Президент США объявил о решимости нанести удар по Сирии. А каким именно оружием? И если дело дойдёт до ответа со стороны России, то чем ответит она? Об этом размышляют военные эксперты.
Дональд Трамп в среду разразился милитарстским твитом:
«Россия обещает сбивать любые ракеты, все ракеты, выпущенные по Сирии. Приготовься, Россия, потому что они будут прилетать — хорошие, новые и «умные». Вы не должны быть партнерами с убивающим газом животным, которое убивает своих людей и наслаждается этим», — написал президент США.
Если Запад нанесёт удар, то чем? Если Трамп обещает просто «новые и умные» ракеты, то американский The National Interest уже озвучил конкретные названия – это будут «Томагавки» и AGM-86С.
Ими на данный момент вооружены следующие американские корабли близ театра боевых действий (ТВД): эсминцы УРО (управляемое ракетное оружие) типа «Арли Бёрк» «Donald Cook» (DDG-75) и «Carney» (DDG-64), атомные подводные лодки «Georgia» (SSGN 729) класса «Огайо» и «John Warner» (SSN-785) класса «Вирджиния».
Кроме того, по данным прессы, близ ТВД находится десантный вертолетоносец класса «Иводзима» «Tripoli» (LPH-10), а также французский фрегат D650.
Чем они собрались стрелять
Что представляют собой главные ударные инструменты этой группировки – многоцелевые крылатые ракеты универсального базирования «Томагавк» (Tomahawk) и крылатая ракета воздушного пуска AGM-86?
Обе – довольно старые, их разработка была начата ещё в 1970-х годах. Тем не менее, это хорошие ракеты, к тому же не раз модернизировавшиеся.
Основная, конечно, «Томагавк». Во-первых, универсальная, тогда как для пуска AGM-86 приспособлен только стратегический бомбардировщик В-52, во-вторых, их банально много и они хорошо отработаны.
Главной особенностью этой ракеты является возможность совершать полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. К её достоинствам относится высокая точность, хороший уровень маскировки от инфракрасного и радио- и визуального обнаружения, скрытность перемещения, значительная дальность действия – до 2,5 тысяч км.
Недостатки, впрочем, тоже серьёзные, особенно с нынешними русскими средствами РЭБ: уязвимость радиовысотомера к радиолокационным помехам, малая скорость полёта – дозвуковая, относительно большая заметность для средств ПРО. Эти ракеты не очень сложно сбить, что делала, например, даже Югославия, или увести в сторону, что продемонстрировал предыдущий налёт на Сирию, когда до цели добралось не больше половины запущенных ракет, а нанесла реальный ущерб едва ли пятая их часть.
Что касается AGM-86C CALCM, то её дальность 200–400 км, скорость тоже дозвуковая, убойная сила — до 1,5 тонн тротила (в зависимости от модификации). Хорошая ракета, мощная, но прямо скажем, не самая сильная соперница для наших С-400 с их дальностью обнаружения целей в 600 км и границами зоны прикрытия в 400 км. Системы же РЭБ у России вообще оставляют мало шансов американским ракетам – все помнят, как тот же пресловутый эсминец «Donald Cook» был оглушён, ослеплён и приведён в неуправляемое состояние устройством Л-175В («Хибины»), полностью подавившим в 2014 году электронную активность на американском корабле. С тех пор этот комплекс, как объявлялось, был дополнительно модернизирован, и его возможности сегодня стали выше.
А ведь «Хибины» – комплекс малогабаритный, для самолётов. А в Сирии, как сообщалось, развёрнут был комплекс РЭБ «Красуха-4». Его характеристики засекречены, но, говорят, кратно выше, нежели у «Хибин».
Самолёты и прочая мелочь
Кроме того, в прессе заявляется, что в ударе могут быть задействованы ударные самолёты западной коалиции.
С авианосными группировками США можно пока в этом плане не считаться. Сообщается лишь, что из Америки в Средиземное море двинулась ударная группировка во главе с авианосцем «Гарри Трумэн». Но он доберётся до ТВД в лучшем случае дней через 10. А тогда всё будет уже или решено, или же эта АУГ сыграет ту же роль, что аж три АУГ, подходившие к Северной Корее – попугали, порычали, провели учения и тихо растворились в просторах Тихого океана.
Так что в ударе могут быть задействованы американские и британские (если всё же англичане решатся) самолёты. Но их характеристики известны, особенно в сравнении с нашими самолётами. Новейшие хвалёные F-22 и F-35 предпочитали бежать, когда к ним приближался наш Су-35. Не являются они грозным соперником и для батарей ПРО С-400 и даже С-300.
Нет, никто не спорит: у средств ПРО есть свои ограничения. Прежде всего, так сказать, количественные: против массированной атаки большим числом крылатых ракет им не устоять. Просто банально числом задавят.
Но кто сказал, что наши военные будут ждать, когда их будут давить числом? Начальник Генштаба генерал Герасимов ведь не зря сказал, что сбивать будут не только ракеты, но и уничтожат их носители. Какой смысл ждать, пока эсминец УРО перезарядит свои пусковые установки, когда двух ракет «Оникс» или одного «Калибра» достаточно, чтобы избавить его команду от этой работы? А есть ведь ещё самолёты, на которые можно подвесить противокорабельные ракеты Х-35. Всё, что до 5 тысяч тонн водоизмещения, надёжно перемещается ею на дно морское.
Но подвешивают обычно по две ракеты…