Европа через 5 лет сможет сделать «Северный поток-2» убыточной «трубой» - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Европа через 5 лет сможет сделать «Северный поток-2» убыточной «трубой» - «Экономика» 15:10 Вторник 0 368
12-02-2019, 15:10

Европа через 5 лет сможет сделать «Северный поток-2» убыточной «трубой» - «Экономика»



Материал комментируют:
Европа через 5 лет сможет сделать «Северный поток-2» убыточной «трубой» - «Экономика»

Андрей Бунич

Сергей Правосудов

Киев считает неприемлемыми условия, на которых Россия готова сохранить транзит газа через Украину. Об этом 11 февраля сообщал в Facebook исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

Накануне замглавы МИД РФ Александр Панкин заявил, что Москва готова продолжать транзит после 2019 года только на своих условиях. «Есть действующий контракт, можно его продолжить с внесением каких-то необходимых изменений. Но, похоже, Украина такую опцию отвергает. Тут, наверное, об автоматизме речь не будет идти, но есть определенные нюансы, которые надо будет расчищать», — сказал Панкин.

По словам Витренко, эти же условия неоднократно озвучивал «Газпром»: это «восстановление баланса в отношениях», а также переговоры по продолжению текущего контракта о транзите. Но «баланс в отношениях», считает Витренко, уже восстановлен решениями Стокгольмского арбитража, по которым «Газпром» должен выплатить Киеву $ 2,56 млрд. А текущий транзитный контракт не соответствует требованиям Украины и ЕС, и потому не может быть продлен.

«Транзит через Украину может происходить на стандартных европейских условиях, а не на условиях России», — заверил Витренко. Он также пригрозил, что если Москва не перестанет «обеспечивать „Газпром“ эксклюзивными условиями для транзита газа через Украину», то у Киева есть возможность добиться компенсации еще в $ 10 млрд. из-за отсутствия транзита после 2019 года.


Читайте также

Поляки решили атаковать Калининград первыми
Сможет ли Варшава пробить российскую систему ПРО американскими ракетами

«Это должно помочь „Газпрому“ занять более конструктивную позицию на переговорах по транзиту», — заключил директор «Нафтогаза».

Ранее замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко заявила, что Москва просто вынуждена подписать с Киевом новый контракт на транзит. На руку Киеву, по ее словам, играют два обстоятельства: неготовность «Северного потока-2» к 2020 году заработать на полную мощность, а также необходимость «Газпрома» обеспечивать бесперебойные поставки в Европу.

«До 1 января 2020-го россияне все равно не успевают построить свой знаменитый и очень дорогой „Северный поток-2“. Им все равно придется каким-то образом транспортировать свой газ в Европу. Это понимают европейцы, это понимают россияне, это понимаем мы. Поэтому чем дольше россияне тянут, тем сложнее будут финальные переговоры, тем меньше будет времени для достижения каких-либо общих знаменателей», — сказала Бойко в эфире онлайн-канала UMN.

Заметим, по оценкам российских экспертов, транзит через Украину после 2019 года действительно нужен «Газпрому». При текущих объемах экспорта строящиеся «Турецкий поток» и «Северный поток-2» к началу 2020 года смогут забрать на себя не более половины объемов, идущих через Украину.

Ранее, 21 января, Россия, Украина и Еврокомиссия провели первые в этом году переговоры по продлению контракта на транзит российского газа. Как заявил вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович, Брюссель сделал Москве и Киеву «справедливое предложение»: новый контракт должен быть долгосрочным, на «десять плюс» лет, а его объемы — коммерчески жизнеспособными, чтобы ЕК могла привлечь инвесторов в апгрейд украинской ГТС. Кроме того, новый контракт должен отвечать европейскому газовому законодательству, «чтобы он был таким же, как контракт „Газпрома“ с европейскими компаниями».

Как видим, позиции Киева и Брюсселя во многом совпадают, и обе стороны настроены «подвинуть» Москву. Сможем ли мы диктовать условия транзита, как в целом выглядят перспективы поставок российского газа в Европу?

— Переговоры по транзиту застопорились до момента проведения на Украине президентских выборов — сейчас непонятно, с кем в Киеве вообще можно договариваться, поэтому любые соглашения исключены, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Но надо понимать: выборы — это частная интрига в газовом вопросе. Ключевые вопросы останутся и после избрания нового главы украинского государства: что нужно Европе, что нужно Украине, и что собирается делать Россия?

Чтобы ответить на эти стратегические вопросы, следует взглянуть на ситуацию шире. И первое, на что нужно обратить внимание — Европа уже создала инфраструктуру по приему СПГ. Да, пока эта инфраструктура используется всего на 20%. Но при ее полной загрузке Европа сможет принять СПГ в объеме, сопоставимым с тем, что поставляет сегодня Россия.

Фактически, Европа перестраховалась от проблем с российскими поставками, и дело теперь сводится к поиску поставщиков СПГ. Замечу, в числе этих потенциальных поставщиков нет США, хотя американцы, возможно, затеяли бучу с Майданом на Украине как раз с целью поставить Европу под свой энергетический контроль. Но сейчас американцы банально не успевают увеличить объем добычи сланцевого газа до необходимого уровня — и пока выбывают из игры.

Но как ни крути, со стороны Европы все сделано для приема СПГ, и это говорит о стратегическом выборе европейцев.

«СП»: — Но «Газпром» уверяет, что стратегический выбор Европы — это «Северный поток-2». Это не так?

— Европейцы, напомню, вложили бешеные деньги именно в терминалы СПГ, а не в строительство трансбалтийского газопровода. Европейские инвесторы совсем не похожи на кретинов. Они, напротив, хорошо умеют считать. И раз эти инвесторы вложились в СПГ-инфраструктуру, они будут стремиться, как минимум, отбить свои деньги.

Думаю, расчет сделан на то, что на российском направлении неизбежно будут возникать трудности с поставками, а производство СПГ будет развиваться — в Америке и других регионах. Соответственно, СПГ на рынке станет больше, а потребность Европы в газе расти не станет. В результате, станет возможным заместить значительные объемы российского газа.

Есть еще важный момент. Поставки СПГ могут при этом оставаться дороже трубопроводного российского газа. Но с учетом вложенных в СПГ-инфраструктуру миллиардов евро получится, что европейцам все-таки интереснее заниматься сжиженным газом, чем покупать трубопроводный у России.

Более того, США в перспективе хотят геополитически связать закупки Европой российского газа с оплатой Европой членства в НАТО. Европейские страны, напомню, не хотят тратить положенные 2% ВВП на военные нужды, но при этом желают по-прежнему пользоваться гарантиями безопасности, которые предоставляет альянс. Президент США Дональд Трамп поэтому может поставить Европу перед выбором: или платите за безопасность как положено, либо покупайте энергоносители у Америки, пусть по более высокой цене. В этом случае также может оказаться, что второй вариант — с покупкой американского СПГ — для Европы более выгоден экономически.

«СП»: — Чего хочет, в таком случае, Европа в далекой перспективе?

— Думаю, та же Германия хочет стать центром перераспределения газа. Повторюсь, мы строим «Северный поток-2» за свои деньги, и немцам это крайне выгодно. От этого позиции ФРГ становятся сильнее — и на переговорах с США, и внутри ЕС. По сути, Берлин сейчас создает распределительную газовую инфраструктуру по всей Европе.

В результате, может оказаться, что мы будем поставлять газ в Европу напрямую, минуя Украину. А европейцы, когда Киев окажется в безвыходном положении, смогут выкупить полуразваленную украинскую ГТС, переоборудовать, и гнать по ней в «незалежную» российский газ по реверсу.

Берлину такая схема геополитически выгодна. Если предположить, что Украина будет получать газ по такому маршруту, она окончательно окажется под влиянием Европы и Запада — станет абсолютно зависимым государством.

Получается, у США и Канады один интерес — заполучить в перспективе европейский рынок, у Германии другой — сосредоточить у себя каналы поставок, стать газовым хабом, и таким образом влиять на глобальную политику.

А вот интересы Украины вряд ли кого-то интересуют. Своих средств для модернизации ГТС у Киева нет, переход системы в руки иностранных собственников — я считаю, вопрос времени. Причем, этот переход будет совмещен с изменениями направлений газовых потоков, о котором я говорил выше.

«СП»: — Какую роль играет в этих процессах Россия?

— Россия, я считаю, плывет по течению. На мой взгляд, руководство нашей страны смирилось с таким положением дел. Оно просто не обращает внимание, что ситуация для нас складывается не слишком хорошо.

Всего через несколько лет, я считаю, Европа сможет уже пугать Москву полным отказом — при необходимости — от российского газа. В 2014 году Европа на такой шаг не была готова. Но уже тогда европейцы подсчитали, сколько бы стоил отказ от российского газа, если бы конфликт на Украине продолжился, и военные действия там приняли масштабный характер. Так вот, по расчетам в 2014 году получалось, что отказ от российских поставок — это дорого, но не запредельно дорого.


Читайте также

Какое секретное оружие американцы испытали в Сирии против «вагнеровцев»
Стали известны подробности расстрела русских солдат в ночь с 7 на 8 февраля 2018 года

Сейчас, пять лет спустя, Европа значительно продвинулась на пути возможного отказа от российского газа. А еще через пять лет, возможно, ситуация изменится настолько, что существенно ослабит переговорные позиции «Газпрома». Кремлю в этом случае ничего не останется, как делать хорошую мину при плохой игре.

— Компромисс по украинскому транзиту наверняка будет найден, — уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Понятно, что в 2020—2021 годах еще не выйдут на полную мощность газопроводы на территории Европы, которые являются продолжением «Турецкого потока» и «Северного потока-2». Так что минимум до 2022 года более-менее значительный объем транзита через Украину будет сохраняться. А вот с 2022 года украинский маршрут можно будет рассматривать как сугубо вспомогательный, на случай роста потребления газа в Европе зимой.

Киев это прекрасно понимает, и потому хочет заключить новый долгосрочный контракт, причем на приличные объемы транзита. «Газпром», напротив, устраивает как можно более короткий контракт, в котором по части объемов обещания были бы минимальные.

Марош Шефчович своим заявлением о контракте «десять плюс» лет подыграл Украине. Но и в этом случае компромисс возможен — если объемы транзита будут ежегодно сокращаться — например, с 50 млрд. кубометров до 10 млрд.

Словом, очень многое зависит от деталей договоренностей. Совершенно ясно одно: в декабре 2019 года новый транзитный контракт с Украиной будет подписан.

Новости Евросоюза: Меркель назвала способ избежать газовой зависимости от России

Нефть и газ:«Северный поток-2»: Макрон решил показать Путину, кто в Европе главный


Материал комментируют: Андрей Бунич Сергей Правосудов Киев считает неприемлемыми условия, на которых Россия готова сохранить транзит газа через Украину. Об этом 11 февраля сообщал в Facebook исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Накануне замглавы МИД РФ Александр Панкин заявил, что Москва готова продолжать транзит после 2019 года только на своих условиях. «Есть действующий контракт, можно его продолжить с внесением каких-то необходимых изменений. Но, похоже, Украина такую опцию отвергает. Тут, наверное, об автоматизме речь не будет идти, но есть определенные нюансы, которые надо будет расчищать», — сказал Панкин. По словам Витренко, эти же условия неоднократно озвучивал «Газпром»: это «восстановление баланса в отношениях», а также переговоры по продолжению текущего контракта о транзите. Но «баланс в отношениях», считает Витренко, уже восстановлен решениями Стокгольмского арбитража, по которым «Газпром» должен выплатить Киеву $ 2,56 млрд. А текущий транзитный контракт не соответствует требованиям Украины и ЕС, и потому не может быть продлен. «Транзит через Украину может происходить на стандартных европейских условиях, а не на условиях России», — заверил Витренко. Он также пригрозил, что если Москва не перестанет «обеспечивать „Газпром“ эксклюзивными условиями для транзита газа через Украину», то у Киева есть возможность добиться компенсации еще в $ 10 млрд. из-за отсутствия транзита после 2019 года. Читайте также Поляки решили атаковать Калининград первыми Сможет ли Варшава пробить российскую систему ПРО американскими ракетами «Это должно помочь „Газпрому“ занять более конструктивную позицию на переговорах по транзиту», — заключил директор «Нафтогаза». Ранее замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко заявила, что Москва просто вынуждена подписать с Киевом новый контракт на транзит. На руку Киеву, по ее словам, играют два обстоятельства: неготовность «Северного потока-2» к 2020 году заработать на полную мощность, а также необходимость «Газпрома» обеспечивать бесперебойные поставки в Европу. «До 1 января 2020-го россияне все равно не успевают построить свой знаменитый и очень дорогой „Северный поток-2“. Им все равно придется каким-то образом транспортировать свой газ в Европу. Это понимают европейцы, это понимают россияне, это понимаем мы. Поэтому чем дольше россияне тянут, тем сложнее будут финальные переговоры, тем меньше будет времени для достижения каких-либо общих знаменателей», — сказала Бойко в эфире онлайн-канала UMN. Заметим, по оценкам российских экспертов, транзит через Украину после 2019 года действительно нужен «Газпрому». При текущих объемах экспорта строящиеся «Турецкий поток» и «Северный поток-2» к началу 2020 года смогут забрать на себя не более половины объемов, идущих через Украину. Ранее, 21 января, Россия, Украина и Еврокомиссия провели первые в этом году переговоры по продлению контракта на транзит российского газа. Как заявил вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович, Брюссель сделал Москве и Киеву «справедливое предложение»: новый контракт должен быть долгосрочным, на «десять плюс» лет, а его объемы — коммерчески жизнеспособными, чтобы ЕК могла привлечь инвесторов в апгрейд украинской ГТС. Кроме того, новый контракт должен отвечать европейскому газовому законодательству, «чтобы он был таким же, как контракт „Газпрома“ с европейскими компаниями». Как видим, позиции Киева и Брюсселя во многом совпадают, и обе стороны настроены «подвинуть» Москву. Сможем ли мы диктовать условия транзита, как в целом выглядят перспективы поставок российского газа в Европу? — Переговоры по транзиту застопорились до момента проведения на Украине президентских выборов — сейчас непонятно, с кем в Киеве вообще можно договариваться, поэтому любые соглашения исключены, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Но надо понимать: выборы — это частная интрига в газовом вопросе. Ключевые вопросы останутся и после избрания нового главы украинского государства: что нужно Европе, что нужно Украине, и что собирается делать Россия? Чтобы ответить на эти стратегические вопросы, следует взглянуть на ситуацию шире. И первое, на что нужно обратить внимание — Европа уже создала инфраструктуру по приему СПГ. Да, пока эта инфраструктура используется всего на 20%. Но при ее полной загрузке Европа сможет принять СПГ в объеме, сопоставимым с тем, что поставляет сегодня Россия. Фактически, Европа перестраховалась от проблем с российскими поставками, и дело теперь сводится к поиску поставщиков СПГ. Замечу, в числе этих потенциальных поставщиков нет США, хотя американцы, возможно, затеяли бучу с Майданом на Украине как раз с целью поставить Европу под свой энергетический контроль. Но сейчас американцы банально не успевают увеличить объем добычи сланцевого газа до необходимого уровня — и пока выбывают из игры. Но как ни крути, со стороны Европы все сделано для приема СПГ, и это говорит о стратегическом выборе европейцев. «СП»: — Но «Газпром» уверяет, что стратегический выбор Европы — это «Северный поток-2». Это не так? — Европейцы, напомню, вложили бешеные деньги именно в терминалы СПГ, а не в строительство трансбалтийского газопровода. Европейские инвесторы совсем не похожи на кретинов. Они, напротив, хорошо умеют считать. И раз эти инвесторы вложились в СПГ-инфраструктуру, они будут стремиться, как минимум, отбить свои деньги. Думаю, расчет сделан на то, что на российском направлении неизбежно будут возникать трудности с поставками, а производство СПГ будет развиваться — в Америке и других регионах. Соответственно, СПГ на рынке станет больше, а потребность Европы в газе расти не станет. В результате, станет возможным заместить значительные объемы российского газа. Есть еще важный момент. Поставки СПГ могут при этом оставаться дороже трубопроводного российского газа. Но с учетом вложенных в СПГ-инфраструктуру миллиардов евро получится, что европейцам все-таки интереснее заниматься сжиженным газом, чем покупать трубопроводный у России. Более того, США в перспективе хотят геополитически связать закупки Европой российского газа с оплатой Европой членства в НАТО. Европейские страны, напомню, не хотят тратить положенные 2% ВВП на военные нужды, но при этом желают по-прежнему пользоваться гарантиями безопасности, которые предоставляет альянс. Президент США Дональд Трамп поэтому может поставить Европу перед выбором: или платите за безопасность как положено, либо покупайте энергоносители у Америки, пусть по более высокой цене. В этом случае также может оказаться, что второй вариант — с покупкой американского СПГ — для Европы более выгоден экономически. «СП»: — Чего хочет, в таком случае, Европа в далекой перспективе? — Думаю, та же Германия хочет стать центром перераспределения газа. Повторюсь, мы строим «Северный поток-2» за свои деньги, и немцам это крайне выгодно. От этого позиции ФРГ становятся сильнее — и на переговорах с США, и внутри ЕС. По сути, Берлин сейчас создает распределительную газовую инфраструктуру по всей Европе. В результате, может оказаться, что мы будем поставлять газ в Европу напрямую, минуя Украину. А европейцы, когда Киев окажется в безвыходном положении, смогут выкупить полуразваленную украинскую ГТС, переоборудовать, и гнать по ней в «незалежную» российский газ по реверсу. Берлину такая схема геополитически выгодна. Если предположить, что Украина будет получать газ по такому маршруту, она окончательно окажется под влиянием Европы и Запада — станет абсолютно зависимым государством. Получается, у США и Канады один интерес — заполучить в перспективе европейский рынок, у Германии другой — сосредоточить у себя каналы поставок, стать газовым хабом, и таким образом влиять на глобальную политику. А вот интересы Украины вряд ли кого-то интересуют. Своих средств для модернизации ГТС у Киева нет, переход системы в руки иностранных собственников — я считаю, вопрос времени. Причем, этот переход будет совмещен с изменениями направлений газовых потоков, о котором я говорил выше. «СП»: — Какую роль играет в этих процессах Россия? — Россия, я считаю, плывет по течению. На мой взгляд, руководство нашей страны смирилось с таким положением дел. Оно просто не обращает внимание, что ситуация для нас складывается не слишком хорошо. Всего через несколько лет, я считаю, Европа сможет уже пугать Москву полным отказом — при необходимости — от российского газа. В 2014 году Европа на такой шаг не была готова. Но уже тогда европейцы подсчитали, сколько бы стоил отказ от российского газа, если бы конфликт на Украине продолжился, и военные действия там приняли масштабный характер. Так вот, по расчетам в 2014 году получалось, что отказ от российских поставок — это дорого, но не запредельно дорого. Читайте также Какое секретное оружие американцы испытали в Сирии против «вагнеровцев» Стали известны подробности расстрела русских солдат в ночь с 7 на 8 февраля 2018 года Сейчас, пять лет спустя, Европа значительно продвинулась на пути возможного отказа от российского газа. А еще через пять лет, возможно, ситуация изменится настолько, что существенно ослабит переговорные позиции «Газпрома». Кремлю в этом случае ничего не останется, как делать хорошую мину при плохой игре. — Компромисс по украинскому транзиту наверняка будет найден, — уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Понятно, что в 2020—2021 годах еще не выйдут на полную мощность газопроводы на территории Европы, которые являются продолжением «Турецкого потока» и «Северного потока-2». Так что минимум до 2022 года более-менее значительный объем транзита через Украину будет сохраняться. А вот с 2022 года украинский маршрут можно будет рассматривать как сугубо вспомогательный, на случай роста потребления газа в Европе зимой. Киев это прекрасно понимает, и потому хочет заключить новый долгосрочный контракт, причем на приличные объемы транзита. «Газпром», напротив, устраивает как можно более короткий контракт, в котором по части объемов обещания были бы минимальные. Марош Шефчович своим
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 905 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl