Материал комментируют:
Александр Дудчак
Эдуард Попов
На Украине началась подготовка к полицейской операции по «деоккупации Донбасса». Об этом, со ссылкой на главу ведомства Арсена Авакова, сообщается на сайте МВД.
«Сегодня мы рассматриваем несколько вариантов развития сценария на востоке. Мы понимаем, что освобождение территории Донбасса и восстановление контроля над восточной границей будет полицейской операцией с привлечением миротворческих сил, а не военной», — заявил Аваков, добавив, что силы МВД — полиция и Национальная гвардия — ведут подготовку к подобному развитию событий.
Напомним, о том, что текущая «антитеррористическая операция» (т.н. АТО) в Донецкой и Луганской областях завершится в мае 2018 года, об этом сообщил 5 апреля президент Украины Петр Порошенко. И пояснил: «Режим АТО, когда это все координировалось через руководство Службы безопасности Украины, а сейчас управление перейдет к руководству Вооруженных сил».
Двумя днями ранее Порошенко подписал закон о реинтеграции Донбасса, который позволяет ему объявлять военное положение и вводить войска на любые территории, в любой период и на неопределенный срок.
В начале марта офицер управления правового обеспечения Генерального штаба ВСУ Юрий Бобров сообщил о том, что начало операции Объединенных сил в Донецкой и Луганской областях Украины будет санкционировано указом президента, который может быть подписан в ближайшее время. При этом военная операция будет проводиться параллельно с «антитеррористической». После этого стало известно, что Порошенко назначил заместителя начальника Генштаба ВСУ генерал-лейтенанта Сергея Наева на должность командующего операцией Объединенных сил в Донецкой и Луганской областях страны, поставив тому задачу укрепить ВСУ настолько, чтобы они были способными не только к обороне, но и к освобождению «оккупированных территорий».
Напомним также, что сам Аваков ранее неоднократно высказывался о подготовке сил МВД к боевым действиям. Так, в декабре 2017 года он призывал Национальную гвардию Украины «быть готовой взять под контроль ситуацию в Донбассе».
Стоит также обратить внимание, что в последнем заявлении Аваков упомянул миротворцев. Однако, как известно, никакого консенсуса по этому вопросу пока нет. На днях появлялась информация о том, что по инициативе Киева может состояться встреча в формате «нормандской четверки» без России по этому вопросу, однако официально это подтверждено не было.
Как заявил в интервью украинским СМИ глава МВД Павел Климкин, «Украина будет давить на Россию в вопросе размещения миротворческого контингента».
Насколько планируемая Аваковым операция привязана к решению вопроса с миротворцами? И когда она может начаться?
— С одной стороны, заявление Авакова говорит о том, что у украинского руководства нет четкой концепции и единого мнения в отношении Донбасса, с другой — при всех различиях во мнениях, общее у всех представителей нынешней власти в том, что они не рассматривают иных сценариев, кроме силовых, — считает политолог Александр Дудчак. — Мирное решение проблемы, путь переговоров — не для них.
«СП»: — По словам Авакова, «освобождение территории Донбасса и восстановление контроля над восточной границей будет полицейской операцией с привлечением миротворческих сил, а не военной». Какая по большому счету разница, кто занимается «зачисткой» военные или МВД?
— Делать оговорки о том, что операция будет полицейской, а не военной Авакову нет необходимости. Ведь они сами себе разрешили использовать вооруженные силы в подавлении Донбасса. И нет никакой разницы для тех, кто попадет под обстрелы — кто ведет эти обстрелы: ВСУ или Нацгвардия. Жителей неподконтрольных Киеву территорий, украинские лвасти называют оккупантами и считают вполне приемлемым применение против них силы. А, следовательно, и неизбежные жертвы среди населения — тоже для киевских властей вполне допустимы. Так, кто в таком случае будет оккупантом?
«СП»: — О каких миротворцах говорит Аваков? Вроде консенсуса по миротворцам так и нет…
— Изначально они рассматривали миротворцев (от стран НАТО в первую очередь), как вооруженную силу, принимающую участие в конфликте на стороне Киева — как часто у них случается, желаемое выдают за действительное. Такие решения невозможно принимать без участия представителей Донбасса. И уж тем более речь не может идти о том, чтобы миротворцы устраивали блокаду самопровозглашенных республик.
«СП»: — Какие сроки могут быть у этой операции? Или этот вопрос с вводом миротворцев увязан? Могут ли они полезть до ЧМ-2018 по футболу, угрожая сорвать его, и за счет этого продавить вопрос о вводе миротворцев на границу с Россией, а не только на линию разграничения?
— Старт ЧМ по футболу — вполне привлекательное время для начала операции. Но вряд ли это сможет повлиять на решение о вводе или не вводе миротворцев, на их статус, на места дислокации. Хочется надеяться, что до военной или полицейской операции, как говорит Аваков, дело не дойдет.
«СП»: — Чем, по-вашему, может закончиться такая операция?
— В Киеве все бредят опытом хорватской операции «Буря» августа 1995 года, когда хорватские и мусульманские подразделения, шестикратно превосходящие силы сербов, при поддержке Запада, уничтожили Республику Сербскую Краину. В результате — тысячи погибших, сотни тысяч беженцев,
Там тоже были «миротворцы», которые никак не способствовали умиротворению и недопущению военной операции. ЕС формально даже осудил Хорватию, но без каких-либо заметных последствий. На примерно такой сценарий рассчитывают и в Киеве. Но за более чем два десятилетия ситуация изменилась.
Такое развитие ситуации сейчас вряд ли возможно на Украине. Такая операция может закончиться серьезными потерями с двух сторон, разрушением инфраструктуры, новыми потоками беженцев. Зачем это Украине, если проблему можно решить мирным путем? Новые гробы солдат ВСУ по всем регионам Украины ради возбуждения ненависти к жителям Донбасса, или как говорят провластные украинские СМИ — к «российским оккупантам»? Стоит ли убийство одних граждан Украины, жизней других граждан Украины?
— Заявление было сделано Аваковым в рамках встречи с представителями США или же «вдогонку» встрече, — отмечает директор Центра общественного и информационного сотрудничества Эдуард Попов.
— Поэтому его слова можно рассматривать как собственный пиар. С точки зрения логики и закона всё ещё не отмененная «АТО» — операция действительно полицейская. Хотя она формально руководится СБУ, а проводится руками военных. На мой взгляд, Аваков перетягивает одеяло на себя во внутриполитической борьбе и делает это на глазах американцев. Избирательная кампания на Украине уже стартовала. Поэтому внутриполитический вес заявления превалирует над всем остальным. Дальше мы услышим ещё много противоречащих друг другу заявлений украинских политиков, полицейских и военных чинов.
«СП»: — Чем не устраивал формат «АТО»?
— Формат «АТО» отжил своё с точки зрения внешнеполитической пропаганды: главный субъект «антитеррористической» активности — собственные «плохиши», так называемые «сепаратисты». Американцам понадобилось ужесточить действия против России, отсюда изменение формата украинской политики: вместо плохих, но «своих» сепаратистов возникли чужие — русские «оккупанты». Смена «АТО» на «ООС» понадобилось исключительно в этих целях: убедить мир в том, что украинский режим воюет в Донбассе с внешним агрессором.
Но что в «АТО», что в ООС главным действующим лицом были и остаются военные. Остальные силовые ведомства и подчиненными им добровольческие подразделения играют более или менее важную, но всё же вспомогательную роль. Гораздо важнее внутриполитический и юридический аспект операций.
«Операция объединенных сил», так громко анонсированная Порошенко, является другим названием военного положения. Которое вводится для борьбы с внешним агрессором. Но назвать вещи своими именами на Украине опасаются, поскольку это чревато весьма неприятными последствиями, для украинского бюджета в том числе. Например, открытое введение военного положения в той или иной мере осложнит условия получения грантов МВФ, хотя прямых запретов в уставе организации не существует. Этот пункт может стать дополнительным стимулом против выделения Украине очередного транша, «привязать» к себе дополнительные требования фонда и т. п. Но гораздо сильнее внутриполитические последствия введения военного положения.
Я не исключаю, что оно будет введено, но позже, в более удобное для Порошенко время. Если в его штабе сочтут что выборы на Украине пройдут по сценарию, неблагоприятному для Порошенко, может быть введен режим ВП, который автоматически заморозит всю политическую, точнее, оппозиционную активность в стране.
«СП»: — Когда может начаться операция Авакова? Он говорит о каких-то миротворцах, но ведь решения по ним еще нет.
— Эта операция означает полномасштабную войну в Донбассе. Толчком к ней может стать и внешнеполитическая, и внутриполитическая причина. Решать вопрос о целесообразности начала войны будет, конечно, не Аваков и даже не Порошенко. Мне кажется, Аваков и вообще правящий украинский истеблишмент проходили смотрины и демонстрировали американцам уровень своего «патриотизма», что равнозначно антироссийскому милитаризму. Министр внутренних дел Украины показал, что готов к выполнению приказа о немедленном начале войны, всё остальное вторично. В связи с этим я бы не стал искать в его заявлении прямых указаний на сроки начала боевых действий. Внешние и внутренние причины переплелись между собой: идет жестокая конкуренция среди центров силы на Украине, и Аваков своими заявлениями «топит» Порошенко, которым и так недовольны на Западе.
Аваков — глава одного из мощнейших силовых ведомств Украины и один из лидеров партии, входящей в правящую коалицию. Своим заявлением он демонстрировал свою лояльность американцам. Думаю, это будет оценено. А о миротворцах в правящих кругах Украины не говорит только ленивый и говорится это в таком контексте, будто сопротивление России сломлено, будто вопрос прошел голосование в Совбезе ООН. Это и уровень украинской политики, и пропаганда — очень наглая и нахрапистая, которая многих вводит в заблуждение даже у нас. Пусть помечтают и потешат себя иллюзиями.
«СП»: — Успеют ли они сделать это к ЧМ по футболу — не считаясь с жертвами, лишь бы нагадить России?
— Думаю, решение о начале войны в Донбассе будут принимать не в Киеве, и зависеть это решение будет от сложного комплекса российско-американских и российско-западных противоречий. Кто мог месяц назад спрогнозировать «дело Скрипаля»? Буквально завтра может появиться какой-то новый «сюрприз» Запада для России. Вспышка может произойти в любой момент.
Чемпионат мира по футболу, безусловно, удобный повод. К тому же, как показал опыт Пекинской Олимпиады 2008 год, а Запад умело использует общемировые спортивные мероприятия для маскировки агрессивных планов. Поэтому скажу, что украинский «блицкриг» вполне может быть приурочен к ЧМ-2018. Но против этой версии работает один важный фактор: о подобном сценарии говорят уже как минимум несколько месяцев, поэтому эффекта неожиданности не возникнет. Но главное, повторюсь, чемпионат мира — всего лишь удобный повод, который находится в зависимости от состояния противоречий России и Запада. Удобным поводом можно пренебречь, чтобы выбрать по-настоящему подходящее время для обострения отношений.
«СП»: — На какие результаты рассчитывает Аваков? Под силу ли ему «блицкриг» с миротворцами или без?
— «Блицкриг» не под силу ни Авакову, ни Украине в целом. И даже с «миротворцами». Под миротворцами на Украине понимают интернациональный карательный корпус, своего рода «международную коалицию» под руководством США в Сирии. С ними или без них украинские военные столкнутся с Вооруженными силами России, которые вынуждены будут вмешаться в войну в Донбассе. Порошенко, Аваков и иже с ними пытаются интернационализировать конфликт, чтобы сделать его последствия максимально тяжелыми и кровавыми для России, Украины и Европы.
Новости Украины: Порошенко уверен в победе Киева в войне со своим народом