Введенные США новые санкции против российских оборонных компаний, несомненно, осложнят им жизнь, но кардинально не скажутся на их положении. Так в четверг, 10 мая, прокомментировали американские меры агентству «Интерфакс-АВН» в госкорпорации «Ростех», чьи структуры оказались под санкциями.
«Безусловно, санкции затрудняют работу. Однако предприятия Ростеха, в том числе КБП имени Шипунова, находятся под американскими и европейскими ограничениями не первый год и успешно адаптируются к новым условиям, что подтверждает динамика по выручке и экспортным поставкам», — заявил представитель «Ростеха».
В свою очередь, в МИД РФ полагают, что в Вашингтоне никак не могут «избавиться от иллюзии, что экономическим или военным давлением Россию можно заставить отказаться от отстаивания собственных интересов и поддержки своих партнеров».
Напомним, Госдепартамент США ввел новые санкции в отношении военных и промышленных структур ряда государств, обвинив их в нарушении закона о нераспространении оружия массового поражения. Объявление об этом опубликовано в Федеральном реестре Соединенных Штатов.
В новом списке упомянуты 6 оборонных российских оборонных структур, а также трое частных лиц, 27 компаний и организаций из ряда стран, включая Сирию, Иран, Северную Корею, Китай и Египет.
Оборонные структуры РФ, включенные в санкционный список, — это 183-й Гвардейский зенитный полк, «Конструкторское бюро приборостроения» в Туле, Учебный центр войск ПВО в Гатчине, 18-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России в Курске и Научно-производственный концерн «БАРЛ».
Однако главный смысл санкций, скорее, в том, чтобы послать сигнал Москве: мы знаем, что вы пытаетесь подорвать или ослабить военные усилия США
Александр Гольц
Кроме того, отдельной строчкой в новом санкционном списке упомянуто Главное управление Генштаба ВС РФ (бывшее ГРУ).
Независимый военный аналитик Александр Гольц в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что в той части санкций, которая направлена против учреждений российских министерства обороны и воинских частей, это, конечно, чисто символическая акция.
«Но определенное значение введенные меры могут иметь для фирм, которые связаны с разработками систем навигации и контроля, — уточнил он. — Теоретически они могут пострадать, поскольку американские санкции должны затруднить любые расчеты через международную банковскую систему. Однако главный смысл санкций, скорее, в том, чтобы послать сигнал Москве: мы знаем, что вы пытаетесь подорвать или ослабить военные усилия США».
США наложили санкции на компании и структуры, которые в той или иной степени причастны к разработкам крылатых или баллистических ракет в Иране, Северной Корее и Сирии.
По словам Александра Гольца, если это соответствует действительности, то Москва проводит политику из серии «назло маме отморожу себе уши».
«То есть, назло США передадим технологию производства крылатых ракет режимам, которые неадекватны, — пояснил он. — Это плохая, глупая логика. Но я не исключаю, что Россия ею руководствуется».
По оценке аналитика, появление ракетной технологии у Северной Кореи или Ирана гораздо опаснее для России, чем для США, которые отделены достаточным расстоянием от этих стран.
«При этом давайте не будем забывать, что Иран время от времени объявляет о том, что его целью является уничтожение государства Израиль. И логика американских санкций в этом смысле понятна», — резюмировал он.
Ранее США объявили о введении новых санкций в отношении российской госкомпании «Рособоронэкспорт», заявив, что предприятия концерна регулярно нарушают режим нераспространения оружия массового поражения. Корпорация находится под различными американскими санкциями с 2015 года.
Стандартные заявления российских руководителей и экспертов по этому поводу сводятся к тому, что американские санкции в отношении «Рособоронэкспорта» являются попыткой нечестной конкуренции, считает Александр Гольц.
«Это имеет слабое отношение к действительности хотя бы потому, что в большинстве случаев у России и США совершенно разные „клиенты“. И даже при желании ни Россия, ни США если и могли бы, то с очень большим трудом заместили бы друг друга на этом рынке. Россия, в общем-то, поставляет оружие тем государствам (пожалуй, за исключением Индии), которые США вряд ли будут поставлять вооружение по целому ряду соображений», — заключил он.
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Константин Макиенко не видит в новых санкциях ничего страшного. По его мнению, российские военные предприятия и без того уже давно не имеют дела с американскими правительственными учреждениями.
«Никакого бизнеса в этой сфере с США нет, подчеркнул он в комментарии Русской службе „Голоса Америки“. — Последняя сделка была, когда американцы покупали вертолеты (российского производства) для Афганистана. Но это тоже в прошлом».
На взгляд Константина Макиенко, новый санкционный пакет — «чисто политическая акция»: «Наивно предполагать, что Москва изменит свою политику из-за санкционного давления. Соответственно, меры не эффективны».
Заместитель директора АСТ также заметил, что санкции в отношении «Рособоронэкспорта» тянутся уже давно.
«Но вряд ли они (американцы) вытесняют таким образом Россия с рынка вооружения. Они это делают, когда вводят санкции в отношении потенциальных реальных партнеров России. В общем, я не понимаю, что имеют ввиду российские эксперты, когда говорят о нечестной или некорректной конкуренции. В чем это выражается», — недоумевает он.
Вместе с тем Константин Макиенко не думает, что в интересах России оказывать помощь Ирану, КНДР и Сирии в разработке ракетных систем.