Киев опасается, что запуск первой нитки «Турецкого потока» сократит транзит российского газа через Украину. Польша пугает Европу «нападением» России на Украину, если будет достроен «Северный поток-2». Сумеют ли Украина и Польша сорвать Северный и Турецкий потоки?
Завершение строительства морской части «Турецкого потока», о котором вчера, 19 ноября, объявили Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, вызвало в Киеве настоящую панику. Там боятся, что с запуском этого газопровода транзит российского газа через Украину уменьшится на 14 млрд кубометров в год, и еще на сколько же после прокладки второй нитки «Турецкого потока», предназначенного для стран Южной Европы. Учитывая нынешние объемы транзита через Украину, составившие в 2017 году рекордные 93 млрд кубометров, Киев теряет примерно треть объемов.
Чтобы помешать этой негативной тенденции, глава украинского Совета по вопросам газовой промышленности Леонид Униговский призвал сорвать «Турецкий поток».
«Теперь Украине нужно направить наши усилия, чтобы не допустить строительства второй нитки «Турецкого потока». Потому что тогда это еще сильнее уменьшит объемы перекачки газа через Украину в Европу», — сказал Униговский.
К снижению транзитной роли Украины приведет и запуск другого, еще более мощного, проекта — «Северный поток-2». Объемы поставок по этому газопроводу почти в два раза выше, чем по «Турецкому потоку» и составляют 55 млрд кубометров ежегодно.
Два газовых проекта позволят России отказаться от посредничества Украины и напрямую снабжать Евросоюз «голубым топливом». Это не устраивает не только Киев, теряющий «дойную корову» в лице Москвы, но и главного проводника антироссийской политики в ЕС — Варшаву.
По этой причине премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий решил попугать Европу большой войной. Как только завершится прокладка «Северного потока-2» и Москва перестанет зависеть от украинского транзита, Россия нападет на Украину, заявил Моравецкий.
Цели Польши разноплановые. Здесь можно отметить стремления Варшавы: 1) не потерять свою роль в качестве транзитера, уступив ее Германии; 2) не дать России усилиться и сохранить ее зависимой от «проблемной» Украины; 3) укрепить свои позиции внутри ЕС, учитывая «гонения» Еврокомиссии на польское правительство из-за реформы судебной системы.
Мешая России отказываться от украинского транзита, Польша будет активно продвигать американский сжиженный природный газ (СПГ) в Старый Свет. В середине октября польская компания PGNiG подписала контракт о поставках СПГ сроком на 20 лет.
Сможет ли украино-польский альянс сорвать русские потоки?
Конечный пункт «Северного потока-2» — Германия. И после прокладки трубы Германия превратится в главный центр распределения российского газа, принимая 100 млрд кубометров газа в год, это половина всего экспорта «Газпрома» в Европу за 2017 год, составившего 193,9 млрд кубометров. Как лидер ведущей страны Евросоюза Ангела Меркель сумела отстоять «Северный поток-2», даже несмотря на открытые угрозы санкций со стороны администрации Дональда Трампа.
С «Турецким потоком» ситуация чуть сложнее. На турецкой границе труба выйдет либо на Грецию, либо на Болгарию — не самые влиятельные страны, поддающиеся давлению Брюсселя. Что болгары и продемонстрировали, когда в 2014 году под давлением «Третьего энергетического пакета» Еврокомиссии отказались от реализации «Южного потока». Именно по этой причине Россия и не спешит продлевать «Турецкий поток» в ЕС, пока не получит четких гарантий от Еврокомиссии.
Несмотря на попытки сорвать два российских проекта, их судьба совсем не зависит от прихотей Киева и Варшавы, а находится в руках Берлина и Брюсселя. Реализация Турецкого и Северного потоков даст ответ на вопрос о том, готова ли ЕС рискнуть отношениями с США ради своей энергобезопасности.