Индия катапультировалась из программы по созданию Су-57 - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Индия катапультировалась из программы по созданию Су-57 - «Военные действия» 03:01 Четверг 0 410
26-04-2018, 03:01

Индия катапультировалась из программы по созданию Су-57 - «Военные действия»



Итак, российский истребитель пятого поколения Су-57 оказался недостаточно малозаметным. У него несовершенная авионика, слабая РЛС, неэффективный двигатель. Целый ряд его систем не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Такими комментариями индийцы снабдили свое заявление о выходе из совместной российско-индийской программы FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft) по созданию истребителя пятого поколения на основе российского Су-57. Обвинения российской машины, надо сказать, просто сокрушительные. До таких не додумались даже основные конкуренты ОКБ Сухого из американской компании «Локхид Мартин», стремящейся завалить весь мировой рынок своими F-35.

Необходимо сразу сказать, что индийская оборонная промышленность крайне негативно относится к решению своего правительства по выходу из совместной с Россией программы, поскольку ее лишают возможности освоения новейших самолетостроительных технологий. Ведь американцы ничего такого Индии не предоставят ни при каких обстоятельствах. Но вот что сыграло решающую роль в прекращении совместной работы над Су-57: на расторжении контракта настояли индийские военные. Правительство их только поддержало.

В то же время к официальному заявлению сделана приписка о том, что Индия оставляет за собой право пересмотреть решение по программе FGFA. Что, видимо, следует расценивать как традиционный торг на восточном базаре. Или намерение все же приобрести полностью разработанные и готовые истребители Су-57. Но лишь после того, как они поступят на вооружение ВКС России.


Надо сказать, что судьба программы FGFA не сильно отличается от развития большинства индийских грандиозных проектов в области военной авиации. Наиболее характерен в этом отношении знаменитый индийский тендер на закупку 125 легких истребителей четвертого поколения вместе с технологиями их производства. Этому конкурсу скоро исполнится 20 лет. Он сопряжен с бесконечными изменениями требований к самолетам, с пересмотром приоритетов, с влиянием политических мотивов.

Впрочем, программа FGFA не намного моложе. Договоренность о совместной разработке истребителя пятого поколения, опирающейся на работы ОКБ Сухого, была достигнута в 2002 году на заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Однако колесики программы начали медленно поворачиваться только в 2007 году, когда индийцы убедились, что ОКБ Сухого добилось существенного прогресса в проведении ОКР. Тогда было заключено межправительственное соглашение о совместной разработке перспективного истребителя силами ОКБ Сухого и индийской авиастроительной компании HAL. Создали совместное предприятие. В 2010 году был подписан контракт на эскизное проектирование стоимостью 300 млн. долларов. Общая стоимость НИОКР была оценена в 6 млрд. долларов, из них 2 млрд. должна была внести в проект Индия.

Может возникнуть вопрос: а почему потребовалось тратить такие деньги на создание, по сути, уже готового самолета? Ведь российские прототипы ПАК ФА (так прежде называли Су-57) тогда уже вовсю летали. Дело в том, что Индия хотела бы максимально адаптировать самолет для своих ВВС. Как это было с истребителем Су-30МКИ (где буква «И» означает «индийский»). Индийцам вдруг понадобился двухместный истребитель, в то время как ПАК ФА не предполагал такой модификации.

Есть и еще вопрос: существует ли у индийской промышленности потенциал для участия в столь сложном проекте? Утвердительный ответ на него дает нормальным образом реализованная и продолжающаяся развиваться совместная программа создания российско-индийской противокорабельной крылатой ракеты «БраМос». Ракета уже летает. И даже идут работы по созданию ее гиперзвуковой модификации.

Ну, еще можно напомнить, что в Индии лучшие в мире программисты. А в конструировании современного истребителя большое поле для приложения их таланта. Поскольку главный индийский вклад в проект должны были представлять как раз бортовой компьютер, навигационная система, оснащение кабины органами индикации и управления. То есть все это относится к сфере компетенции программистов.

Однако проект FGFA забуксовал. Чему существует целый ряд объективных и субъективных причин. К субъективным относится традиционная индийская тактика сбивания цены за счет чисто базарных приемов: «Товар плох, нам предлагают лучший за меньшую сумму… А давайте еще раз обдумаем… А нельзя ли то же самое, но с перламутровыми пуговицами?»…

Сумма стоимости программы постоянно колебалась, то взлетая до 30 млрд. долларов, то сползая до 8 млрд. Количество намеченных к производству в Индии самолетов вначале равнялось 214 (они должны были частично поступить в ВВС Индии, частично быть проданными в третьи страны). Потом в планах осталось 144 истребителя. Затем — 127. При этом потребность Дели в двухместных машинах внезапно совсем отпала.

В то же время с индийской стороны практически ничего не делалось в техническом плане. Как утверждают компетентные источники, компания HAL не разработала даже шасси. Российская реакция на отсутствие какой бы то ни было деятельности со стороны компаньонов была простой: «Начните хоть что-нибудь делать. И тогда мы вам примемся постепенно передавать технологии».

Индия решила ждать. Ждать до упора. Очевидно — когда российские Су-57 наконец-то обретут полную готовность. У нашего самолета есть еще некоторое отставание от графика по части высокоточного ракетного вооружения, которое создается именно для этого истребителя. И главное — когда истребители начнут оснащать новыми двигателями, которые на 30% производительнее и эффективнее тех, с которым прототипы начали летать в еще в прошлом десятилетии. Надо сказать, что этого события ждать осталось не слишком долго. Дело в том, что один самолет уже летает с прошлого года на новом двигателе. Наземные испытания агрегата успешно завершены.

Однако ожидание для Индии чревато неприятными геополитическими последствиями. В последнее время Пакистан начал налаживать в Россией военно-техническое сотрудничество, которое, прежде всего, распространяется на авиацию. Исламабад, главный противник Нью-Дели, собирается закупить у России партию Су-35 (истребителей поколения 4++), которые по целому ряду показателей приближаются к американскому F-22 и серьезно превосходят другую заокеанскую новинку — F-35. Также есть вероятность, что интерес Пакистана распространится и на легкие истребители МиГ-35, от которых Индия в свое время отказалась в связи с их неготовностью. Сейчас РСК «МиГ» довела машину до ума, у нее даже появилась РЛС с АФАР. Ну, а в будущем, когда Су-57 начнут производиться на экспорт, ВВС Пакистана вполне могут быть усилены и этими истребителями.

Китай также является региональным соперником Индии. И в Китай уже поставлены 14 российских истребителей Су-35. В этом году Пекин получит еще 10 таких же машин. Помимо этого у Китая уже есть свой истребитель пятого поколения. Ну, или почти пятого — J-20. И еще один — J-31 — находится на этапе испытаний.

Так что все эти игры с «перламутровыми пуговицами» для Индии довольно невыгодны.

И тут следует обратить внимание на заявление индийского руководства «об оставлении за собой права изменить решение». Это похоже на попытку сбить цену своего вклада в проект. Однако в таких условиях Пакистан легко может занять привилегированное место Индии в военно-техническом сотрудничестве с Россией в авиационной сфере.

Что тут можно еще предположить? Нью-Дели намеревается закупать у России уже полностью готовые Су-57. В этом есть резон. Но, во-первых, Индия, в связи с ее непредсказуемым поведением, будет поставлена в хвост очереди на поставки. Во-вторых, никаких технологий она не получит.

Ну, и совсем уж фантастический вариант индийской хитромудрости: дождавшись полной готовности сделанного одной Россией Су-57, как ни в чем ни бывало затем вернуться в проект FGFA. Внести пару десятков миллионов долларов и начать производство на своих заводах истребителя якобы совместной разработки.


Можно ли тут обнаружить подковерные действия США с целью вытеснить Москву с ее традиционного рынка? Вряд ли. Потому что Штатам в этом сегменте нечего предложить индийцам. Потому что F-35 — легкий истребитель. Су-57 — тяжелый, и «американец» ему не конкурент, индийцы это прекрасно понимают. Вот в грядущем тендере на легкие истребители США наверняка будут усиленно совать палки в шасси нашему МиГ-35.

Однако у этой грустной истории есть и объективные причины. Они финансового характера. Ежегодно правительство Индии отчисляет на закупки новой техники для своих ВВС по 2,5 млрд. долларов. Но страна уже изрядно погрязла в финансовых обязательствах в этой сфере. Чего только стоит контракт на закупку у Франции 36 истребителей «Рафаль» (разумеется, без технологий) на 9 млрд. долларов. Помимо этого в самое ближайшее время начнется модернизация более двухсот ранее поставленных Россией Су-30МКИ. Также дамокловым мечом над страной висит тендер на закупку легких истребителей, который когда-нибудь все-таки должен завершиться. А это огромные дополнительные траты.

Также миллиард необходимо заплатить США за партию беспилотников Predator. В этом сегменте Россия пока не конкурент американцам. Есть и еще один серьезный контракт на сумму в 5 млрд. долларов за российские ЗРС С-400…

Ну, а то что у Су-57 якобы малозаметности не хватает, РЛС подслеповата, двигатель не тянет — это все из области маркетинговых отношений на восточном базаре.

Военные технологии: Американские эксперты полагают, что в Пентагоне лгут об эффективности российских ПВО


Итак, российский истребитель пятого поколения Су-57 оказался недостаточно малозаметным. У него несовершенная авионика, слабая РЛС, неэффективный двигатель. Целый ряд его систем не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Такими комментариями индийцы снабдили свое заявление о выходе из совместной российско-индийской программы FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft) по созданию истребителя пятого поколения на основе российского Су-57. Обвинения российской машины, надо сказать, просто сокрушительные. До таких не додумались даже основные конкуренты ОКБ Сухого из американской компании «Локхид Мартин», стремящейся завалить весь мировой рынок своими F-35. Необходимо сразу сказать, что индийская оборонная промышленность крайне негативно относится к решению своего правительства по выходу из совместной с Россией программы, поскольку ее лишают возможности освоения новейших самолетостроительных технологий. Ведь американцы ничего такого Индии не предоставят ни при каких обстоятельствах. Но вот что сыграло решающую роль в прекращении совместной работы над Су-57: на расторжении контракта настояли индийские военные. Правительство их только поддержало. В то же время к официальному заявлению сделана приписка о том, что Индия оставляет за собой право пересмотреть решение по программе FGFA. Что, видимо, следует расценивать как традиционный торг на восточном базаре. Или намерение все же приобрести полностью разработанные и готовые истребители Су-57. Но лишь после того, как они поступят на вооружение ВКС России. Надо сказать, что судьба программы FGFA не сильно отличается от развития большинства индийских грандиозных проектов в области военной авиации. Наиболее характерен в этом отношении знаменитый индийский тендер на закупку 125 легких истребителей четвертого поколения вместе с технологиями их производства. Этому конкурсу скоро исполнится 20 лет. Он сопряжен с бесконечными изменениями требований к самолетам, с пересмотром приоритетов, с влиянием политических мотивов. Впрочем, программа FGFA не намного моложе. Договоренность о совместной разработке истребителя пятого поколения, опирающейся на работы ОКБ Сухого, была достигнута в 2002 году на заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Однако колесики программы начали медленно поворачиваться только в 2007 году, когда индийцы убедились, что ОКБ Сухого добилось существенного прогресса в проведении ОКР. Тогда было заключено межправительственное соглашение о совместной разработке перспективного истребителя силами ОКБ Сухого и индийской авиастроительной компании HAL. Создали совместное предприятие. В 2010 году был подписан контракт на эскизное проектирование стоимостью 300 млн. долларов. Общая стоимость НИОКР была оценена в 6 млрд. долларов, из них 2 млрд. должна была внести в проект Индия. Может возникнуть вопрос: а почему потребовалось тратить такие деньги на создание, по сути, уже готового самолета? Ведь российские прототипы ПАК ФА (так прежде называли Су-57) тогда уже вовсю летали. Дело в том, что Индия хотела бы максимально адаптировать самолет для своих ВВС. Как это было с истребителем Су-30МКИ (где буква «И» означает «индийский»). Индийцам вдруг понадобился двухместный истребитель, в то время как ПАК ФА не предполагал такой модификации. Есть и еще вопрос: существует ли у индийской промышленности потенциал для участия в столь сложном проекте? Утвердительный ответ на него дает нормальным образом реализованная и продолжающаяся развиваться совместная программа создания российско-индийской противокорабельной крылатой ракеты «БраМос». Ракета уже летает. И даже идут работы по созданию ее гиперзвуковой модификации. Ну, еще можно напомнить, что в Индии лучшие в мире программисты. А в конструировании современного истребителя большое поле для приложения их таланта. Поскольку главный индийский вклад в проект должны были представлять как раз бортовой компьютер, навигационная система, оснащение кабины органами индикации и управления. То есть все это относится к сфере компетенции программистов. Однако проект FGFA забуксовал. Чему существует целый ряд объективных и субъективных причин. К субъективным относится традиционная индийская тактика сбивания цены за счет чисто базарных приемов: «Товар плох, нам предлагают лучший за меньшую сумму… А давайте еще раз обдумаем… А нельзя ли то же самое, но с перламутровыми пуговицами?»… Сумма стоимости программы постоянно колебалась, то взлетая до 30 млрд. долларов, то сползая до 8 млрд. Количество намеченных к производству в Индии самолетов вначале равнялось 214 (они должны были частично поступить в ВВС Индии, частично быть проданными в третьи страны). Потом в планах осталось 144 истребителя. Затем — 127. При этом потребность Дели в двухместных машинах внезапно совсем отпала. В то же время с индийской стороны практически ничего не делалось в техническом плане. Как утверждают компетентные источники, компания HAL не разработала даже шасси. Российская реакция на отсутствие какой бы то ни было деятельности со стороны компаньонов была простой: «Начните хоть что-нибудь делать. И тогда мы вам примемся постепенно передавать технологии». Индия решила ждать. Ждать до упора. Очевидно — когда российские Су-57 наконец-то обретут полную готовность. У нашего самолета есть еще некоторое отставание от графика по части высокоточного ракетного вооружения, которое создается именно для этого истребителя. И главное — когда истребители начнут оснащать новыми двигателями, которые на 30% производительнее и эффективнее тех, с которым прототипы начали летать в еще в прошлом десятилетии. Надо сказать, что этого события ждать осталось не слишком долго. Дело в том, что один самолет уже летает с прошлого года на новом двигателе. Наземные испытания агрегата успешно завершены. Однако ожидание для Индии чревато неприятными геополитическими последствиями. В последнее время Пакистан начал налаживать в Россией военно-техническое сотрудничество, которое, прежде всего, распространяется на авиацию. Исламабад, главный противник Нью-Дели, собирается закупить у России партию Су-35 (истребителей поколения 4 ), которые по целому ряду показателей приближаются к американскому F-22 и серьезно превосходят другую заокеанскую новинку — F-35. Также есть вероятность, что интерес Пакистана распространится и на легкие истребители МиГ-35, от которых Индия в свое время отказалась в связи с их неготовностью. Сейчас РСК «МиГ» довела машину до ума, у нее даже появилась РЛС с АФАР. Ну, а в будущем, когда Су-57 начнут производиться на экспорт, ВВС Пакистана вполне могут быть усилены и этими истребителями. Китай также является региональным соперником Индии. И в Китай уже поставлены 14 российских истребителей Су-35. В этом году Пекин получит еще 10 таких же машин. Помимо этого у Китая уже есть свой истребитель пятого поколения. Ну, или почти пятого — J-20. И еще один — J-31 — находится на этапе испытаний. Так что все эти игры с «перламутровыми пуговицами» для Индии довольно невыгодны. И тут следует обратить внимание на заявление индийского руководства «об оставлении за собой права изменить решение». Это похоже на попытку сбить цену своего вклада в проект. Однако в таких условиях Пакистан легко может занять привилегированное место Индии в военно-техническом сотрудничестве с Россией в авиационной сфере. Что тут можно еще предположить? Нью-Дели намеревается закупать у России уже полностью готовые Су-57. В этом есть резон. Но, во-первых, Индия, в связи с ее непредсказуемым поведением, будет поставлена в хвост очереди на поставки. Во-вторых, никаких технологий она не получит. Ну, и совсем уж фантастический вариант индийской хитромудрости: дождавшись полной готовности сделанного одной Россией Су-57, как ни в чем ни бывало затем вернуться в проект FGFA. Внести пару десятков миллионов долларов и начать производство на своих заводах истребителя якобы совместной разработки. Можно ли тут обнаружить подковерные действия США с целью вытеснить Москву с ее традиционного рынка? Вряд ли. Потому что Штатам в этом сегменте нечего предложить индийцам. Потому что F-35 — легкий истребитель. Су-57 — тяжелый, и «американец» ему не конкурент, индийцы это прекрасно понимают. Вот в грядущем тендере на легкие истребители США наверняка будут усиленно совать палки в шасси нашему МиГ-35. Однако у этой грустной истории есть и объективные причины. Они финансового характера. Ежегодно правительство Индии отчисляет на закупки новой техники для своих ВВС по 2,5 млрд. долларов. Но страна уже изрядно погрязла в финансовых обязательствах в этой сфере. Чего только стоит контракт на закупку у Франции 36 истребителей «Рафаль» (разумеется, без технологий) на 9 млрд. долларов. Помимо этого в самое ближайшее время начнется модернизация более двухсот ранее поставленных Россией Су-30МКИ. Также дамокловым мечом над страной висит тендер на закупку легких истребителей, который когда-нибудь все-таки должен завершиться. А это огромные дополнительные траты. Также миллиард необходимо заплатить США за партию беспилотников Predator. В этом сегменте Россия пока не конкурент американцам. Есть и еще один серьезный контракт на сумму в 5 млрд. долларов за российские ЗРС С-400… Ну, а то что у Су-57 якобы малозаметности не хватает, РЛС подслеповата, двигатель не тянет — это все из области маркетинговых отношений на восточном базаре. Военные технологии: Американские эксперты полагают, что в Пентагоне лгут об эффективности российских ПВО
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 948 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl