либо европейской машине.

И тут шведам сильно не повезло, хоть их Gripen наилучшим образом соответствовал первоначальным намерениям индийцев закупать именно легкие истребители. В Индии к тому моменту уже проходили испытания собственного легкого истребителя HAL Tejas.

В 2011 году, спустя 10 лет, в финал вышли два истребителя — Typhoon и Rafale. Через год победителем был назван Rafale. Однако тендер на этом, как известно, не завершился. И когда он завершится, никому неведомо. Все привыкли наблюдать за нескончаемыми перипетиями, как за десятилетиями длящимися сериалами.

Почему МиГ-35 не попал даже в шорт-лист конкурса? Тому две причины. Во-первых, это был совсем не тот самолет, который совсем скоро будет принят на вооружение ВВС России. На нем была авионика и силовая установка из прошлого века. И самолет не подтвердил заявленные разработчиками параметры по части тяги двигателя и дальности обнаружения целей радиолокационной станцией.

Во-вторых, самолет не только не был принят на вооружение в России, но и не производился даже мелкими сериями. То есть не приходилось говорить о передаче индийцам технологии, которой, по сути, еще не существовало. Руководство РСК «МиГ», конечно, при этом называло и политические причины, говорило о происках конкурентов и маркетинговых ошибках. Однако все это мелочи по сравнению с тем, что прототип истребителя всегда выглядит не слишком убедительно рядом с серийными машинами.

Когда индийское правительство и производители «Рафаля» собрались подписать контракт, то сделать это оказалось невозможно. К 2013 году стоимость контракта подросла до 10,5 млрд. долларов. Однако французы запросили 20 млрд. Меньше никак нельзя, поскольку это будет ниже себестоимости самолета. Ситуация усугубилась еще и тем, что французы заявили, что, учитывая уровень развития индийской промышленности, они не гарантируют должное качество истребителей, которые будут построены по лицензии. То есть отказались передавать технологии для «Made in India».

В результате в 2016 году правительство Индии приняло решение, которое в сравнении с планами 2000 года стоимостью 4,5 млрд. долларов иначе как безумным назвать нельзя. Французы, начиная с 2019 года, начинают поставку 36 истребителей «Рафаль». И получают за это 9,1 млрд. долларов. При этом никого лицензионного производства этих самолетов в Индии не будет развернуто.

Да, конечно «Рафаль» лучше, чем «Мираж». Поэтому выше его стоимость. Но это истребитель четвертого поколения. В то время как антагонисты и соперники Индии — Китай и Пакистан — уже подбираются к истребителям пятого поколения. Китай закупает российские Су-35, относящиеся к поколению 4++. И Пакистан намеревается их закупать. Помимо этого Китай готовится принять на вооружение J-20 «Черный орел» «околопятого» поколения.

Так что за 18 лет Индия практически не продвинулась вперед в вопросе замены устаревших истребителей, которые совсем скоро станут музейными экспонатами. Даже Нигерия два года назад заменила истребители Jaguar на более современные. А в Индии они еще будут летать неведомое количество лет.

Чтобы все-таки выправить ситуацию Индия и решила продолжить свой долгоиграющий тендер. Но при этом, чтобы соблюсти формальности, то есть сделать вид, что это новый тендер — MMRCA-2, — было объявлено о приглашении на конкурс и двухдвигательных самолетов, то есть истребителей среднего веса.

Вполне понятно, что в ристалище примут участие все участники MMRCA. За исключением разве что французского «Рафаля». И по-прежнему у легкого шведского «Грипина» не будет шансов на победу в связи с тем, что Индия в этой весовой категории продвигает свой истребитель Tejas.

Если же Индия будет твердо настаивать на принципе «Made in India», на предварительном этапе должны отвалить два американских самолета — F-16 и F/A-18E/F. На том основании, что американцы не отдадут индийцам свои технологии.

Остаются два реальных претендента: евроистребитель Typhoon и российский МиГ-35.

Победе российского истребителя могут способствовать два важных обстоятельства. Во-первых, МиГ-35 стоит меньше почти в 2,5 раза: 50 млн. долларов против 120 млн. Во-вторых, Россия готова передать Индии технологии производства истребителя. Это видно на примере истребителя пятого поколения Су-57: создано совместное производство по разработке и производству индийской модификации этого самолета. Совместно разрабатывается и гиперзвуковая модификация противокорабельной ракеты «БраМос». Как видим, тут речь идет о самых современных технологиях, а не о технологиях «второй свежести», которыми обладают принимающие участие в тендере американские истребители.


МиГ-35 существенно моложе «Тайфуна», он относится к поколению 4++. В то время как у «европейца» этих двух полюсов нет. У российского истребителя самая «свежая» авионика. Некоторые его системы, включая РЛС, на равных конкурируют с системами истребителей пятого поколения. А некоторых комплексов нет и у «пятерочников». Так, МиГ-35 оснащен двумя оптико-локационными станциями. Одна традиционная — переднего обзора, вторая обзора нижней полусферы, что крайне полезно при решении истребителем ударных задач.

Хотя, конечно, «Тайфун», эксплуатирующийся с 2003 года, уже претерпел некоторую модернизацию. Например, на него установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой. В общем, самолет хороший. Не случайно во время маневров в Англии он с легкостью расправился с двумя тяжелыми американскими F-15E.

Самолеты примерно равны по своим паспортным данным. Скорость абсолютно одинаковая. Как и эффективная площадь рассеивания — около 1 кв.м. Одинаковый максимальный взлетный вес (23500 кг) и вес боевой нагрузки (7000 кг). У «Тайфуна» чуть больше тяга двигателей, боевой радиус и потолок, но меньше скороподъемность. Разумеется, у МиГ-35 выше маневренность — это «фирменная» черта всех российских истребителей. У российского истребителя есть и еще одно достоинство — система дозаправки в воздухе. В связи с чем его боевой радиус может быть существенно удлинен.

Разумеется, при выборе лучшего истребителя будут проводиться летные испытания. И там каждый из претендентов будет доказывать, насколько его паспортные характеристики соответствуют действительности. В прошлый раз у российского истребителя это не получилось. На сей раз машина доведена до ума. Ну, а тогда, когда будут подводиться итоги тендера, МиГ-35 будет уже серийно выпускаться.


Индийский тендер на массовую закупку истребителей MMRCA, над которым не властны уже не годы, а десятилетия, совершил очередной вираж. Промежуточные результаты, достигнутые за 18 лет, отменены. Установлены новые правила игры. Об этом сообщает журнал Jane’s Defence Weekly в статье Rahul Bedi «Indian MoD plans to scrap IAF’s single-engine fighter project». Министерство обороны Индии направило указание командованию ВВС пересмотреть подготавливаемое уже два года техническое задание на закупку 114 однодвигательных многофункциональных истребителей. Теперь в конкурсе смогут принять участие еще и двухмоторные самолеты. Таким образом, к легким истребителям, из которых предстоит выбрать наиболее подходящий для индийцев, добавились и средние. Благодаря этому, выбывший из схватки почти за 10 млрд. долларов несколько лет назад российский МиГ-35 может вновь принять участие в споре за право служить в ВВС Индии. Главная заслуга в том, что тендер превратился в сериал, одновременно и драматический, и комедийный, принадлежит индийским законодателям. В 2000 году было принято решение о том, что настает пора менять морально устаревающие истребители третьего поколения МиГ-21 (принят на вооружение в СССР в 1959 году), МиГ-27 (в 1975 году) и Jaguar (принят на вооружение во Франции в 1972 году) на современные машины. В качестве замены командование ВВС Индии выбрало французский истребитель четвертого поколения Mirage 2000, эксплуатирующийся на родине с середины 80-х годов. Предстояло закупить 126 этих самолетов, относящихся к классу легких машин. И это позволило бы сделать ВВС Индии прекрасно сбалансированными по использованию всего спектра истребителей с высоким эксплуатационно-временным ресурсом. В качестве тяжелых машин уже прорисовывались Су-30МКИ, средний класс представлял МиГ-29, легкий — французские многоцелевые истребители Mirage, прекрасно зарекомендовавшие себя в 1999 году во время индо-пакистанского конфликта. Да, в то время ограниченное количество «Миражей», около трех десятков, уже эксплуатировались в ВВС Индии. Однако этого было явно недостаточно. Истребителей третьего поколения, которые необходимо было списывать, насчитывалось в общей сложности более пятисот. Впрочем, их и сейчас практически столько же. Все было готово к тому, чтобы подписать с французами контракт на 4,5 млрд. долларов. Однако в Индии приняли закон, предписывающий такого рода закупки совершать на конкурсной основе. Впрочем, на первых порах это было не столь и страшно для реализации задуманного плана. Условия тендера прописали именно под «Мираж». Но тут в дело вмешались вездесущие американцы. В результате дипломатических маневров с посулами самых разнообразных политических и экономических благ они добились переписывания условий тендера с целью допуска своего истребителя F/A-18E/F Super Hornet. В результате к конкурсу вместе с легкими были допущены и средние истребители. Этим не преминули воспользоваться производители других средневесов — евроистребителя Typhoon и российского МиГ-29, который впоследствии переменил имя на МиГ-35. Также добавились и еще два легковеса — американский F-16 и шведский Gripen. Вскоре ситуация еще больше осложнилась и запуталась. Был введен принцип «Made in India», согласно которому в стране необходимо развивать собственное производство зарубежной военной техники. Для чего иностранные производители должны передавать технологии. В тендере прописали, что закупаются 18 самолетов, а остальные 108 строятся в Индии по лицензии. Лишь в 2007 году были окончательно урегулированы все внутренние и внешние противоречия и был дан официальный старт тендеру, стоимость которого к тому моменту подросла до 9 млрд. долларов. В результате этой задержки пришлось похоронить первоначальные намерения — в 2007 году было прекращено производство «Миражей» и демонтировано все технологическое оборудование. Однако французы успели перед стартом тендера заменить Mirage 2000 на свой новый средний истребитель Rafale. На первых порах в лидеры вырвался F/A-18E/F Super Hornet. Однако после того, как американцы дали понять, что не намерены экспортировать свою технологию, индийцам предстояло остановить свой выбор на какой-либо европейской машине. И тут шведам сильно не повезло, хоть их Gripen наилучшим образом соответствовал первоначальным намерениям индийцев закупать именно легкие истребители. В Индии к тому моменту уже проходили испытания собственного легкого истребителя HAL Tejas. В 2011 году, спустя 10 лет, в финал вышли два истребителя — Typhoon и Rafale. Через год победителем был назван Rafale. Однако тендер на этом, как известно, не завершился. И когда он завершится, никому неведомо. Все привыкли наблюдать за нескончаемыми перипетиями, как за десятилетиями длящимися сериалами. Почему МиГ-35 не попал даже в шорт-лист конкурса? Тому две причины. Во-первых, это был совсем не тот самолет, который совсем скоро будет принят на вооружение ВВС России. На нем была авионика и силовая установка из прошлого века. И самолет не подтвердил заявленные разработчиками параметры по части тяги двигателя и дальности обнаружения целей радиолокационной станцией. Во-вторых, самолет не только не был принят на вооружение в России, но и не производился даже мелкими сериями. То есть не приходилось говорить о передаче индийцам технологии, которой, по сути, еще не существовало. Руководство РСК «МиГ», конечно, при этом называло и политические причины, говорило о происках конкурентов и маркетинговых ошибках. Однако все это мелочи по сравнению с тем, что прототип истребителя всегда выглядит не слишком убедительно рядом с серийными машинами. Когда индийское правительство и производители «Рафаля» собрались подписать контракт, то сделать это оказалось невозможно. К 2013 году стоимость контракта подросла до 10,5 млрд. долларов. Однако французы запросили 20 млрд. Меньше никак нельзя, поскольку это будет ниже себестоимости самолета. Ситуация усугубилась еще и тем, что французы заявили, что, учитывая уровень развития индийской промышленности, они не гарантируют должное качество истребителей, которые будут построены по лицензии. То есть отказались передавать технологии для «Made in India». В результате в 2016 году правительство Индии приняло решение, которое в сравнении с планами 2000 года стоимостью 4,5 млрд. долларов иначе как безумным назвать нельзя. Французы, начиная с 2019 года, начинают поставку 36 истребителей «Рафаль». И получают за это 9,1 млрд. долларов. При этом никого лицензионного производства этих самолетов в Индии не будет развернуто. Да, конечно «Рафаль» лучше, чем «Мираж». Поэтому выше его стоимость. Но это истребитель четвертого поколения. В то время как антагонисты и соперники Индии — Китай и Пакистан — уже подбираются к истребителям пятого поколения. Китай закупает российские Су-35, относящиеся к поколению 4 . И Пакистан намеревается их закупать. Помимо этого Китай готовится принять на вооружение J-20 «Черный орел» «околопятого» поколения. Так что за 18 лет Индия практически не продвинулась вперед в вопросе замены устаревших истребителей, которые совсем скоро станут музейными экспонатами. Даже Нигерия два года назад заменила истребители Jaguar на более современные. А в Индии они еще будут летать неведомое количество лет. Чтобы все-таки выправить ситуацию Индия и решила продолжить свой долгоиграющий тендер. Но при этом, чтобы соблюсти формальности, то есть сделать вид, что это новый тендер — MMRCA-2, — было объявлено о приглашении на конкурс и двухдвигательных самолетов, то есть истребителей среднего веса. Вполне понятно, что в ристалище примут участие все участники MMRCA. За исключением разве что французского «Рафаля». И по-прежнему у легкого шведского «Грипина» не будет шансов на победу в связи с тем, что Индия в этой весовой категории продвигает свой истребитель Tejas. Если же Индия будет твердо настаивать на принципе «Made in India», на предварительном этапе должны отвалить два американских самолета — F-16 и F/A-18E/F. На том основании, что американцы не отдадут индийцам свои технологии. Остаются два реальных претендента: евроистребитель Typhoon и российский МиГ-35. Победе российского истребителя могут способствовать два важных обстоятельства. Во-первых, МиГ-35 стоит меньше почти в 2,5 раза: 50 млн. долларов против 120 млн. Во-вторых, Россия готова передать Индии технологии производства истребителя. Это видно на примере истребителя пятого поколения Су-57: создано совместное производство по разработке и производству индийской модификации этого самолета. Совместно разрабатывается и гиперзвуковая модификация противокорабельной ракеты «БраМос». Как видим, тут речь идет о самых современных технологиях, а не о технологиях «второй свежести», которыми обладают принимающие участие в тендере американские истребители. МиГ-35 существенно моложе «Тайфуна», он относится к поколению 4 . В то время как у «европейца» этих двух полюсов нет. У российского истребителя самая «свежая» авионика. Некоторые его системы, включая РЛС, на равных конкурируют с системами истребителей пятого поколения. А некоторых комплексов нет и у «пятерочников». Так, МиГ-35 оснащен двумя оптико-локационными станциями. Одна традиционная — переднего обзора, вторая обзора нижней полусферы, что крайне полезно при решении истребителем ударных задач. Хотя, конечно, «Тайфун», эксплуатирующийся с 2003 года, уже претерпел некоторую модернизацию. Например, на него установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой. В общем, самолет хороший. Не случайно во время маневров в Англии он с легкостью расправился с двумя тяжелыми американскими F-15E. Самолеты примерно равны по своим паспортным данным. Скорость абсолютно одинаковая. Как и эффективная площадь рассеивания — около 1 кв.м. Одинаковый максимальный взлетный вес (23500 кг) и вес боевой нагрузки (7000 кг). У «Тайфуна» чуть больше тяга двигателей, боевой радиус и потолок, но меньше скороподъемность. Разумеется, у МиГ-35 выше маневренность — это «фирменная» черта всех российских истребителей. У российского истребителя есть и еще одно достоинство — система дозаправки в
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 908 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl