Вице-премьер Дмитрий Козак поручил госкомпаниям перевести весь автопарк на газ за пять лет. Как это скажется на газозаправочной инфраструктуре и почему поможет ли сдержать рост цен на бензин?
Колоссальные суммы
Правительство России собирается утвердить программу развития рынка газомоторного топлива. Документ, в частности, предусматривает, что компании, где более 50% акций принадлежит государству, в ближайшие пять лет должны будут переоборудовать свой автопарк под газомоторное топливо.
Природный газ, которым заправляют автомобили, существенно дешевле бензина. Так, в Москве в середине декабря кубометр метана стоил порядка 15 рублей против 42-46 рублей за бензин. Причем расход топлива практически одинаковый: на среднестатистическом гражданском автомобиле — порядка десяти литров на 100 километров.
Некоторые госкомпании уже отчитываются о существенной экономии бюджетных средств за счет перехода на газ. Так, в конце ноября этого года председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков рассказал, что, переведя около 30% автопарка компании на газ (10,7 тысячи автомобилей), за пять лет сэкономили 3,7 миллиарда рублей.
Если учесть, что, по данным портала «Госзакупки», в 2017 году «Газпром» и его подразделения купили 779 легковых и малых грузовых автомобилей, благодаря переходу на газ ежегодно только на их обеспечение топливом из бюджета страны будет тратиться на 54 миллиона рублей меньше.
Дело не только в оборудовании
Несмотря на очевидное ценовое преимущество, в использовании газомоторного топлива есть один серьезный нюанс. Дело в том, что автозаправок, торгующих природным газом, в России очень мало. Например, в Москве и Московской области их всего около 120 — примерно в десять раз меньше, чем бензиновых.
Во многом именно поэтому не только госкомпании, но и простые автовладельцы пока не готовы отвезти свои машины в сервис и установить на них газовый баллон. Но вскоре ситуация может измениться.
По словам заместителя министра энергетики России Кирилла Молодцова, в ближайшие два года число газовых АЗС в стране должно вырасти с 300 до 782, то есть в 2,6 раза. Об этом чиновник рассказал в эфире телеканала «Россия 1» еще в середине октября. Учитывая, что месяц спустя ту же тему поднял Дмитрий Козак, можно предположить, что в итоге эти цифры окажутся еще выше.
Чтобы достичь таких результатов, в ближайшие пять лет Минэнерго планирует потратить на программу развития рынка газомоторного топлива почти 175 миллиардов рублей. После завершения всех запланированных проектов объем реализуемого топлива вырастет с 685 миллионов кубометров до 3,8 миллиарда. Будут построены 1,4 тысячи новых АГЗС.
Впрочем, автомобили госкомпаний — не единственный вид транспорта, который планируется перевести на газ. РЖД выделили 16 миллиардов рублей на закупку к 2023 году 19 магистральных газотурбовозов и газотепловозов, которые заправляются сжиженным природным газом (СПГ). На данный момент у перевозчика есть уже три таких машины.
Конкурент пожаловал
Программа развития рынка газомоторного топлива должна быть внесена в правительство к 29 марта следующего года — за два дня до окончания действующего соглашения между правительством и крупнейшими нефтяными компаниями, в соответствии с которым последние обязались увеличить поставку топлива на внутренний рынок на 3%. Это одна из ключевых правительственных мер по сдерживанию цен на бензин. Можно предположить, что планы по переходу на газ — своего рода сигнал нефтяникам.
Ситуация с предложением топлива на внутреннем рынке, безусловно, влияет на конечную стоимость бензина и дизеля. В беседе с РИА Новости генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз отметил, что наблюдение за биржевыми торгами на СПбМТСБ в течение года свидетельствует, что достаточное предложение нефтепродуктов со стороны производителей сразу толкает биржевые цены вниз.
Таким образом правительство в лице Дмитрия Козака дает понять: если нефтяники де-факто не станут выполнять условия соглашения, в краткосрочной перспективе против них введут заградительные экспортные пошлины, а в долгосрочной — существенно сократят спрос на их продукцию со стороны госкомпаний. В результате при сохранении предложения искусственное сокращение спроса вынудит их снизить оптовые цены или же сократить производство и в результате потерять в прибыли.