Материал комментируют:
Виктор Литовкин
Виктор Мураховский
В ближайшее время на вооружение Бундесвера поступит новейшая версия танка «Леопард 2». Что характерно, называется она А7V — так же, как знаменитые немецкие танки времен Первой мировой. Как с гордостью пишет Die Welt, «наследники этих бронированных чудовищ снова в деле» — с их помощью страны НАТО намерены сдерживать Россию.
Издание отмечает, что впервые немцы применили танки 100 лет назад во Франции. 21 марта 1918 года А7V появились на фронте вблизи города Сен-Квентин. Перед ними стояла задача привнести движение в позиционную войну, подавить пулеметы противника и пробить брешь в позициях его пехоты. А7V весили 32 тонны и выглядели как перевернутые корпуса кораблей. Внутри, плотно прижавшись друг к другу, сидели 20 солдат, в том числе 12 пулеметчиков и даже один инструктор почтовых голубей, служивших тогда средствами связи. Освещение внутри отсутствовало, жара доходила до 60 градусов. Образец того А7V находится сегодня в музее танковых войск в Мунстере.
Позже танки навсегда изменили характер войн, напоминает Die Welt. Именно они позволили Адольфу Гитлеру совершать быстрые операции в первые годы Второй мировой. Позднее «Тигры» и «Пантеры» считались самым опасным оружием Вермахта.
«После падения железного занавеса число танков в Бундесвере сократили до абсолютного минимума, считая их реликтом холодной войны. Но сейчас танки вновь обрели свое былое значение. Немецкие танки сейчас стоят в Прибалтике для устрашения России», — отмечает немецкое издание.
Речь идет о «Леопард 2» А7. Он весит 60 тонн, развивает скорость до 70 км/час и представляет собой движущийся вычислительный центр. Электронный баллистический вычислитель рассчитывает траекторию полета 120-миллиметрового снаряда. Командир экипажа работает джойстиком, в его распоряжении перископ с панорамным обзором, который можно переключить на тепловизионный режим и режим ночного видения, электроника также рассчитывает траекторию снаряда.
Как заключает издание, скоро должна быть выпущена модифицированная модель A7V, где V означает «улучшенный». Улучшения касаются, помимо прочего, систем минозащиты и ночного видения. «Через 100 лет опять появился танк A7V. Но несмотря на суперсовременную технику, систему охлаждения и монитор, этот танк создан не для телеигры», — торжествует Die Welt.
Получается, немцы готовят ответ российскому Т-14 «Армата». Мало того, Die Welt намекает, что А7V сможет так же успешно жечь русские танки, как «Пантеры» и «Тигры» жгли «тридцатьчетверки» в годы Второй мировой.
Заметим, пока — до модернизации «Леопарда 2» — российский танк превосходит «немца» на голову. Если у А7 классическая схема — единое внутренне пространство, в котором экипаж и боеприпасы находятся вместе, — то в «Армате» экипаж размещается в бронекапсуле, а башня (в нее приходится основная часть попаданий) необитаемая. Броня «Арматы» обладает динамической защитой от противотанковых ракет и гранат, которой у немцев нет, а ее 125-мм орудие по дальности эффективной стрельбы существенно превосходит орудие «Леопарда 2». Наконец, наш танк легче на 20% при одинаковой с «немцем» мощности (1500 л.с.)
Удастся ли А7V превзойти «Армату», смогут ли немецкие танки сдержать гипотетическое наступление России?
— Несмотря на все экскурсы Die Welt в историю, ничего радикально изменить в конструкции «Леопарда» нельзя, и потому с «Арматой» ему не сравняться, — считает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — «Леопард 2» — боевая машина классической компоновки, и из этого следует все остальное.
Экипаж, боеприпасы и топливо располагаются в нем в одном объеме. Отсюда высокая пожаро- и взрывоопасность в случае пробития брони, что грозит гибелью экипажа. Плюс большие проблемы с совершенствованием вооружения — например, увеличением калибра орудия.
В ходе модернизации «семерки» немцы несколько улучшили — как они считают — бронирование. Также разработали новые типы боеприпасов для 120-мм пушки. Но опять же, на А7V так и не появились управляемые ракеты, запускаемые через пушечный ствол. Появилась новая электроника в системе управления огнем — вот, собственно, и все изменения.
Замечу, мы такими модернизациями также занимается. Пример тому Т-90СМ — экспортная версия нашего основного боевого танка. Впервые Т-90СМ вывезли за рубеж и показали в Абу-Даби на салоне IDEX-2013. Танк произвел фурор — командование армии Эмиратов даже просило оставить его для более близкого ознакомления и тестовых испытаний.
В 2017 году Минобороны заказало модернизированные Т-90М и для российских Вооруженных сил. По этому направлению — модернизации существующих моделей — двигаются все танкостроители мира. И чем здесь немцы выделаются, я не вижу.
Повторюсь: без изменения компоновки боевой машины, как показывает опыт, невозможно добиться существенного улучшения ее характеристик. И на сегодня Россия единственная страна в мире, которая разработала танк с принципиально новой компоновкой — Т-14 «Армату». Опытно-войсковая партия таких машин уже закуплена Минобороны.
«СП»: — Чтобы приблизиться к «Армате», немцам нужно построить новый танк «с нуля». Это требует серьезных денег, времени и промышленных ресурсов. Насколько принципиально для Германии построить танк, сопоставимый с российским Т-14, будут ли немцы его делать?
— Немцы разрабатывать новые танки и не прекращали. Напомню, в августе 1963 года между правительствами США и Германии был заключен двухсторонний договор о совместной разработке нового боевого танка — он должен был заменить в американской армии танк М-60, а в Бундесвере — М-48. Проект получил название МВТ 70/KPz 70. В 1967 году начались испытания новой машины, но из-за сложности конструкции, дороговизны и ряда проблем МВТ 70/KPz 70 так и не довели до ума.
Летом 2015 года было объявлено, что ведущие оборонные предприятия Германии и Франции намерены объединить усилия и создать перспективный основной танк. Программа обновления танкового парка носит рабочее название MGCS — Mobile Ground Combat System («Мобильная наземная боевая система»). Старт серийного производства танков MGCS планируется только к 2030 году.
Но большинство немецких разработок танков ведется на бумаге. Эпизодически всплывает информация о них — например, о различных вариантах компоновок. Но ни одного опытного экземпляра «в железе», насколько я знаю, строить в обозримой перспективе немцы даже не планируют.
И здесь надо понимать: на бумаге можно сочинять что угодно. Еще модно такие танки рисовать в компьютерных играх. В компьютере все выглядит красиво — танк едет и крушит все вокруг.
Но в жизни, на поле боя, происходит столкновение с жестокой реальностью — и от компьютерных подвигов не остается следа.
Я имею в виду применение «Леопардов 2» армией Турции в сирийском Африне в феврале 2018 года. Как оказалось, немецкий танк — по описанию британской Daily Mail, «ценой в 4 миллиона фунтов стерлингов, двухрядным двигателем V12 и корпусом из закаленной стали и вольфрама» — можно подбить из древнего гранатомета РПГ-7. Или из противотанкового ракетного комплекса «Конкурс», который был принят на вооружение Советской армией более 40 лет назад. Подбить прямо в лоб, некрасиво — с кровищей и мясом. Совсем не так, как в компьютере.
«СП»: — Die Welt пишет, что новые «Леопарды 2» нужны НАТО для сдерживания России. Если Российская армия реально двинется на Европу, немецкие танки способны ей противостоять?
— Реальное наступление русских — самый большой страх для западных стратегов со времен холодной войны. Точнее говоря, стратегическая наступательная операция российских Вооруженных сил на западном театре военных действий — нашими фронтами, общевойсковыми и танковыми армиями, с использованием на современном уровне оперативно-маневренных групп и рейдовых отрядов.
Реально западные военные специалисты осознают: если Россия решится на такую наступательную операцию, то сметет в Европе все подчистую. Именно поэтому воссоздание ряда дивизий Западного военного округа — в частности, 150-й, 144-й, Первой гвардейской танковой армии — многих на Западе очень сильно напрягает.
И никакие «Леопарды» здесь, конечно, не помогут.
— У «Леопарда 2» есть свои достоинства, — отмечает военный эксперт Виктор Литовкин. — Это мощный двигатель, хорошее орудие, высокая проходимость, совершенные системы управления огнем. Но «Армате» он не чета, и хвастают немцы своим новым танком только для того, чтобы продвигать его на рынке вооружений.
Всерьез усилить НАТО новые А7V не смогут. Сама Германия располагает на сегодня танковым парком примерно из 400 машин, половина которых небоеспособны.
И большой вопрос, хватит ли денег у Берлина для замены имеющихся «Леопардов 2» на модернизированные. Я, например, в этом сильно сомневаюсь. В отличие от большинства стран-членов НАТО немцы не тратят на оборону даже 2% своего ВВП — обещают в течение 5 лет довести военные траты до 1,5%.
Так что вряд ли новый А7V укрепит Германию, и вряд ли произведет такую же революцию в танкостроении, как российский Т-14 «Армата».