Материал комментируют:
Каринэ Геворгян
Ричард Фрэнк
Страсти после той нашумевшей американской бомбардировки в Дэйр-эз-Зоре несколько поутихли. Напомним, тогда погибли россияне. Их точное число так и не названо. Власти говорят о пяти человеках. Многие западные СМИ писали, что число жертв доходило до почти фантастических двух, а то и трех сотен. Учитывая, что жертвами в основном стали сирийцы, да и общее количество наемников из РФ в Сирии не столь велико, чтобы одновременно могло быть убито столько человек, можно предположить, что эти данные все же сильно преувеличены.
Как бы то ни было, этот случай сам по себе можно назвать беспрецедентным. В Сирии, конечно, погибали россияне и до этого, но их убийцами обычно были террористы, ну и не стоит, конечно, забывать, что в смерти одного из наших летчиков повинна Турция. Тогда было много шуму, но Москве и Анкаре удалось преодолеть кризис, потому как, во-первых, принесены извинения с турецкой стороны, а во-вторых, сейчас Эрдоган делает все для того, чтобы максимально сблизиться с Россией. У него это неплохо получается, возможно, все это делается только с целью продемонстрировать забывшемуся Западу опасность независимой от него Турции. И все же. В конце концов с турками мы поладили, несмотря на их первоначально не совсем понятное поведение. Но вот с США пойти на мировую вряд ли получится.
Вряд ли американцы действительно намеревались уничтожить россиян, но уже ничего не поделаешь — они это сделали. И эти жертвы воспринимаются не только как потери, но и как оскорбление — все-таки это сделано самым принципиальным геополитическим противником России, и это — отголоски того противостояния, что длилось почти весь двадцатый век. В связи с этим у многих возник вопрос — как отреагирует Россия?
Как в России, так и за рубежом гадали, попытается ли Москва ответить зеркально, то есть готова ли она на убийство американских граждан на Ближнем Востоке? Несмотря на то, что в РФ уже несколько подзабыли об этом вопросе, на Западе его продолжают развивать. Так, например, бывший советник Государственного секретаря США Элиот Коэн уверен, что Кремль непременно готовится к тому, чтобы отомстить за убитых российских граждан. По его мнению, в особой группе риска находятся не военнослужащие, а наемники, будто бы на них РФ и сконцентрируется, причем они могут стать жертвами не только в Сирии, но и в Ираке, и даже Йемене. Мы решили разобраться, действительно ли Кремль вынашивает подобные планы или это — очередные домыслы Запада.
Российский политолог и востоковед Каринэ Геворкян полагает, что такая возможность есть. По ее мнению, сейчас в США в целом стараются максимально дискредитировать Россию, и вся эта ситуация может быть как-то использована против Москвы.
— Американцы перешли к чрезвычайно интересному сценарию конкуренции с Россией на Ближнем Востоке. Они начали новую стадию делигитимации российского присутствия в Сирии, и для этого много делается. Сюда относятся обвинения в потворствовании химическим атакам. Сложно сказать, добьются ли они успеха, но действуют Штаты глобально, здесь замешана не только Сирия. США пытаются в целом демонизировать Россию. Например, эта история с наркотиками из Аргентины. Отчасти в этом можно разглядеть попытку США дискредитировать Российскую Федерацию. Они правильно полагают, что это очень важно, потому что так Россия теряет свой авторитет в мире. Мир готовят к тому, что Россия — страшный и нерукопожатный зверь. Что касается Сирии, то тут США прекрасно понимают, что в ряде регионов им надо быть первыми. Экономически важные провинции — Дэйр-эз-Зор и Идлиб, в них доминирует оппозиция, и США всячески стараются использовать это. Россия, разумеется, действует так, как нужно ей. Это похоже на перетягивания каната, и тут трудно угадать, кто одержит верх. Опасность в том, что все военные победы России могут быть обесценены из-за репутационных потерь. Но пока Россия действует эффективно, и активно должны работать не только наши военные, но и дипломаты.
«СП»: — А что вы думаете по поводу опасений американцев за своих наемников? Действительно ли они находятся в опасности после этого инцидента в Дэйр-эз-Зоре с гражданами РФ?
— Конечно, они находятся в опасности. Конечно, не обязательно руководству страны заниматься этим вопросом. Скорее всего, решать будут сами пострадавшие, их руководство, люди, отвечающие за операции. И ответ может быть таким же, как это было в Дэйр-эз-Зоре.
Австралийский военный эксперт Ричард Фрэнк полагает, что российское руководство вынашивает планы по ответу за смерти россиян. Он считает, что это отрицательно характеризует Россию, потому как это дает понять ее истинную мотивацию — будто бы она не нацелена на восстановление мира в Сирии, но преследует только свои цели, и месть — одна из них.
— России надо пересмотреть свое отношение к Коалиции в Сирии. Совместные действия принесут пользу государству, но вместо этого намечается усугубление конфликта. Коалиция не была осведомлена о том, кто совершил то нападение в Дэйр-эз-Зоре, но все равно она осведомила Россию о том, что планируется контратака. И из-за этого непонятно, почему русские вообще погибли. Это случайность. Разве за этого надо мстить? Лучше потратить возможности на то, чтобы предотвратить такие трагедии в будущем.