Конечно, сообщение об обнаружении «аргентинки» отнюдь не расставило все точки над «i» как в истории поисков подлодки, так и в обстоятельствах гибели San Juan.
Сразу после новости о находке San Juan в России отыскались те, кто стал гневно вопрошать: почему субмарину не смогло обнаружить российское океанографическое исследовательское судно «Янтарь»? И это при том, что, согласно опубликованным данным, «Янтарь» пару раз проходил в непосредственной близости от объекта №24.
Чтобы разобраться, в чем тут дело, давайте вспомним, как проводились поиски лодки.
San Juan исчез 15 ноября 2017 года. 16 ноября лодку вяло искали самолетами. Лишь с 17 ноября началось нечто похожее на комплексную поисково-спасательную операцию. Корабли и авиация осматривали океанскую поверхность в том районе, откуда в последний раз лодка выходила на связь. При этом поискам активно мешал не только набирающий силу шторм, но и несогласованность действий поисковиков. Штаб поисковой операции, взявший на себя координацию действий, был создан в Мар-дель-Плате, напомним, только 18 ноября.
Вплоть до конца марта 2018 года Мар-дель-Плата, по сути, имела дело со слабо упорядоченным хаосом. В его рамках более-менее системно исследовался лишь предполагаемый район последнего радиоконтакта с San Juan. В других районах поиски субмарины велись методом «тыка».
Штаб поисковой операции активно реагировал на любые сторонние предположения о возможном местонахождении лодки, а потому судам, ищущим San Juan, чуть ли не каждый час выдавались новые координаты поисков субмарины. Там кто-то увидел среди волн подозрительное масляное пятно, тут кто-то якобы заметил аварийный буй подлодки — спасатели выбивались из сил, стараясь успеть отработать все подобные «сигналы».
На деле такие поиски мало что могли дать. Ведь район последнего радиоконтакта оказался локализован довольно приблизительно, да и лодка к моменту своей гибели успела изрядно удалиться от точки своего нахождения в 7:30 15 ноября. К тому же, общая зона возможного нахождения лодки была крайне обширной, и методом «тыка» отыскать в этой зоне лодку было столь же вероятно, как с закрытыми глазами за пару секунд выцепить иголку из большого стога сена.
Вот в какой обстановке подключился к поисковой операции «Янтарь». Как и другие, он выполнял распоряжения из Мар-дель-Платы. Шел, куда скажут. Там включал гидролокатор бокового обзора, и, если на дне обнаруживалось нечто подозрительное, в игру вступал необитаемый подводный аппарат. Таким образом российские моряки обследовали 20 районов поиска общей площадью более 6000 квадратных километров.
В ходе этой эпопеи «Янтарь» обследовал и классифицировал более 60 находившихся на дне объектов, часть из которых имела куда меньшие размеры, чем обнаруженная позже россыпь обломков аргентинской субмарины.
Иными словами, если бы «Янтарю» выдали для обследования координаты объекта №24, то российское судно с высокой степенью вероятности обломки San Juan обнаружило бы и идентифицировало. Но этих координат «Янтарю» никто не дал, да и не мог дать, поскольку в тот момент сам объект №24 на дне еще не был обнаружен. А обнаружен он не был, потому что поиски велись находившимся в Мар-дель-Плате штабом бессистемно и наобум.
Стратегия поисков стала меняться лишь под занавес «командировки» российского океанографического исследовательского судна. Аргентинцы догадались подорвать в океане несколько зарядов, чтобы полученные таким образом акустические сигнатуры сравнить с данными зафиксированного 15 ноября «звукового всплеска». Полученные в ходе этих тестов результаты подтвердили то, что многим было понятно еще в конце ноября 2017-го, — искать San Juan в точке последнего радиоконтакта бесполезно.
После ухода «Янтаря» в Россию поиски лодки «привязали» к предполагаемому месту «звукового всплеска». От него по расширяющейся спирали поисковики начали методично проверять океанское дно — квадрат за квадратом. Найденным таким образом незнакомым объектам присваивали идентификационный номер и двигались дальше. С сентября 2018 года этим занимались нанятые аргентинцами специалисты компании Ocean Infinity.
Когда вся зона вероятного нахождения субмарины была «начерно» проверена, началась «зачистка» объектов необитаемыми подводными аппаратами. К середине ноября 2018 года были проверены около двух десятков ранее выявленных на дне объектов, оказавшихся скальными образованиями, скопищами рваных рыболовных сетей и затонувшими рыболовными судами. Лишь после этого дело дошло до проверки объекта №24, то есть до находки San Juan.
Вывод? Российские моряки сделали в сложившихся обстоятельствах все возможное для обнаружения субмарины. Но при использовавшейся в тот момент аргентинцами стратегии поисков найти San Juan можно было только чудом.