На прошлой неделе Трамп принял двух ведущих политиков Европы — Эммануэля Макрона и Ангелу Меркель.
Макрон прибыл в Вашингтон с государственным визитом, продолжавшимся два с половиной дня, Меркель — с рабочим визитом на два с половиной часа.
Весь мир радовался вместе с Макроном, наблюдая, какой внезапно тесный контакт возник между двумя президентами. Трамп публично хвалил Макрона, даже заботливо стряхнул перхоть с его пиджака, тоже публично.
Казалось бы, Трамп определил, кто в Европе будет его главным партнёром. В течение этих двух с лишним дней Макрон пытался очаровать главу Белого дома, включив всё своё обаяние, чтобы разобраться с Трампом по делам Европы.
СМИ с иронией писали об этих днях, в течение которых оба посадили деревце, ели мороженое из золотых тарелочек, Макрон даже осмелился поцеловать Трампа в щёку. А между этими мимими они вели беседы, держась за руки.
Но в последний, третий день, по мнению немецких СМИ, Трамп получил «пощёчину от Макрона», который переоценил свои возможности и зашёл слишком далеко.
В своей речи в Конгрессе французский президент отверг пункт за пунктом все убеждения Трампа по ряду основных проблем текущей политики.
Это были: климат, торговля и международные отношения в различных аспектах, например, терроризм.
В своей речи Макрон призвал присутствующих представителей американского народа «опираться на общие ценности свободы и демократии» и «стремиться к совместной работе с европейским сообществом, а не с отдельными странами».
Это прямо противоположно принципам, провозглашённым Трампом ещё во время его предвыборной кампании и которых он придерживается, уже став президентом. Известна также его критика ООН, НАТО или ВТО.
Призывы Макрона к трансатлантическому партнёрству тоже не не нашли отклика у американского президента.
Макрон надеялся убедить Трампа пойти на уступки Европе в вопросах таможенных пошлин на сталь и алюминий. Но тщетно. После 1 мая пошлины будут введены по полной.
Как и договор по Ирану, который Трамп на пресс-конференции назвал смехотворным и страшным, вряд ли будет продлён Америкой после 12 мая.
Макрон объявил перед конгрессом готовность Франции обсудить „новый договор“ с Ираном.
Макрон сказал, что разногласия Трампа с Европой надо рассматривать как временные. Намекнув этим, что Трамп не будет долго находиться в Белом доме.
То, что не удалось Эммануэлю за два с половиной дня, должна была уладить с Трампом Ангела, сменившая французского президента уже в четверг вечером, прилетев на два с половиной часа (с рабочим, а не с государственным визитом, как Макрон).
Здесь уже Трамп старался очаровать Ангелу, с которой был неласков в её первый визит к нему сразу после избрания его президентом.
С самого начала визита нынешнего Трамп похвалил Меркель, назвав её необыкновенной женщиной. Отметил, что их отношения с самого начала были великолепными, чего некоторые люди не поняли (видимо, имея в виду саму канцлерин). Ещё раз поздравил Ангелу с победой её партии на выборах. Зардевшись, она кокетливо заметила, что формирование правительства немного затянулось (немного, это почти на полгода).
Но для неё „важно первый свой визит за пределы Европы в обновлённом старом качестве нанести именно Трампу, чтобы углубить деловые отношения с Америкой“.
Каждый говорил о своём, Трампа очень волнует вмешательство России в выборы, о чём он заговорил сразу после приветствия, которое на этот раз прошло подчёркнуто сердечно. За этим можно угадать и беспокойство Трампа по поводу Северного потока-2.
Ещё не забыт холодный приём, который оказал канцлерин Трамп, пожав ей руку в Овальном кабинете только один раз, а не два, что вызвало недоумение мирового сообщества.
В этот раз ещё перед Белым домом Дональд и Меркель поцеловали друг друга в щёку. А в Овальном кабинете Дональд дважды пожал ей руку, а после чего ещё и гладил эту руку, что журналистами отмечается, как положительный знак.
(Мы оставим в стороне сам факт того, что политическая аналитика в наше странное время сводится к анализу физических ласк).
Несмотря на очень небольшое время визита (у канцлерин очень много дел), её накормили обедом, во время которого продолжили обсуждение деловых вопросов.
Темы были те же, что с Макроном. Результат тот же — нулевой. При этом отношения ФРГ и США явно ухудшились. Германские СМИ винят в этом протекционистскую политику Трампа.
Алюминий и сталь плюс немецкие автомобили, которые конкурируют с американскими, причём в пользу немецких. Слабый ответ Германии ввести пошлины на американские товары, такие, как виски, джинсы или мотоциклы, определяют в настоящий момент отношения Европы и Америки.
Если резюмировать результат этих двух визитов к Трампу, получается, что Макрон и Меркель вернулись с пустыми руками.
Трамп подчеркнул на пресс-конференции, которая тоже уместилась в эти два с половиной часа, что отношения Америки с Европой и Германией для него второстепенны. Он даже признал, что в Европе его не любят, но считает это „свидетельством того, что он хорошо выполняет свою работу“ Он — „президент американцев“.
Разворачивается глобальная торговая война, делают вывод немецкие медиа.