С тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» выгрузили паровой котёл КВГ-4. Теперь корабль точно не отправят в бой.
Пока.
Но после этого он станет боевой платформой для отработки узлов и вооружения для следующего поколения кораблей.
Текущая стадия понятия «ремонт»
Понятное дело, что это не тот паровой котёл, который описывается в учебниках физики. И не тот, что стоял на классических речных пароходиках. Это лишь одна из частей мощной котлотурбинной четырёхвальной энергетической установки. Даже можно сказать – одна восьмая одной из важных частей энергетической установки. Ибо таковых котлов на «Кузнецове» – восемь, которые «обслуживают» четыре паротурбины по 50 000 л.с., которые вращают четыре главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) ТВ-12-4. Это, по сути, главные судовые двигатели, в которые турбины входят составной частью. Соответственно, четыре пятилопастных винта, которые обеспечивают туше в 60 тысяч тонн водоизмещения максимальную скорость в 29 узлов и дальность хода на ней — 3850 миль.
Ну, и запитывается корабль, конечно, не угольком. Что, однако, не мешает морякам ласково звать его «пароходом». Впрочем, пароходами они называют всё, что не подводная лодка. Или близко к тому.
Таким образом, после разбора силовой установки «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» оказался на самой глубокой стадии ремонта, рассчитанного, по разным сведениям, до 2020 или 2021 года. На деле, вероятно, годик прибавится. Ибо редок тот случай, когда такие ремонты заканчиваются по графику. Собственно, энергетическая установка и является одной из главных задач в этом ремонте. Другая – необходимая модернизация авианесущего крейсера с заменой устаревшего вооружения и оборудования. Об этом рассказал один из весьма компетентных источников в военно-морской области, который не раз доказывал точность своих комментариев и оценок.
Основные проблемы «Кузи»
Никакой информации о текущем ремонте, помимо того, что появляется официально, вы не получите. Впрочем, сразу оговорился эксперт, подчеркнув, что «будем рассуждать на уровне здравого смысла и тех сведений, которые появлялись в открытой печати».
Ремонт начался на 35-м заводе, это всегда и была главная база «Кузнецова», рассказал далее он. Начался ремонт в мае, и ясно, что срок этих работ – а это примерно два с небольшим года — не позволяет осуществить какую-то крупную модернизационную программу. Поэтому в данном случае речь идёт о том, чтобы устранить наиболее критичные недостатки и сделать так, чтобы оставшийся срок работы корабля, а это 7-10 лет после окончания этого ремонта, был пройдён уже без больших проблем. Как минимум без тех, что связаны, прежде всего, с главной двигательной установкой.
«Главная энергетическая установка у «Кузнецова» и у кораблей, использующих те же самые котлотурбинные схемы, с котлами КВГ-4, всегда была его довольно слабым, уязвимым местом», — отметил специалист. Но и принципиальных замен он не ожидает.
«Котлы там достаточно отработанные, старые котлы, вряд ли их будут принципиально на что-то менять, — отметил он. – Но те восемь котлов, которые там есть, шесть основных и два в резерве, будут меняться полностью. Естественно, с арматурой, со всеми приборами управления и так далее».
Паровые турбины, считает эксперт, тоже в целом останутся прежние. Будут турбогенераторы с новым управлением, новые дизель-генераторы. Очевидно, скорость полного хода не изменится, предсказал он. Останется 29 узлов, вряд ли она и нужна больше.
При этом наверняка будут повышены требования по приёмке: по уровню качества работа и оборудование будут жёстче приниматься, чем раньше. И испытания, очевидно, будут проходить по более жёсткой схеме.
«Но это и всё, — отметил эксперт. – Многим хотелось бы, конечно, — для России это характерно — набить на большой пароход всего, что хотелось бы, всякие новейшие, а то и вовсе умозрительные системы. Но нормальные люди берут в поход не то, что хочется, а то, без чего никак нельзя обойтись. Так и здесь. Поставят на корабль в ходе ремонта то, без чего никак не может обойтись авианосец, единственный у нас. К тому же, радикально его проект изменяться не может, иначе только на согласования уйдёт ещё пара лет».
Известна сумма, которая выделена на ремонт, это 60 миллиардов рублей.
«Сумма, с одной стороны, серьёзная», — признал специалист. — Она позволяет самые критические узлы обновить радикально. Но для модернизации как таковой, серьёзной, этой суммы, конечно, недостаточно. Останется на своих местах целый ряд систем, узлов, начиная от части корабельного вооружения и заканчивая насосами и вентиляторами».
Вооружение обновится частично
«Адмирал Кузнецов», напомнил эксперт, хоть и называется для простоты авианосцем, на деле представляет собою именно авианесущий крейсер. То есть его проект предусматривает наличие ударного вооружения. На данный момент это комплекс противокорабельных ракет «Гранит», системы ПВО «Кортик» и «Кинжал» и ряд других. Теперь наверняка это будет частично заменено.
Неужто С-400 поставят? У него, вроде, до сих пор нет флотской модификации?
Нет, флотский, «оморяченный» вариант есть, он прошёл испытания, — ответил собеседник, добавив, что как минимум к тому моменту, когда его могут интегрировать на пароход, он уже будет завершён. Но – будущее покажет.
Что касается ударного вооружения, то пока в кругах специалистов ходят две разные версии: «Кто-то писал ещё в прошлом году, что пусковые установки ракетного комплекса «Гранит» будут заменены на современные пусковые контейнеры, под твой любимый «Калибр-НК» в том числе, — отметил эксперт. — Но я думаю, это нереально. Скорее всего, в основном, «Гранит» останется. Может быть, добавится несколько шахт, поставят универсальный стакан, из которого можно запускать в том числе и «Калибры». Это по логике».
Естественно, будет новая БИОС, Боевая информационная операционная система нового поколения. Она называется «Сигма». Она предусматривает объединение всех радиоэлектронных систем в единую сеть. Автоматизация в принятии решений как по ударным видам вооружения, так и по всем остальным, в том числе так называемым аэронавигационным средствам.
Новая авиагруппа будет, в основном, состоять из Мигов-29К, ударных вертолётов «Катран» К-52К и К-27, которые заменят прежние К-26. Это для поисково-спасательных операций и частично для функции радиолокационного наблюдения.
Естественно, будут полностью менять авиафинишёры, взамен тех, что подвели в Сирии. Хотя так до конца и непонятно: то ли сами они подвели, то ли подвела их неправильная эксплуатация во время миссии в Сирии. Вряд ли принципиально новую систему успеют разработать, но какие-то новшества, безусловно, в авиафинишёрах должны будут появиться, отметил источник.
«Кузя» как платформа для будущего?
А нет ли смысла поставить на «Кузю» противокорабельные гиперзвуковые ракеты «Циркон»? Они ведь должны подойти к окончанию основного ремонта авианосца. И тогда он будет смертоносен для супостата по самое некуда…
Думаю, что военные не удержатся от соблазна внедрить всё-таки в ударные возможности, хотя бы в испытательном, частичном варианте новый «Циркон», согласился эксперт. Но для начала должна речь идти всё-таки о «Калибрах» — они должны там появиться по логике вещей. А раз появятся «Калибры», то почему бы не попробовать в тот момент, когда закончатся испытания, туда же сунуть и «Циркон», один или два. Это было бы правильно, тем более, что следующее поколение кораблей, которое появится к 2030 году, будет получать уже это вооружение. Отработать все основные узлы, накопить опыт эксплуатации на крупных кораблях как раз и успеет «Кузнецов»…
Кроме того, отметил собеседник, если даже не в этот, то в следующий раз придётся иметь в виду возможность установки дополнительного оборудования, которое позволит эксплуатировать в том числе и беспилотный ударный комплекс. То, что там беспилотники появятся уже сейчас, это понятно, но беспилотники, несколько сот, тонного класса, — они уже потребуют для себя специализированной системы управления, установок, которые должны быть внедрены отдельно.
Но, подчеркнул моряк, нет задачи сделать из «Кузнецова» плавучую экспериментальную платформу. «Это всё-таки боевой корабль, которому надо дослужить свой срок службы без излишних заморочек, — заявил он. — Как показывает опыт, если на корабль внедряется больше 30 процентов новшеств, ещё не испытанных, не опробованных, не отработанных в эксплуатации, то этот корабль начинает корёжить, корячить, он испытывает буквально конвульсии. И в итоге получается то, что мы имеем с подлодкой «Лада». Там порядка 70 процентов новых узлов — от группы движения до ударного вооружения — и это всё в сумме дало на десять лет задержку в принятии этого типа лодок на вооружение. Поэтому 30 процентов – это предел принципиальных новшеств, которые могут быть внедрены даже на новый пароход. А поскольку мы говорим о корабле, лишь частично подвергающемся ремонту и модернизации, то там речь идёт о нескольких видах возможного принципиально нового оборудования и оружия».
«Адмирал Кузнецов» – единственный российский авианесущий крейсер. Он был спущен на воду в 1985 году. На данный момент вооружён крылатыми ракетами «Гранит» в 12 пусковых установках. Авиагруппа составляет до 30 истребителей МиГ-29К/КУБ и Су-33, а также ударные вертолёты Ка-52К и противолодочные Ка-27 и Ка-29.
Во время боевой миссии в Сирии в ноябре-декабре 2016 года с палубы «Кузнецова» было выполнено 420 боевых вылетов, в ходе которых были уничтожены более тысячи объектов террористов.