Возможно, прибалтам удалось уговорить Вашингтон заменить миссию воздушной полиции НАТО в небе над Балтийским морем на миссию ПВО. Во всяком случае Дональд Трамп подписал принятый Конгрессом закон об оборонном бюджете страны на следующий год, в котором содержится призыв изменить мандат миссии воздушной полиции НАТО в странах Балтии на миссию противовоздушной обороны.
Казалось бы, в чем разница? В министерстве обороны Литвы пояснили: переход от миссии воздушной полиции к миссии ПВО будет означать, что несущие дежурство в странах Балтии на ротационной основе истребители воздушной полиции стран альянса в случае кризиса смогут выполнять и боевые задачи.
Но вроде и сегодня эти истребители с прибалтийских аэродромов взлетают с оружием под крыльями. Значит — в случае чего способны его применить? Да, говорят нам. Но это право летчиков НАТО пока не формализовано. То есть пока пилоты лишь наблюдают. Но если что (а по разумению прибалтийских столиц, кризис — агрессия России, а не наоборот), то с изменением мандата получат законное по натовским меркам право вступить в бой. Поскольку агрессию России предвидят лишь в прибалтийских кабинетах, а структуры НАТО приближаются к границам РФ, то трансформация миссии воздушной полиции в миссию ПВО будет означать, что полицейские функции заменят на боевые. Таким образом около границ нашей страны и формально появится очередная база НАТО — военно-воздушная.
То-то же министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, приветствующий любые антироссийские шаги Запада даже в ущерб своей стране, как происходит с экономическими санкциями и ответными мерами, приветствовал и этот. А вице-министр обороны Литвы Витаутас Умбрасас пояснил: истребители, базирующиеся на авиабазе под Шауляем в качестве самолетов воздушной полиции, могут быть интегрированы как подразделение авиационной поддержки международного батальона НАТО, дислоцированного в республике в прошлом году по решению варшавского саммита НАТО.
Аналогичные батальоны тысячной численности, как известно, дислоцированы также в Латвии, Эстонии и Польше. В Литве батальон находится под командованием Германии. В Польше — США, в Эстонии — Великобритании, в Латвии — Канады. То есть, к танкам, бэтээрам, гаубицам и вездеходам в структуре батальонов прибавятся и истребители, если такое решение будет принято.
Пока в странах Балтии два аэродрома воздушной полиции НАТО, которые могут превратиться в новые военные объекты ПВО — под Шауляем в Зокняй и в эстонском Эмари. Как раз на днях с взлетной полосы в Зокняй и поднялся испанский самолет Eurofighter Typhoon 2000 (сейчас небо над Балтийским морем патрулируют эта страна), чей пилот случайно выпустил над Эстонией ракету воздух-воздух, которую до сих пор не могут найти. Это к слову о профессионализме и надежности летчиков альянса и нарастающей напряженности у границ России.
Миссия воздушной полиции НАТО в балтийском небе началась сразу с вступлением республик в альянс в 2004 году. Первопроходцем тут и был бывший советский аэродром в Зокняй. У новичков НАТО ведь нет своих истребителей, вот ветераны альянса и помогли, использовав для этой цели бывшую советскую авиабазу.
Первые советские самолеты в Зокняй стали базироваться 1940 году. Это были истребители И-16. После войны аэродром неоднократно модернизировали. Тут располагались части фронтовой и дальней авиации. Отсюда стали взлетать Ту-126 — первые советские «АВАКСы», самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.
Аэродром был крупнейшим в СССР. Он принимал все виды советской авиатехники с посадочным весом до 200 тонн. Тогда у него были две бетонные взлетно-посадочные полосы, одна — длиной 3500 метров и шириной 80 метров, другая — 3315 метров и 32 метра соответственно. Перед распадом СССР аэродром реконструировали для посадки советского космического челнока «Буран». После ухода российской армии из Литвы аэродром в Зокняй был передан литовским ВВС.
К патрулированию прибалтийского неба НАТО приступило сразу после завершения в Вашингтоне церемонии вручения на хранение новыми членами альянса ратификационных грамот о присоединении к североатлантическому альянсу. Первыми в Зокняй сели четыре истребителя F-16 ВВС Бельгии. Тогдашний министр обороны Литвы, бывший заведующий отделом ЦК ЛКСМ республики Линас Линкявичюс заявил: «Процесс интеграции в альянс закончен. Как и было обещано, все произошло вовремя. Литву уже прикрывает щит НАТО».
Воздушную миссию предполагалось завершить еще в 2012 году, но этого не произошло, а вхождение Крыма в состав России стало поводом фактически для постоянной миссии воздушной полиции. В итоге присутствие боевой авиации НАТО в небе Прибалтики не прекращается ни на день. С 2014 года истребители миссии стали базироваться и на второй постоянной базе — Эмари в Эстонии. Кстати, тоже бывшей советской.
Таллин боролся за присутствие натовских самолетов, так как, по мнению местных элит, это не только поднимает престиж страны (заметим — речь о чужом военном присутствии, но такова уж политическая мораль этих элит, уверяющих, будто военные чужих стран НАТО защищают их от России). Военно-воздушная база — это рабочие места, инвестиции, реконструкции аэродромов. Так, только в Зокняй НАТО потратило больше 7 миллионов евро на модернизацию базы.
Фактически, Зокняй и Эмари и так уже базы ВВС НАТО, но если будет реализовано предложение Конгресса США на радость местным элитам, то они станут таковыми и формально. Однако есть одно серьезное препятствие. Вице-министр обороны Литвы Витаутас Умбрасас обратил внимание: для такого решения потребуется одобрение всех стран НАТО.
«Возможно, не все страны поддержат, честно говоря, этот призыв США в законе оборонного бюджета», — цитирует его агентство BNS. И тем не менее призыв конгрессменов «является для нас очень большой поддержкой», говорит он.
Еще бы. Приятно из-за спины США погрозить Кремлю. Но так ли уж все это безопасно? Во что может вылиться? А если бы та ракета с испанского истребителя на днях прилетела на российскую территорию?