Москва будет вынуждена подписать с Киевом новый контракт на транзит газа в Европу, потому что не успеет достроить «Северный поток – 2» до конца года, заявила заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко.
«До первого января 2020-го россияне все равно не успевают построить свой знаменитый и очень дорогой «Северный поток – 2». Им все равно придется каким-то образом транспортировать свой газ в Европу. Это понимают европейцы, это понимают россияне, это понимаем мы», – сказала Бойко, добавив, что чем дольше Россия будет «затягивать» заключение контракта, тем сложнее будут финальные переговоры.
Киев ошибается в том, что «Северный поток – 2» не будет построен к началу 2020 года. Ввод его в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года и пока все идет по плану. Но, скорее всего, к началу 2020 года Европа не успеет достроить продолжение «Северного потока – 2» по европейской территории – а именно газопровод EUGAL. Во-вторых, европейцы не успеют достроить все газопроводы второй нитки «Турецкого потока», которые также проходят по европейской территории. В 2020 году будет точно запитана Болгария и, скорее всего, Сербия, а это в сумме лишь 5–7 млрд кубометров газа вместо полной мощности второй нитки в 15,75 млрд кубов.
Это значит, что «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» в 2020 году заработают, но не на полную проектную мощность, которая в сумме составляет 86,5 млрд кубов. По экспертным оценкам, по новым газопроводам Газпром сможет прокачивать на 20–40 млрд кубов меньше. Именно эти объемы и потребуется качать через Украину в 2020 году. Это в два–три раза меньше газа, чем транзитируется по украинской трубе в последние годы. Поэтому в 2020 году действительно было бы неплохо иметь транзит российского газа в Европу через Украину.
Однако уже с 2021 года ситуация резко меняется – продолжение «Северного потока – 2» по европейской территории будет достроено, вторая нитка «Турецкого потока» – тоже. Газпром сможет прокачивать все 86,5 млрд кубов газа (55 млрд кубов через «Северный поток – 2» и 31,5 млрд кубов через «Турецкий поток») и при желании полностью отказаться от транзита через Украину. Но, так как Владимир Путин и Газпром обещали сохранить украинский транзит, это постараются сделать. Только речь идет о прокачке не 80 млрд кубов, как сейчас, а 10–15 млрд в долгосрочном периоде.
Однако Украина ошибается, полагая, что неготовность к 2020 году европейских газопроводов, являющихся продолжениями «Северного потока – 2» и «Турецкого потока», является ее козырем в рукаве на предстоящих газовых переговорах. Это не так.
На самом деле Газпром без украинского транзита может прожить один год, а вот Европа без 20–40 млрд кубометров дешевого российского газа – нет. Конечно, Газпром потеряет часть выручки от снижения объемов продажи в Европу. Это означает, что он продаст в 2020 году не 190–200 млрд кубов газа Европе, как в 2018–2019 годах, а меньше. Но Газпром не нарушит контрактных обязательств перед европейскими потребителями, он сможет выполнить их в полном объеме в 2020 году без украинского транзита. Потому что и традиционные, и новые покупатели газа в Европе делают запросы на дополнительные объемы поставок газа из России. И Газпром их с удовольствием удовлетворяет. По словам замглавы Газпрома Александра Медведева, объемы этих сверхконтрактных запросов составляют около 50 млрд кубометров. То есть без украинского транзита в 2020 году Европа недополучит только сверхконтрактные объемы, она не сможет обвинить Газпром в невыполнении контрактных обязательств и в очередной раз признает Украину ненадежным партнером.
Но самое смешное, что сама Украина окажется в этом случае в еще большей ловушке, чем Европа. У ЕС есть хотя бы деньги для того, чтобы нарастить закупку более дорогого СПГ или вернуться к более активной угольной генерации. Украина же реально сама останется без газа и рискует замерзнуть. Если Европа не сможет получать больше российского газа, чем прописано в европейских контрактах, то у нее и для Украины не найдется лишнего газа. Ведь известно, что импортируемый Украиной газ в Европе является не более чем российским газом, который европейцы перепродают по более высокой цене. Но если европейцам самим не будет хватать газа, то что будет с Украиной? Неподписание контракта на транзит на 2020 год означает, что без газа останется не только Европа, но и сама Украина. Собственная добыча газа на Украине способна удовлетворить потребности только населения страны, тогда как на социальные объекты и промышленность своего голубого топлива не хватает.
Наконец, если Украина не подпишет транзитный контракт на 2020 год, то шансы на его подписание в 2021-м или в другом году сведутся к нулю.
Украинскую ГТС можно смело распродавать на металлолом. Самой Украине выгодней продление транзитного контракта. Да, через нее будут качаться вдвое-трое меньшие объемы российского газа и она уже не сможет зарабатывать на транзите 2–3 млрд долларов в год. Однако куда лучше прокачать меньше российского газа и заработать на этом хотя бы несколько сотен миллионов долларов, чем остаться с металлоломом и без денег. К тому же подписание транзитного контракта на 2021 год вселяет шансы на сохранение небольшого украинского транзита и в следующие годы. Надо понимать, что объемы украинского транзита в будущем будут зависеть больше не от России, а от спроса на российский газ со стороны европейских потребителей. Чем больше будут заявки европейцев на дополнительные поставки российского газа, тем больше будет идти через Украину.