Глава Центрального командования вооруженных сил США генерал Джозеф Вотел, выступая в Комитете по вооруженным силам Конгресса, сделал целый ряд заявлений по Сирии, которые трудно признать соответствующими истинами. Так, заслуга в освобождении 98% процентов территории Ирака и Сирии от боевиков ИГИЛ* принадлежит исключительно войскам США и стран, входящих в коалицию. В Афганистане совершается громадная работа по разгрому талибов * (уже восемнадцатый год!). Однако эффективность освободительной миссии США могла бы стать значительно выше, если бы этому не препятствовала Россия.
«Рост числа российских зенитно-ракетных комплексов в регионе угрожает нашей возможности доминировать в воздушном пространстве», — заявил генерал.
Однако это тактика. Джозеф Вотел не преминул рассказать и о стратегии, политической. Он обвинил Россию в том, что она, не позволяя «сирийскому народу» избавиться от «бесчеловечного режима Асада», тем самым пытается ограничить доминирование США в Ираке и Афганистане, а также натравливает Турцию на США. Более того, Москва «мертвой хваткой» вцепилась в страны Центральной Азии и не дает США расширять свое влияние в этом регионе.
Досталось в докладе Вотела и Китаю, который также пытается связать военно-политические усилия США по рукам и ногам. Третий враг США, разумеется, Иран.
В общем, Россия мешает доминированию США не столько в воздушном пространстве региона, сколько в политическом, военном и экономическом. И это слово — «доминирование» — употребляется в докладе бессчетное количество раз. И подкрепляется ссылкой на недавно опубликованную Стратегию национальной обороны США, где сказано: «конкурировать, сдерживать и побеждать в конфликтах для укрепления всех рычагов государственной власти и устойчивого военного преимущества».
Ну, а одним из технических средств, которые препятствуют этому безраздельному доминированию, называются российские средства ПВО.
При этом следует различать российские комплексы ПВО, которые поставлялись сирийской армии и обслуживаются сирийцами, и комплексы, которые стоят на защите российских баз и обслуживаются российскими военнослужащими.
В сирийских войсках ПВО преобладают комплексы, которые были переданы еще Советским Союзом. Что-то за деньги, но большая часть для поддержания «стратегического союзника в регионе». К наиболее древним относятся ЗРК С-75, коих насчитывается более 50 дивизионов. Этот комплекс был принят на вооружение в СССР в 1957 году. И длительное время мог справляться со всеми существующими в мире самолетами, поражая цели на высоте до 30 км и на удалении до 40 км. Прославился тем, что 1 мая 1960 года сбил под Свердловском американский самолет-разведчик U-2, считавшийся недосягаемым для средств ПВО.
К более «свежим» советским ЗРК относятся С-125 (работа с маловысотными целями), «Квадрат», относящиеся к комплексам ближнего действия. К ЗРК дальнего действия относится С-200 «Вега». Эти комплексы давно сняты с вооружения в России.
В свое время первые советские ЗРК были очень эффективны. Во время войны «Судного дня» в 1973 году С-75 и С-125 уничтожили около 70-и израильских самолетов.
Есть и комплексы, которые пока еще эксплуатируются в российской армии, но совсем скоро они будут заменены на более современные. К таковым относятся «Оса» и «Стрела», комплексы ближнего действия.
Однако на вооружении ПВО Сирии есть два абсолютно современных комплекса, которые начали поставляться, правда, в очень ограниченном количестве, в 10-е годы. Это ЗРК «Бук-М2» (8 пусковых установок) и ЗПРК «Панцирь-С1» (36 ПУ). Именно они и способны представлять угрозу для современных самолетов США и стран НАТО.
ЗРК среднего радиуса действия «Бук-М2» был принят на вооружение в 2008 году. Дальность поражаемых целей — 50 км, высота — 25 км. Поражаются цели, маневрирующие с перегрузками до 24g. Вероятность поражения одним выстрелом крылатой ракеты — 0,7?0,8. Максимальная скорость целей может достигать 1100 м/с.
10 февраля этого года сирийский «Бук» доказал свою состоятельность, сбив израильский истребитель F-16. Это была первая потеря израильских ВВС с 1982 года. А в 2015 году отличился зенитно-пушечный ракетный комплекс ближнего действия «Панцирь-С1», сбивший турецкий истребитель F-4 «Фантом», вторгшийся в воздушное пространство Сирии. Причем это был «Фантом» не периода Вьетнамской войны, а существенно модернизированный в Израиле самолет с установленным на нем комплексом радиоэлектронной борьбы. Однако против «Панциря» он оказался бессильным.
Входит «Панцирь» и в состав средств ПВО, эксплуатирующихся российскими военнослужащими для обороны двух российских военных баз — авиагруппы, базирующейся в Хмеймиме, и базы ВМФ России, расположенной в Тартусе.
Но это уже самый новый ЗПРК — «Панцирь-С2», принятый на вооружение в 2015 году. Комплекс универсален, он способен бороться со всем, что летает на скоростях, приближающихся к гиперзвуковому барьеру, и маневрирует с максимально возможными перегрузками. Наилучшим образом по сравнению с существующими аналогами он приспособлен для перехвата высокоточного оружия. Цели с ЭПР от 0,03 кв.м. до 0,06 кв.м. поражаются одной ракетой с вероятностью 0,7.
От мировых аналогов систем ПВО/ПРО малой дальности «Панцирь» отличается прежде всего использованием новейших средств обнаружения и сопровождения целей. Сюда входят три РЛС, одна из которых имеет фазированную антенную решетку, то есть происходит не механическое а электронное отклонение сканирующего луча. Есть также оптико-локационная станция, работающая в видимом и инфракрасном диапазонах. Скорость реакции рекордная — 4 сек. Наведение ракеты и артиллерийской установки осуществляется со скоростью 100 градусов в секунду.
Уникальна и ракета, она бикалиберная. Калибр первой ступени больше, чем второй: 170 мм и 90 мм соответственно. Это необходимо для того, чтобы не терять энергию при отстреле первой ступени, в этом режиме скорость второй (бездвигательной) ступени снижается всего лишь на 40 м/с на каждый километр.
В артиллерийской установке используется спаренный зенитный автомат калибра 30 мм, делающий 5000 выстрелов в минуту.
«Панцири» защищают и авиационную, и морскую российские базы. Объектовая защита Тартуса возложена и на ЗРС дальнего действия С-300ВМ «Антей-2500». Система позволяет перехватывать аэродинамические цели на дальности до 200 км и на высоте до 30 км. Также поражает баллистические ракеты малой и средней дальности, имеющие скорость 4500 м/с. Успешно работает с малозаметными целями, имеющими ЭПР от 0,02 кв.м. РЛС с активной фазированной антенной решеткой способна сопровождать до 24 целей одновременно. На каждую цель наводятся 4 ракеты, их пуски продолжаются до уничтожения объекта.
Когда С-300ВМ появилась в Тартусе, американцы начали роптать: у террористов нет авиации, следовательно, русские развернули свою систему ПВО/ПРО против нас. На то был дан резонный ответ: вашим самолетам нечего делать в зоне нашей базы.
Авиационную базу в Хмеймиме защищает от налетов более основательная система — С-400 «Триумф». Она может делать все то же самое, что и С-300ВМ, но на более высоком уровне. РЛС обнаруживает цели на расстоянии 600 км, а изготовленные на основании стелс-технологии — на 150 км. Одновременно сопровождает 100 целей.
6 различных ракет, которыми располагает С-400, перекрывают громадный диапазон по скорости, удаленности, маневренности. Самый дальний перехват осуществляется на расстоянии 400 км. Максимальная скорость цели (в данном случае баллистической ракеты) — 4800 м/с. Минимальная высота поражения самолетов и крылатых ракет — 5 метров, максимальная высота расположена уже в космосе — 185 км.
Разумеется, генерал Джозеф Вотел недоволен таким положением вещей. Но повлиять на него у него нет никаких рычагов. Однако его пафос относительно того, что «русские мешают нам летать, где нам заблагорассудится», относится к экспортированию новейших российских систем. И тут США пытаются повлиять на ситуацию с помощью запугивания, шантажа и прочих приемов давления. Турции приобрела 4 дивизиона С-400. В связи с чем Вашингтон требует от Анкары отказаться от сделки под угрозой введения санкций.
Крайне неодобрительно американцы отнеслись и к покупке С-300ВМ Египтом. В течение последних десяти лет были поставки различных модификаций С-300 в Алжир, Армению, Венесуэлу, Вьетнам, Китай, Иран, на Кипр. Не лучше для США дела обстоят и с системой С-400. Она уже эксплуатируется в Китае. В очереди на приобретение стоят Индия, Ирак, Саудовская Аравия, Марокко.
И это значит, что американский генерал абсолютно прав, утверждая, что «рост числа российских зенитно-ракетных комплексов в регионе угрожает нашей возможности доминировать в воздушном пространстве».
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Движение Талибан» решением Верховного суда РФ от 14.02.2003 года признано экстремистским, его деятельность в России запрещена.