Танцы с бубном вокруг неуклюжих попыток официального Лондона «наказать» Россию за дело Скрипалей и мнимые кибератаки продолжаются. Великобритания вовсе не довольствуется нынешними санкциями против России со стороны США и ЕС, теперь речь идет о новых мерах и невероятном усилении давления на Москву.
14 октября на сайте МИД Великобритании появилось победное сообщение, что Лондон преуспел в этом деле: предприимчивым британским дипломатам и министрам удалось пролоббировать согласие на новые санкции еще восьми стран Евросоюза. Окончательное решение будет приниматься во вторник, 16 октября, в Люксембурге. Но далеко не все страны ЕС поддерживают инициативу Великобритании.
Суть новых предложений пока не раскрывается. Но понятно, что речь пойдет о дальнейших ограничениях торговли с Россией.
Дружба против здравого смысла
Новые санкции против России разделены на два пакета. Первый из них должен содержать меры возмездия для Москвы за якобы совершенные ею кибератаки. К этому санкционному пакету готовы примкнуть пять европейских стран.
Второй пакет содержит меры за опять же якобы имевшее место применение химоружия. Причем не только в Солсбери, но, оказывается, еще и в Сирии. К этому пакету готовы присоединиться девять стран Евросоюза. Оба пакета санкций активно лоббирует Великобритания, которая и не скрывает, что приложила для достижения цели «интенсивные лоббистские усилия».
В сообщении МИД Великобритании сказано, что лондонские лоббисты теперь добились присоединения к санкциям Польши, Венгрии, Словакии, Словении, Чехии, Болгарии, Хорватии и Румынии. Согласие было получено в воскресенье, 14 октября, на встрече главы британского МИД в его резиденции с коллегами из этих стран.
Британия при этом не намерена останавливаться на достигнутом: 16 октября все это почтенное собрание отправится в Люксембург, чтобы там, на Совете министров иностранных дел ЕС, убедить примкнуть к санкциям оставшиеся 18 стран Евросоюза. Удивительно только, как Великобритания, которая намерена вскоре распрощаться с Евросоюзом и критикует его институты, внезапно становится страной, которая консолидирует всех членов в «борьбе с общим врагом». Вероятно, это происходит потому, что Лондону это куда как выгоднее, чем его европейским партнерам. Но обо всем по порядку.
Какими могут быть санкции?
Что же постулирует Великобритания, какие меры грозится ввести руками Евросоюза? Известно, что санкции будут содержать меры против отдельно взятых лиц и организаций, которых в Лондоне посчитают ответственными за применение и распространение химоружия. Причем в этот пакет могут войти санкции как против России, так и против Сирии.
«В течение многих лет существовало международное запрещение использования химического оружия, но теперь оно находится под угрозой после Сирии и Солсбери. Теперь нам нужно перерисовать красную линию, которая покажет, что ответственность за применение этого ужасного оружия будет слишком высока», – заявил в связи с новыми санкциями глава МИД Великобритании Джереми Хант.
Причем в Лондоне не стесняются валить все в одну кучу. Ставка сделана на то, что в «досье» по России нужно собрать просто все, что только можно. Тем вероятнее будет протолкнуть решение о новых ограничениях среди других стран Евросоюза.,
По сообщению Bloomberg, Британия активно занимается проработкой второго пакета, который предусматривает наказание за кибератаки. В этом, как известно, Лондон поддерживают теперь и Нидерланды. К пакету готовы присоединиться Эстония, Литва, Финляндия и Румыния. Санкции по этому направлению, как ожидается, будут предусматривать заморозку счетов лиц и организаций из России, запрет на въезд на территорию Евросоюза, а также секторальные санкции против отраслей российской экономики.
Напомним, что новым поворотом в деле о мнимых кибератаках стало сообщение голландских властей о задержании и высылке в апреле этого года четырех граждан России. Их обвинили в попытке взлома серверов штаб-квартиры ОЗХО в Гааге, а также в попытке заполучить данные по крушению MH17 в Донбассе. Характерно, что информация о высылке попала в СМИ только сейчас.
В МИД России неоднократно отмечали, что эти сотрудники не имели никакого отношения к тому, в чем их обвиняют, так как совершенно легально въехали в страну по дипломатическим визам и были встречены сотрудниками посольства России, что было бы неразумно, если бы миссия «агентов» была тайной. Наконец, дипломатов поселили в отеле, который имеет многолетний контракт с посольством России на заселение приезжающих в Нидерланды дипломатов.
Тем не менее, улики были состряпаны, и именно Нидерланды выступили с некой «доказательной базой», чтобы усилить антироссийскую риторику в Европе, а также укрепить позиции Британии.
Белая ворона
Словом, документы собраны, осталось только принять решение. Вот только убедить остальные европейские страны будет весьма непросто. По данным Reuters, власти Италии выступили против антироссийских санкций из-за кибератак – Рим призывает к деэскалации напряженности с Россией. Агентство указывает, что Италии теперь вообще грозит разрыв в отношениях с остальными членами ЕС.
Каковы аргументы Рима? Власти уже давно заявляют, что существующие санкции против России наносят ущерб итальянским компаниям, торгующим с Москвой. Отношение к санкциям стало резко критическим после прихода к власти в Италии правящей коалиции во главе с вице-премьером, министром экономического развития Луиджи Ди Майо из «Движения пяти звезд» и главы МВД Маттео Сальвини из «Лиги Севера». Последний, к слову, позитивно отзывается о действиях России и еще до прихода коалиции к власти последовательно выступал за отмену санкций.
С полной уверенностью можно сказать, что Сальвини действует в интересах своей страны, представляя право-консервативное крыло власти и выступая за отказ от глобализации и политики поддержки заокеанского гегемона. Хотя бы потому, что Италии такая политика совершенно невыгодна с экономической точки зрения.
Не будем забывать, что Россия пока не отменяла своих контрсанкций против ЕС, введенных в ответ на первый пакет антироссийских мер в 2014 году. Об их последствиях, в рамках которых Россия ограничивает импорт, уже много говорилось и в Берлине, и в Брюсселе. Однако если более мелкие государства ЕС несут терпимые потери, то немецкий и французский бизнес страдают достаточно сильно.
Кому это выгодно и чем может ответить Россия
Для ответа на эти вопросы необходимо, наконец, обратиться к экономике. В 2014 году президент России Владимир Путин, объявив о контрсанкциях, нащупал наиболее чувствительный нерв Европы. Ведь удар продовольственным эмбарго получили целые сектора экономик европейских стран, которые при этом представляют собой производственные профсоюзы, привыкшие защищать свои права.
Россия – это серьезный рынок сбыта для европейских товаров. При этом тотальной зависимости от них вовсе нет: польские яблоки на российских прилавках давно заменены, например, кубанскими, часть других фруктов импортируется из так и не ставшей членом ЕС Турции, а производство деликатесных сыров с плесенью уже освоено российскими сыроделами.
Получается, что России достаточно просто расширить контрсанкции, и тогда европейские производители получат новый удар, а российские – карт-бланш на изготовление новых видов товаров. Между прочим, в Европе уже проходили акции протеста производителей молочной продукции, которые просили снять санкции с России и открыть им рынок.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в 2018 году товарооборот России и Великобритании составил 9,39 млрд долларов. Для сравнения: с Германией в этом году товарооборот превысил этот показатель в четыре раза – 38,1 млрд долларов. Даже Италии торговать с Россией выгоднее, чем Британии, – товарооборот составил 17,4 млрд долларов.
Хотя бы на примере этих цифр видно, что потери Великобритании в случае усиления давления на Россию не будут такими серьезными, как у Германии или Италии. Сами же попытки наказать Москву по совершенно не доказанным поводам являются откровенной и достаточно наглой попыткой подкинуть на прощание Евросоюзу побольше проблем. ЕС сначала «впишется» в эти санкции, понесет убытки, а затем Британия отчалит из Евросоюза в рамках Brexit.
В итоге же вся нынешняя антироссийская компания в Европе совершенно ей не выгодна. Выгодна она разве что англосаксам – Великобритании и США. Последние, к слову, как родоначальники санкционной политики, действуют в Европе руками Великобритании. А она, в свою очередь, намерена ввести санкции уже руками остальных членов ЕС и сделать их «козлами отпущения». Как-то не по-товарищески, согласитесь. И тем страшнее для ЕС будет согласие снова стать заложником той экономической политики, которую диктуют старейшим монархиям и республикам из-за океана.