Материал комментируют:
Иван Коновалов
Ситуация в Азовском море продолжает накаляться, причем в противостояние России и Украины готова вступить Европа, естественно, на стороне Киева. 19 ноября глава дипломатии ЕС Федерика Могерини заявила, что Евросоюз намерен в самом ближайшем будущем принять «четко выраженные меры» в связи с ситуацией в Азовском море.
«Мы передали ясное послание нашим собеседникам в России, что мы ожидаем от них, что это (проверки судов — ред.) прекратятся. И мы также изучаем меры, в частности, ЕК этим занимается, для поддержки затронутых районов на Украине целевыми мерами, о которых будет сообщено, как только они станут официальными», — сказала Могерини. Она также добавила, что ситуация «наносит вред не только украинской экономике, но и судам, которые ходят под флагами европейских стран».
При этом глава дипломатии ЕС не стала уточнять, о каких именно «конкретных мерах» идет речь, как и не назвала европейские суда, которые пострадали в результате проверок, кстати, разрешенных законодательно. На фоне недавних заявлений украинской стороны о том, что в последнее время за заходы в порты Крыма было задержано 15 кораблей под российскими и иными флагами, эти слова звучат как минимум странно. То есть арест судов, который граничит с пиратством, Европу не волнует, зато вполне законные проверки — это повод для новых санкций.
Правда, как разбирался обозреватель «СП», ситуация с 15 судами тоже весьма темная. Достоверно известно только о задержании сейнера «Норд» и танкера «Механик Погодин», эти истории у всех на слуху. Кроме того, в конце октября в Мариуполе был задержан сухогруз Comet под флагом Либерии, который перевозил груз якобы Алчевского металлургического комбината в Антверпен. Но через несколько дней судно было с извинениями отпущено.
В любом случае, к этим задержаниям, были они или нет, Россия никакого отношения не имеет. Что касается проверок, как говорили в Киеве, по состоянию на конец октября 2018 года всего беспрецедентному контролю подвержено порядка 200 судов под флагами многих государств. Суммарный ущерб судовладельцев и портов от вынужденного простоя на якорях составил порядка миллиарда гривен.
Но российская сторона подчеркивает, что все проверки осуществляются в рамках международного права и необходимы для обеспечения безопасности. Понятно, что ужесточились они именно после задержания Украиной сейнера «Норд», но если действия пограничников не выходят за рамки морского права, за что вообще ЕС грозит санкциями? За то, что Россия осмелилась пользоваться своими правами в рамках закона?
Тем более, что как поясняли «СП» юристы, Европейский Союз вообще не имеет никакого отношения к Азовскому морю. И исторически, и законодательно оно определено, как внутреннее море России и Украины и режим судоходства в нем определяется двусторонними документами и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Тем не менее, Европарламент в конце октября одобрил резолюцию с призывом ужесточить санкции против России, если ситуация не улучшится.
Судя по сообщениям в открытых источниках, после того, как 30 октября Украина, наконец, вернула на Родину моряков судна «Норд» (кроме капитана Горбенко, против которого открыто уголовное дело), контроль российских пограничников ослаб.
«Ситуация изменилась. РФ пока не проводит длительный осмотр кораблей, движущихся в украинские порты. Мы это заметили сразу», — заявил генерал-лейтенант Сергей Наев в интервью BBC News Украина. Но для европейцев это, похоже, не имеет значения. Санкционный маховик уже запущен и останавливать его нет никакого желания.
Что за санкции могут ждать Россию из-за украинского произвола на Азове? Возможен целый ряд мер от очередного расширения списка физических и юридических лиц до более серьезных шагов вплоть до запрета европейским судам заходить в российские черноморские порты. По крайней мере, именно такого наказания просил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян у Запада, и опрошенные «СП» эксперты сочли, что этот сценарий совсем не исключен.
Вопрос в том, не приведут ли такие меры к дальнейшему обострению обстановки. Член Совета Федерации Франц Клицевич уже говорил о том, что Россия может «буквально в минуты» перекрыть Азовское море для украинских судов. И хотя его коллега Константин Косачев затем уточнил, что ответные меры будут приниматься в рамках законов, теоретически такая возможность у России остается.
Тем более что как писала «СП», в регион стягиваются довольно внушительные силы — многочисленные пограничные сторожевые корабли (ПСКР) и катера. Из Черного моря в Азовское переведены ПСКРы Береговой охраны ФСБ РФ «Керчь», «Безупречный», «Балаклава», а также новое аварийно-спасательное судно «Капитан Гурьев». Из Севастополя поближе к Крымскому мосту, в Керчь, временно прикомандирован ПСКР проекта 22460 «Аметист». В октябре 2018 года с Кольского полуострова по внутренним рекам в Азовское море пришли ПСКРы проекта 10410 «Сыктывкар» и «Кизляр», и это далеко не все.
Вероятно, российское руководство не исключает, что события будут развиваться по наихудшему сценарию и дело дойдет до непосредственного военного столкновения. Но в этом случае, учитывая готовность европейцев поддержать своих младших партнеров санкциями, готовы ли они оказать поддержку и непосредственной военной мощью?
Военный эксперт, политолог Иван Коновалов считает, что такое развитие маловероятно, и, скорее всего, европейцы ограничатся новыми санкциями. Хотя и не исключает провокаций со стороны Украины.
— Начнем с того, что европейские санкции из-за Азовского моря — очень странная перспектива. Ситуация в этом регионе вообще не имеет отношения к ЕС, это двустороннее дело России и Украины. Что касается военного вмешательства, сейчас активизировалась дискуссия о создании неких объединенных вооруженных сил Европейского Союза. Но пока такой структуры не существует, и тем более нет ее военно-морского сегмента.
Потому Могерини может говорить только о декларативных вещах. Да, они могут проявиться в каких-то санкциях. Но санкционная война приобрела уже такой размах, что страдает от этого и сам Евросоюз. Об этом говорят многие страны-члены, например, недавно Венгрия призвала все это прекратить, так как эти меры бьют по ЕС, а не по России. Однако сворачивать санкции ЕС не собирается, поэтому допускаю, что и из-за ситуации на Азове будут приняты какие-то декларации, заявления или конкретные шаги. Хотя они будут такими же бессмысленными, как и предыдущие.
На самом же деле, прежде чем грозить России санкциями, Евросоюзу стоило бы сначала дать оценку всему тому, что происходит в регионе. Обострение ситуации началось с захвата российского судна «Норд» украинской стороной. Это в полном смысле слова пиратский захват. Почему бы Евросоюзу не дать оценку тому факту, что у них под боком находится пиратское государство? Но на это ЕС по каким-то причинам не реагирует. Потому мне кажется, что Европа ограничится декларациями. А если в них даже и будет санкционная составляющая, все к этому давно привыкли, и ничего нового в этом нет. Европейцы уже говорят о том, чтобы устроить санкционную войну против самих США. Сейчас это модно.
«СП»: — На каком основании ЕС грозит санкциями, если проверки российская сторона осуществляет в рамках морского права?
— Во-первых, это связано с вопросом Крыма. Позиция Евросоюза в этом плане известна. Они исходят из того, что полуостров вошел в состав России незаконно, и на этом основании начинают манипулировать морским правом.
Ну а второй момент в том, что «вашингтонский обком» требует от «брюссельского райкома» безоговорочной поддержки Украины, какие бы глупости ни творило киевское руководство. Вот им и некуда деваться. Они поддерживают все, что делает Киев, пусть и скрепя зубами.
«СП»: — Но если они так поддерживают Украину, может ли все же дойти до военных столкновений в Азовском море с участием сил стран Запада?
— Никогда. Это невозможно в рамках НАТО. Североатлантический альянс — не та организация, которая может пойти на такой шаг. Все решения там принимаются консенсусом, а значительное число членов НАТО против любой конфронтации с Россией. А уж тем более той, что перерастет в горячую фазу. А если говорить о Евросоюзе, он не обладает реальной силой. У них есть три смешанные боевые группы ЕС батальонного уровня на ротационной основе, одна из которых постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но их никогда нигде не использовали и использовать не будут. А уж о морских силах ЕС говорить просто смешно.
«СП»: — А если говорить о самой Украине, может ли она пойти на конфронтацию, например, в преддверии выборов президента?
— Конечно, полностью провокации исключать нельзя. Но я думаю, что они до такого не дойдут. В прошлом уже была попытка воздействовать с моря на территорию Донбасса. Украинцы провели некую операцию на катерах, пытались вести обстрел с моря, но тут же получили отпор от ополченцев и ретировались.
Впрочем, в отношении России они уже пошли на провокации, я имею в виду пиратские захваты судов. Но эти действия получили соответствующую оценку и реакцию, причем их предупреждали, что они доиграются. Россия действует в ответ. Усиление досмотра, укрепление военно-морской составляющей в регионе — это следствие украинских провокаций.
Рядом находится Черноморский флот, который активно перевооружается и укрепляется, поэтому с военным присутствием в регионе у России проблем нет. Понятно, на чьей стороне перевес сил, даже если брать общую составляющую коллективного Запада. Украину я даже не считаю, потому что у них несколько катеров, и говорить о них просто смешно.
Что касается присутствия коллективного Запада в Черном море, ни о каком перевесе сил с их стороны речи быть не может. Да, в регионе появляются американские и французские корабли на ротационной основе, чтобы не нарушать доктрину Монтре. Но позиция турецкой стороны сейчас известна, а о болгарских и румынском флотах говорить не стоит.
Ситуация в военном плане очевидна. Россия имеет самый мощный флот в Черном море, поэтому никто не заинтересован в военном столкновении с ним.
Новости политики: Украинский генерал выступил против широкомасштабной войны с Россией