Киев вставляет затычку в «Северный поток-2» - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Киев вставляет затычку в «Северный поток-2» - «Экономика» 15:00 Пятница 0 452
25-01-2019, 15:00

Киев вставляет затычку в «Северный поток-2» - «Экономика»



Материал комментируют:
Киев вставляет затычку в «Северный поток-2» - «Экономика»

Алексей Гривач

Россия будет вынуждена подписать с Киевом новый контракт на транзит газа в Европу. Причина — неготовность газопровода «Северный поток-2» к 2020 году заработать на полную мощность. При этом необходимость обеспечивать бесперебойные поставки в западном направлении у «Газпрома» останется. Об этом 24 января заявила замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко.

«До 1 января 2020-го россияне все равно не успевают построить свой знаменитый и очень дорогой „Северный поток-2“. Им все равно придется каким-то образом транспортировать свой газ в Европу. Это понимают европейцы, это понимают россияне, это понимаем мы. Поэтому чем дольше россияне тянут, тем сложнее будут финальные переговоры, тем меньше будет времени для достижения каких-либо общих знаменателей», — сказала Бойко в эфире онлайн-канала UMN.

С учетом этого Киев не намерен идти на компромиссы по решению Стокгольмского арбитража, поскольку позиция Москвы «ухудшается и ухудшается», добавила замминистра.

Заметим, по оценкам российских экспертов, транзит через Украину после 2019 года действительно нужен всем.


Читайте также

Силы самообороны Японии: Русские истребители шпионят за нами на грани фола
Токио, перехватив два Су-24, подозревает Москву в подготовке ядерного удара

«Газпрому» — как канал поставок на ключевой для него рынок. При текущих объемах экспорта строящиеся «Турецкий поток» и «Северный поток-2» к началу 2020 года смогут забрать на себя не более половины объемов, идущих через Украину.

Киеву — как источник доходов, который формируют почти 10% бюджета «незалежной». Европе просто нужен дешевый газ, поскольку заместить российское «голубое топливо» тем же СПГ слишком дорого, если вообще возможно.

Раз так — сторонам придется договариваться. И уже сейчас понятно, что торг предстоит жесткий.

21 января в Брюсселе прошла трехсторонняя встреча представителей «Газпрома», «Нафтогаза» и Еврокомиссии, на которой обсуждались вопросы транзита после 2019 года. Конкретных договоренностей не было достигнуто, однако ЕК сделала сторонам предложение по будущему контракту.

По мнению ЕК, документ должен быть подписан на срок более десяти лет, причем объемы газа должны быть привлекательными для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС.

Напомним, в 2016 году для управления ГТС была создана компания «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ). Планировалось, что в качестве партнера МГУ привлекут западную компанию или консорциум. Но поскольку «труба» осталась в собственности украинского государства, на Западе не нашлось желающих инвестировать в компанию, все активы которой — десяток стульев и пара компьютеров.

Но теперь ситуация меняется. «Нафтогаз» готовятся к анбандлингу — разделению на несколько структур по видам деятельности. По мнению главы наблюдательного совета «Нафтогаза» Клэр Споттисвуд, новая компания, которая получит газотранспортные активы, пройдет сертификацию Энергосообщества ЕС и сможет рассчитывать на серьезные инвестиции для модернизации основных фондов. Если, конечно, транзит газа по территории Украины после 2020 года сохранится в достаточных объемах. В идеале — на уровне 50 млрд. кубометров в год.

В этом случае, считают в Киеве, станет возможным еще и перенос точки продажи газа с западной границы Украины на украинско-российскую границу.

Но «Газпром» пока твердо стоит на своем: украинский транзит сохранится в минимальном объеме — 10?15 млрд. кубометров в год. Причем, форсировать переговоры Москва не намерена. Продолжить обсуждение вопроса в Брюсселе стороны договорились в мае — после того, как на Украине пройдут президентские выборы. Видимо, в Кремле рассчитывают, что при новой конфигурации власти украинская сторона станет сговорчивее.

— Украина не оставляет попыток остаться безальтернативным поставщиком услуг по транзиту газа в Европу, — отмечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — И тем самым иметь возможность диктовать условия и России, и Европе. Слова Натальи Бойко лишь подтверждают, что Киев намерен и дальше придерживаться стратегии шантажа.

Симптоматично, что это заявление замминистра сделано по итогам трехсторонних консультаций в Брюсселе. Напомню, инициатива провести эти консультации исходила от руководства Германии. 10 декабря канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент РФ Владимир Путин провели телефонный разговор, во время которого обсудили, в том числе, транзит газа через Украину после 2019 года. После этого «Газпром» заявил, что готов обсуждать сохранение транзита после истечения контракта, поскольку видит растущие потребности Европы, и считает, что даже после запуска «Северного потока-2» эта потребность может сохраняться.

Вопрос только в том, чтобы украинский транзит осуществлялся на нормальных коммерческих условиях, привлекательных для российской стороны. Плюс, вопрос в гарантиях технической надежности ГТС, а также в том, что система не будет подвержена политическим рискам.

Однако Украине такие условия очень не нравятся. Вместо того чтобы пытаться найти для себя нишу на рынке, предлагая конкурентные условия по транспортировке газа, Киев хочет действовать в привычной шантажистской манере — поднять вдвое тарифы за транзит, и плевать на всех с высокой колокольни. Именно в этом заключается суть украинской позиции на трехсторонних переговорах.

«СП»: — Вы считаете, Киев будет эту позицию менять?

— Ситуация понемногу меняется, потому что у Киева возникло четкое понимание: «Северный поток-2» будет реализован. При этом подход, что Россия будет вынуждена договориться, потому что газопровод к 2020 году не будет готов в полном объеме — в корне неправильный. Киев как бы дает понять: либо мы, пользуясь неготовностью «Северного потока-2», получим контракт, либо создадим риски. Это, повторюсь, путь шантажа, который ведет в тупик.

Но здесь надо понимать: до выборов нового президента Украины разговаривать о судьбе транзита вообще бессмысленно. Петр Порошенко сегодня не может санкционировать ни предметных переговоров по транзиту, ни достижение каких-то договоренностей с «агрессором». Иначе его переизбрание на новый срок окажется под большим вопросом.

Если кто-то сегодня и подпишет соглашение с «Газпромом», далеко не факт, что после президентских выборов этих людей на Украине не объявят предателями родины, и не посадят за решетку.

Именно поэтому переговоры по транзиту поставлены на паузу.

«СП»: — Насколько сократится транзит газа через Украину, когда «Северный поток-2» заработает, так сказать, вполсилы?

— Точно этого сейчас никто не скажет. Ведется строительство и магистральной инфраструктуры, и компрессорных станций. Но, на мой взгляд, реальный процент загрузки газопровода в 2020 году не слишком важен. Принципиально другое — проект прошел точку невозврата, и статус Украины как безальтернативного транзитера уже изменен. Киев уже сейчас не может вести себя, как монополист на рынке транзитных услуг.

«СП»: — «Нафтогаз», пройдя процедуру по анбандлингу, действительно сможет привлечь иностранных инвесторов для модернизации ГТС?

— Клэр Споттисвуд, говоря о перспективах, озвучивает позицию европейцев: украинский газовый сектор, в том числе ГТС, должен работать по европейским правилам. Но на практике для этого почти ничего не делается.


Читайте также

Проект «Казахстан» близок к завершению
В Астане выдвинули лозунг: «Хочешь жить в Казахской республике — стань казахом»

Причина — борьба кланов внутри Украины. На деле, против новой системы де-факто выступает сам «Нафтрогаз». Он хотел бы сохранять контроль над транзитом, и ему вовсе не интересно отдавать высокодоходный бизнес какой-то сторонней организации.

В этом заключается крупное противоречие между интересами Брюсселя и Киева. С одной стороны, украинцы декларируют готовность работать по абстрактным европейским правилам, с другой — спускают дело на тормозах.

Для Европы, я считаю, такая позиция украинских партнеров создает только дополнительные риски.

— Наталья Бойко передергивает — Россия не собирается отказываться от украинского транзита, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Это не раз подтверждало и руководство «Газпрома», и лично президент Путин. Речь идет не о прекращении транзита, а об изменении его параметров и подписании нового соглашения. И надо понимать: даже если чудесным образом с 1 января 2020 года «Северный поток-2» заработает на полную мощность, этого не хватит, чтобы полностью закрыть объемы газа, которые идут сегодня через территорию Украины.

На мой взгляд, нелогичные, но громкие заявления Киева рассчитаны исключительно на внутреннего избирателя. Порошенко перед выборами демонстрирует таким способом решимость бороться с Россией — я это так понимаю.

Сейчас ясно одно: до президентских выборов на Украине реальное обсуждение вопроса транзита не будет. И вполне допускаю, что реальный диалог завершится только к концу 2019 года.

Новости мировой экономики: Эксперт рассказала о ценах на нефть и потерях России из-за переворота в Венесуэле

Нефть и газ: «Газпром» начинает войну на внутренних фронтах


Материал комментируют: Алексей Гривач Россия будет вынуждена подписать с Киевом новый контракт на транзит газа в Европу. Причина — неготовность газопровода «Северный поток-2» к 2020 году заработать на полную мощность. При этом необходимость обеспечивать бесперебойные поставки в западном направлении у «Газпрома» останется. Об этом 24 января заявила замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко. «До 1 января 2020-го россияне все равно не успевают построить свой знаменитый и очень дорогой „Северный поток-2“. Им все равно придется каким-то образом транспортировать свой газ в Европу. Это понимают европейцы, это понимают россияне, это понимаем мы. Поэтому чем дольше россияне тянут, тем сложнее будут финальные переговоры, тем меньше будет времени для достижения каких-либо общих знаменателей», — сказала Бойко в эфире онлайн-канала UMN. С учетом этого Киев не намерен идти на компромиссы по решению Стокгольмского арбитража, поскольку позиция Москвы «ухудшается и ухудшается», добавила замминистра. Заметим, по оценкам российских экспертов, транзит через Украину после 2019 года действительно нужен всем. Читайте также Силы самообороны Японии: Русские истребители шпионят за нами на грани фола Токио, перехватив два Су-24, подозревает Москву в подготовке ядерного удара «Газпрому» — как канал поставок на ключевой для него рынок. При текущих объемах экспорта строящиеся «Турецкий поток» и «Северный поток-2» к началу 2020 года смогут забрать на себя не более половины объемов, идущих через Украину. Киеву — как источник доходов, который формируют почти 10% бюджета «незалежной». Европе просто нужен дешевый газ, поскольку заместить российское «голубое топливо» тем же СПГ слишком дорого, если вообще возможно. Раз так — сторонам придется договариваться. И уже сейчас понятно, что торг предстоит жесткий. 21 января в Брюсселе прошла трехсторонняя встреча представителей «Газпрома», «Нафтогаза» и Еврокомиссии, на которой обсуждались вопросы транзита после 2019 года. Конкретных договоренностей не было достигнуто, однако ЕК сделала сторонам предложение по будущему контракту. По мнению ЕК, документ должен быть подписан на срок более десяти лет, причем объемы газа должны быть привлекательными для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС. Напомним, в 2016 году для управления ГТС была создана компания «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ). Планировалось, что в качестве партнера МГУ привлекут западную компанию или консорциум. Но поскольку «труба» осталась в собственности украинского государства, на Западе не нашлось желающих инвестировать в компанию, все активы которой — десяток стульев и пара компьютеров. Но теперь ситуация меняется. «Нафтогаз» готовятся к анбандлингу — разделению на несколько структур по видам деятельности. По мнению главы наблюдательного совета «Нафтогаза» Клэр Споттисвуд, новая компания, которая получит газотранспортные активы, пройдет сертификацию Энергосообщества ЕС и сможет рассчитывать на серьезные инвестиции для модернизации основных фондов. Если, конечно, транзит газа по территории Украины после 2020 года сохранится в достаточных объемах. В идеале — на уровне 50 млрд. кубометров в год. В этом случае, считают в Киеве, станет возможным еще и перенос точки продажи газа с западной границы Украины на украинско-российскую границу. Но «Газпром» пока твердо стоит на своем: украинский транзит сохранится в минимальном объеме — 10?15 млрд. кубометров в год. Причем, форсировать переговоры Москва не намерена. Продолжить обсуждение вопроса в Брюсселе стороны договорились в мае — после того, как на Украине пройдут президентские выборы. Видимо, в Кремле рассчитывают, что при новой конфигурации власти украинская сторона станет сговорчивее. — Украина не оставляет попыток остаться безальтернативным поставщиком услуг по транзиту газа в Европу, — отмечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — И тем самым иметь возможность диктовать условия и России, и Европе. Слова Натальи Бойко лишь подтверждают, что Киев намерен и дальше придерживаться стратегии шантажа. Симптоматично, что это заявление замминистра сделано по итогам трехсторонних консультаций в Брюсселе. Напомню, инициатива провести эти консультации исходила от руководства Германии. 10 декабря канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент РФ Владимир Путин провели телефонный разговор, во время которого обсудили, в том числе, транзит газа через Украину после 2019 года. После этого «Газпром» заявил, что готов обсуждать сохранение транзита после истечения контракта, поскольку видит растущие потребности Европы, и считает, что даже после запуска «Северного потока-2» эта потребность может сохраняться. Вопрос только в том, чтобы украинский транзит осуществлялся на нормальных коммерческих условиях, привлекательных для российской стороны. Плюс, вопрос в гарантиях технической надежности ГТС, а также в том, что система не будет подвержена политическим рискам. Однако Украине такие условия очень не нравятся. Вместо того чтобы пытаться найти для себя нишу на рынке, предлагая конкурентные условия по транспортировке газа, Киев хочет действовать в привычной шантажистской манере — поднять вдвое тарифы за транзит, и плевать на всех с высокой колокольни. Именно в этом заключается суть украинской позиции на трехсторонних переговорах. «СП»: — Вы считаете, Киев будет эту позицию менять? — Ситуация понемногу меняется, потому что у Киева возникло четкое понимание: «Северный поток-2» будет реализован. При этом подход, что Россия будет вынуждена договориться, потому что газопровод к 2020 году не будет готов в полном объеме — в корне неправильный. Киев как бы дает понять: либо мы, пользуясь неготовностью «Северного потока-2», получим контракт, либо создадим риски. Это, повторюсь, путь шантажа, который ведет в тупик. Но здесь надо понимать: до выборов нового президента Украины разговаривать о судьбе транзита вообще бессмысленно. Петр Порошенко сегодня не может санкционировать ни предметных переговоров по транзиту, ни достижение каких-то договоренностей с «агрессором». Иначе его переизбрание на новый срок окажется под большим вопросом. Если кто-то сегодня и подпишет соглашение с «Газпромом», далеко не факт, что после президентских выборов этих людей на Украине не объявят предателями родины, и не посадят за решетку. Именно поэтому переговоры по транзиту поставлены на паузу. «СП»: — Насколько сократится транзит газа через Украину, когда «Северный поток-2» заработает, так сказать, вполсилы? — Точно этого сейчас никто не скажет. Ведется строительство и магистральной инфраструктуры, и компрессорных станций. Но, на мой взгляд, реальный процент загрузки газопровода в 2020 году не слишком важен. Принципиально другое — проект прошел точку невозврата, и статус Украины как безальтернативного транзитера уже изменен. Киев уже сейчас не может вести себя, как монополист на рынке транзитных услуг. «СП»: — «Нафтогаз», пройдя процедуру по анбандлингу, действительно сможет привлечь иностранных инвесторов для модернизации ГТС? — Клэр Споттисвуд, говоря о перспективах, озвучивает позицию европейцев: украинский газовый сектор, в том числе ГТС, должен работать по европейским правилам. Но на практике для этого почти ничего не делается. Читайте также Проект «Казахстан» близок к завершению В Астане выдвинули лозунг: «Хочешь жить в Казахской республике — стань казахом» Причина — борьба кланов внутри Украины. На деле, против новой системы де-факто выступает сам «Нафтрогаз». Он хотел бы сохранять контроль над транзитом, и ему вовсе не интересно отдавать высокодоходный бизнес какой-то сторонней организации. В этом заключается крупное противоречие между интересами Брюсселя и Киева. С одной стороны, украинцы декларируют готовность работать по абстрактным европейским правилам, с другой — спускают дело на тормозах. Для Европы, я считаю, такая позиция украинских партнеров создает только дополнительные риски. — Наталья Бойко передергивает — Россия не собирается отказываться от украинского транзита, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Это не раз подтверждало и руководство «Газпрома», и лично президент Путин. Речь идет не о прекращении транзита, а об изменении его параметров и подписании нового соглашения. И надо понимать: даже если чудесным образом с 1 января 2020 года «Северный поток-2» заработает на полную мощность, этого не хватит, чтобы полностью закрыть объемы газа, которые идут сегодня через территорию Украины. На мой взгляд, нелогичные, но громкие заявления Киева рассчитаны исключительно на внутреннего избирателя. Порошенко перед выборами демонстрирует таким способом решимость бороться с Россией — я это так понимаю. Сейчас ясно одно: до президентских выборов на Украине реальное обсуждение вопроса транзита не будет. И вполне допускаю, что реальный диалог завершится только к концу 2019 года. Новости мировой экономики: Эксперт рассказала о ценах на нефть и потерях России из-за переворота в Венесуэле Нефть и газ: «Газпром» начинает войну на внутренних фронтах
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 905 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl