Предприятия российского ОПК, входящие в госконцерн Ростех, по итогам сирийской кампании провели большую работу по улучшению характеристик ударных вертолетов, сообщил РИА «Новости» генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, находящийся на международном авиасалоне Airshow China-2018 в Чжухае. Этим он объяснил перенос исполнения некоторых заказов на продукцию холдинга с года нынешнего на первый квартал 2019 года. Это касается как обязательств перед Министерством обороны России, так и международных контрактов.
В этом сообщении есть две существенные неточности. Во-первых, доработки коснулись не всех ударных вертолетов, коих два, а прежде всего и в значительной степени лишь вертолета Ми-28Н «Ночной охотник». У Ка-52 «Аллигатор» доработки затронули лишь общий с Ми-28Н комплекс обороны «Витебск».
Во-вторых, надо говорить не об улучшении характеристик Ми-28Н, а об исправлении существенных недостатков. Именно из-за них в Сирии в апреле 2016 года разбился вертолет, унеся жизни двух пилотов. Разбился не в бою, не будучи обстрелянным, не совершая противоракетный маневр, а во время свободного полета.
Сирия на время активных боевых действий российских ВКС превратилась во множество филиалов российских КБ и НИИ, разработки которых проходили испытания в боевых условиях. И коррективы в конструкции вносились в экстренном порядке. Это можно сказать и о Ми-28Н. Однако в 2017 году положение с этим вертолетом до конца не выправилась.
Вот как охарактеризовал ситуацию в декабре 2017 года председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывший главком ВКС Виктор Бондарев: «Ми-28 довели до ума благодаря Сирии. Так вот летчики говорят, что стало лучше, но не все стало лучше — электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего летчик не слышит. Эти очки, которые надевают, пилоты называют „смерть пилотам“. Небо безоблачное, все нормально, а если какая дымочка — три дня с красными глазами ходят».
Ну а когда вертолет поступил в Сирию, то называть его ночным охотником нельзя было ни при каких обстоятельствах. Именно очки должны были обеспечивать пилотам обзор в инфракрасном спектре. И именно они этого не делали. Разбившийся в апреле 2016 года вертолет совершал ночной полет. Катастрофа произошла из-за того, что пилоты потеряли ориентацию.
Перечисляя мероприятия по «улучшению» «Ночного охотника», Богинский упомянул и очки ночного видения. Но при этом его трактовка несколько отличается от замечаний Бондарева, основанных на высказываниях летчиков. Проблемы с очками, сказал гендиректор, были выявлены в самом начале сирийской кампании. И они были очень быстро устранены. После чего никаких нареканий от пилотов «Ночного охотника» не поступало.
Вот что еще было заменено, улучшено и скорректировано. На вертолет были установлены новые локаторы пуска ракет или, иными словами, инфракрасные датчики. Был модернизирован бортовой радиоэлектронный комплекс в результате работы целого ряда компаний, входящих в Ростех. Но прежде всего, конечно, это дело рук концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).
Был расширен климатический диапазон работы вертолета за счет обеспечения нормального функционирования всех систем в условиях повешенной температуры и большой концентрации в воздухе пыли и песка. Неучтенность такой специфики в Сирии сказывалась на работе вспомогательной силовой установки, использующейся для запуска основных турбовальных двигателей и обеспечения подачи электроэнергии при выключенной основной силовой установке. Поскольку в качестве вспомогательной силовой установки используется газотурбинный двигатель, крайне капризный в условиях загрязненного (запыленного) воздуха, то его пришлось серьезно доработать. По той же самой причине воздухозаборники оснастили более эффективным фильтром.
Доработке был подвергнут и бортовой комплекс обороны «Витебск», который также используется и в Ка-52. Комплекс новый, его серийное производство началось в 2015 году. Он обнаруживает зенитные ракеты, а также авиационные ракеты «воздух-воздух», как утверждают разработчики, за сотни километров. Обнаружив угрозы, «Витебск» генерирует помехи и создает ложные ориентиры для ракетных головок самонаведения всех типов — радиолокационного, теплового, оптического.
Как поясняют в КРЭТ, разработавшем комплекс, модернизация не затронула системы обнаружения, лазерного облучения и генерирования электромагнитных помех. Была расширена номенклатура «расходных средств». К ним относятся отстреливаемые и буксируемые ловушки, включая передатчики помех одноразового использования, ложные цели с аэродинамическими качествами, универсальные многоспектральные пиропатроны повышенной эффективности с управляемыми программами горения.
Перечисляя системы, в которые были внесены изменения по результатам «сирийских испытаний», Андрей Богинский упомянул и вооружение, которое обновилось. И это вполне естественный и ожидавшийся ход. Потому что по возможностям нанесения ударов по земле «Аллигатор» несколько превосходил «Ночного охотника». Их решили уровнять.
На Ми-28Н использовалась управляемая противотанковая ракета «Атака» с дальностью в 6 км. Максимальная скорость — 1,5 М. Бронепробиваемость — 900 мм.
На Ка-52 установили ракету «Вихрь», которая была разработана тульским КБ приборостроения в середине 80-х годов. «Вихрями» ограниченно вооружали штурмовики Су-25, но серийное производство так и не наладили. К ракете вернулись в новом тысячелетии, ее модификация «Вихрь-М» была принята на вооружение в 2015 году. Она превосходит «Атаку» и по дальности — 10 км, и по скорости — 2 М. Бронепробиваемость такая же — 900 мм. В Сирии ракета хорошо себя показала. В связи с чем ее внесли в арсенал и «Ночного охотника».
Однако это не предел увеличения ударной мощи двух наших вертолетов. Теперь предполагается подтянуть и «Аллигатора», и «Ночного охотника» до уровня палубной модификации Ка-52 — «Катран». У «Катрана» вместо «Вихря-М» используется противотанковая ракета «Гермес-А» разработки того же самого КБ приборостроения. Это целое семейство ракет различного базирования — авиационного, наземного, корабельного, берегового. Они используют различные боевые части и головки самонаведения. Данные ракеты способны поражать цели различных типов на расстоянии до 100 км. Однако у авиационной модификации — «Гермес-А» — дальность скромнее, 20 км. Однако и это в два раза больше, чем у «Вихря».
Средняя скорость ракеты — 2 М, на финишном участке она возрастает до 3 М. Повышена и бронепробиваемость ракеты с тандемной кумулятивной боевой частью — до 1000 мм. Увеличение дальности стрельбы в два раза позволило совершить не только количественный, но и качественный рывок. Вертолеты, оснащенные «Гермесом», работают с удаленными целями, не входя в зону действия ЗРК малого радиуса действия.
Так что у нас есть все основания предположить, что «Вертолеты России» наконец-то довели «Ночного охотника» до ума. То есть до уровня, когда он наряду с «Аллигатором» способен эффективно поддерживать действия наземных сил, уничтожая бронетехнику, разрушая защитные сооружения и нанося существенный урон живой силе противника. И при этом оба вертолета обладают высокой живучестью.
А между тем уже готовы две модификации «Ночного охотника». Ми-28УБ — учебно-боевой. Он обладает абсолютно теми же самыми боевыми возможностями, что и базовая модификация. Но при этом оснащен двумя абсолютно равноценными комплектами органов управления. Это используется при подготовке летчиков в режиме «инструктор — курсант». А также повышает живучесть машины в реальном бою. Этот вертолет уже начал поступать в строевые части.
Ми-28НМ пока еще не принят на вооружение. Эта машина отличается от базовой более эффективным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Впервые в отечественном вертолетостроении РЛС размещена над несущим винтом. Благодаря чему появилось возможность осуществлять круговой обзор. Теперь вертолет может заниматься радиолокационной разведкой, вести стрельбу управляемыми ракетами «из засады», то есть приподняв над возвышенностью только РЛС. Этим приемом широко пользуются пилоты американских «Апачей».
Также возросла мощность РЛС. Она способна обнаружить танк на расстоянии в 25 км, а беспилотник — на 20 км. Комплекс управления вооружением одновременно сопровождает до десяти целей и обстреливает две.
Государственные испытания модификации Ми-28НМ намечены на конец этого года. Испытания, в которых три образца должны совершить более тысячи полетов, будут продолжаться около года.
Война в Сирии: Израильский министр заявил о готовности уничтожить сирийские С-300
Военные технологии: МиГ-41 опустит воздушную разведку США с небес на землю