Вообще-то достаточно странно, что сбитый «дружественным огнем» самолет радиоразведки и РЭБ Ил-20 базировался на авиабазе Хмеймим, вокруг которой были замечены боевики. Ведь эта машина являла собой модификацию обычного пассажирского лайнера Ил-18 с максимальной скоростью 675 км/час и была весьма уязвима даже для «допотопных» ПРЗК.
Аналогичным самолетам ВВС США, к слову, запрещено заходить в зону возможного поражения. Значит, взлетать и садиться, по идее, Ил-20 должен был в Моздоке, всякий раз проделывая неблизкий путь. Правда, за снижение риска нашим частям в Сирии пришлось бы заплатить качеством и длительностью радиоразведки. Американцы в этих случаях устраивают так называемую «карусель», гоняя издалека несколько воздушных разведчиков, один из которых в обязательном порядке «висит» в зоне ответственности.
Значит, Минобороны РФ по согласованию с командованием базы в Хмеймим считало уровень безопасности полетов Ил-20 достаточным, чтобы не гонять большой самолет в Моздок и обратно. Видимо, в Москве полагались на некие особые договоренности с тем же Израилем, а также с США. Однако, как и в случае с Су-24, сбитым турками, что-то пошло не так. Тель-Авив, само собой, назвал происшедшее большой трагедией, выразил соболезнование и указал пальцем на Дамаск: ищите виновных в Сирии.
Одновременно израильтяне заявили о проблемах со связью на линии между военными, что и стало причиной запоздалого предупреждения. С другой стороны, не менее странным кажется объяснение Тель-Авива, почему еврейские летчики оказались под прикрытием нашего самолета.
Истребители F-16, которые были замешаны в трагедии с Ил-20, скорей всего, оборудованы новейшей бортовой самолетной РЛС AN / APG-83 с активной фазированной решеткой, способной обнаруживать объекты на расстоянии до 150 км. Значит, большой и медленный русский самолет они не могли не видеть, при этом, наверняка, понимали степень угрозы, которая представляла для него атакующая С-200.
Есть очень серьезные вопросы и к сирийским зенитчикам, которых в наших СМИ поспешили назвать дилетантами. Между тем, ПВО САР и ВВС Израиля давно ведут борьбу друг с другом, причем, на высоком профессиональном уровне. Да и этот район «дуэлянтам» знаком как пять пальцев. Напомним, первый серьезный инцидент между ними (после ввода в регион российских сил — авт.) произошел 17 марта 2017 года. Тогда четыре F-15 вблизи Пальмиры нанесли удар по эшелону с иранским оружием, который, по данным разведки ЦАХАЛ, направлялся к базе «Хезболла» в Ливане. Но, по сообщениям из Дамаска, попали почему-то по военному объекту армии Асада.
Сирийские ПВО оперативно отреагировали и над Голанскими высотами «догнали» эту четверку F-15 ракетами С-200. По сообщению Sky News, один израильский самолет, возможно, был сбит и упал на территорию Израиля. Официальный представитель ЦАХАЛ, однако, категорически опроверг новость из Дамаска, заявив, что «ни в коем случае безопасность израильских гражданских лиц или самолетов ВВС Израиля не была скомпрометирована». При этом одна из ракет С-200 была перехвачена системой ПВО Arrow еврейского государства.
10 февраля 2018 года израильский вертолет AH-64 Apache сбил иранский БПЛА, который проник в воздушное пространство Израиля. Сразу же по Сирии нанесла удар четверка F-16, один из которых был сбит ракетой ПВО армии САР и рухнул на севере Израиля. На это раз Тель-Авив признал потерю своего боевого самолета, впервые после 1982 года.
Были и другие инциденты, в которых авиация ЦАХАЛ вторгалась в воздушное пространство Сирии и попадала под встречный огонь ПВО САР. Тем не менее, других потерь среди еврейских пилотов зафиксировано не было, хотя как в случае с «дружественным огнем» по Ил-20 они заходили в зону поражения С-200, но уклонялись от ракет «земля-воздух» за счет противоракетных маневров. Связано это с тем, что при подготовке пилотов ВВС Израиля активно применяются новые технологии обучения с помощью искусственного интеллекта и дополненной реальности.
Сегодня в ВВС Израиля на боевом дежурстве находятся 58 F-15 Eagle, 25 F-15E Strike Eagle, 226 F-16 Fighting Falcon, и 12 F-35 Lightning II. В общей сложности парк ударных самолетов составляет 321 машину.
Для сравнения: на авиабазе Хмеймим базируется 4 Су-27СМ, 8 Су-30СМ, 4 Су-35 и 8 Су-3.
Понятно, что имеющими у ВКС РФ силами угрожать ВВС Израиля просто бессмысленно. Если, не дай бог, случится воздушное сражение, наши летчики просто не вернутся на авиабазу Хмеймим. А развернуть более мощные силы не позволяет местная инфраструктура. В этом плане заявление нашего Минобороны «сохранить за собой право на адекватный ответ» напоминает размахивание кулаками после драки.
Но в реальности Москва способна очень сильно наказать Тель-Авив. Россия, будучи ключевым игроком в этом регионе, может предоставить армии САР новые системы ПВО, такие ЗРК С-300ВМ и «Бук-М3», чтобы сирийские силы полностью закрыли свое небо на ключ. Тут надо понимать, что Израиль серьезно опасается именно этого шага, так как не сможет вблизи своих границ с воздуха сдерживать грозные отряды проиранской «Хезболлы». Вопрос только в том, не повторится ли опять «дружественный огонь» уже по нашим истребителям?
Еще больше Израиль опасается, что сирийское небо начнут контролировать российские системы ПВО. И каждое пересечение сирийской границы израильскими F-16 или F-15 будет встречено огнем охраняющих авиабазу Хмеймим российских комплексов.
Что касается специальной военной помощи «Хезболле», то Москва вряд ли на это пойдет. Кремль пытается использовать особые отношения с Тель-Авивом, в том числе и как мостик в Вашингтон, правда, не совсем успешно.
Тель-Авив тоже не заинтересован в большой ссоре с нами, тем более что Кремль закрывал глаза на бомбежки «Хезболлы» и иранских военных формирований на территории Сирии.
Война в Сирии: Асад выразил Путину соболезнования в связи с гибелью Ил-20, обвинив в трагедии Израиль
Международное положение: Израильские СМИ: Не смейте нас обвинять, вините Асада и себя