Уже в следующем году ВКС России должны получить высокоточные авиабомбы нового типа. 500-килограммовые боеприпасы под названием «Дрель» получат блоки самонаведения, что позволит реализовать принцип «сбросил — забыл». На боеприпас, разработку которого проводили с 2015 года, возложены большие надежды — не исключено, что «Дрель» станет универсальным «русским ответом» на американские бомбы JDAM и JSOW одновременно.
Удар в точку
Боеприпасы, с помощью которых пилот истребителя или штурмовика может разрушать объекты без нанесения крупного сопутствующего ущерба, требовались армии всегда. Их важность на практике впервые подтвердили американцы — в 1997 году на основе боевого опыта, полученного еще в рамках «Бури в пустыне», компания Boeing выпустила первый комплект для переоснащения с управляемым оперением, который можно было установить на обычные свободнопадающие авиационные бомбы. С тех пор во всех конфликтах, включая удары по Югославии, вторжение в Афганистан и войну в Ираке, военно-воздушные силы США в 80% случаев пользовались исключительно высокоточными боеприпасами.
Особняком в этом списке стоит операция «Иракская свобода» в Ираке в 2003 году. Официальные данные о применении боеприпасов этого типа свидетельствуют о том, что высокоточное оружие становится основным средством ведения войн — только в рамках вторжения в Ирак ВВС США расход управляемых авиабомб составил не менее 5,5–6 тыс. единиц.
«Точечные ковровые бомбардировки» оправдали себя — комбинированная система наведения, состоящая из инерциальной навигации и GPS-приемника, позволила наносить удары по позициям противника без постоянного целеуказания и наблюдения, а данными для нанесения бомбового удара стали служить обычные отметки координат на электронной карте.
Управляемые боеприпасы отличала максимально возможная (для авиационных бомб) точность поражения целей и минимальное круговое вероятное отклонение — 250-килограммовые GBU-38 и внушительные GBU-31 калибром 900 кг укладывались в «квадрат» размером 5?5 м с высоты 5–8 тыс. м, а парное применение таких бомб повышало шансы на быстрое выполнение боевой задачи с одного захода.
Не пионеры
Решение российских специалистов в области управляемых авиабомб слегка запоздало, однако «пришлось ко двору». В 2003 году в рамках авиасалона МАКС публике впервые показали макет «русского JDAM» — управляемой авиабомбы КАБ-500С с активными аэродинамическими поверхностями. Главной особенностью КАБ-500С стал специализированный 24-канальный приемник спутниковых навигационных систем, способный собирать данные как с российской навигационной системы ГЛОНАСС, так и с американской NavStar.
За короткий промежуток времени российским разработчикам удалось практически догнать американцев в создании высокоточных боеприпасов. В отличие от КАБ-500КР и других, более возрастных модификаций корректируемых авиабомб КАБ-500С перестала зависеть от погодных условий, наличия или отсутствия постоянного целеуказания.
Одной из декларируемых целей создания КАБ-500С стали антитеррористические операции, при проведении которых важна не только мощная, проникающая фугасная боевая часть, но и в первую очередь точность попадания. Характеристики КАБ-500С были полностью подтверждены в Сирии, где уникальные боеприпасы применялись в специальных воздушных операциях.
Источник «Известий» в ВКС РФ подтвердил, что отечественные УАБ применялись по особо важным наземным целям с высоким приоритетом. Отдельно отмечается, что при ударах по заранее разведанным объектам боевиков были задействованы фронтовые бомбардировщики Су-34, а отклонение КАБ-500С при попадании в цель составило не более 4,5–5 м.
Единственными и крайне относительными в масштабах использования недостатками КАБ-500С стали ощутимая стоимость и небольшая дальность сброса — чуть более 10 км. Для наиболее эффективной и точной боевой работы ВКС России потребовался более универсальный и многорежимный боеприпас, при создании которого необходимо было учитывать не только особенности боевого применения (например, метеоусловия), но и скоростные параметры авиационной техники.
«Дрель» для прорыва
Уничтожение объектов противника, как подвижных, так и стационарных, потребовало от российских инженеров пересмотра принятых ранее норм и стандартов разработки высокоточных боеприпасов.
Устаревшие разовые бомбовые кассеты для этих целей уже не подходили — их эффективность со временем значительно снизилась. Результатом исследований стало появление «Дрели», разработанной в НПО «Базальт». Главной особенностью новой авиабомбы стала возросшая дальность применения — теперь для поражения стационарных и подвижных объектов самолету-носителю больше не нужно «подставляться» под пуск зенитной управляемой ракеты и входить в потенциально опасную зону — бомба сбрасывается с дистанции 30 км, после чего самолет уходит.
«Дрель», используя самоприцеливающиеся боевые элементы, может работать по любым типам целей — включая бронетехнику, командные пункты, пусковые установки и другие объекты, действуя в том числе в условиях сильных помех.
«Умная» кассета
Отличие поражающих элементов авиабомбы «Дрель» от корректируемых бомб и устаревших разовых бомбовых кассет состоит в том, что российским разработчикам де-факто удалось «скрестить» два вида боеприпасов в один. После сброса и выхода планирующей бомбовой кассеты на цель в дело вступают 15 самоприцеливающихся боевых блоков СПБЭ-К, поражающих как бронетехнику, так и практически любые стационарные объекты.
У этих боевых элементов есть сходство и с другим российским оружием — противотанковыми комплексами «Хризантема-С». Поражающие элементы СПБЭ-К оснащены комбинированной системой наведения — инфракрасной и радиолокационной, что повышает вероятность попадания. В перспективе бомба может быть оснащена собственным двигателем, что повысит ее дальность в два-три раза.
Отдельные виды подобного вооружения широко представлены в США, однако комбинированных средств поражения, сочетающих в себе свойства нескольких видов оружия, для американской авиации не разработано и серийно не производится. Что касается российского оружия, то принятия авиабомбы «Дрель» на вооружение запланировано уже на 2019 год.