Если можно в порядочном журналистском тексте говорить про «троллинг восьмидесятого уровня», то в Совбезе ООН было это самое. А если и нельзя говорить, то теперь это в прошлом. Небензя разрешил. Точнее, сам его и устроил.
Российский постпред при ООН на заседании Совета безопасности ООН предложил отказаться от рекомендованной США повестки: «Ситуация в Венесуэле», заменив её рассмотрением вопроса: «Вмешательство во внутренние дела Венесуэлы». А потом ещё и попенял США на неконструктивную позицию.
Если учесть, что именно США настояли на созыве Совбеза ООН по – объективно! – внутреннему вопросу одной отдельно взятой страны, то издёвка Василия Небензи над Вашингтоном представляется во всей своей эпической красе…
Внутренняя ситуация в Венесуэле не несёт каких-либо внешних угроз
В своём выступлении Небензя высказал действительно объективную истину: внутренняя ситуация в Венесуэле не несёт каких-либо внешних угроз миру и безопасности в регионе. Если, понятное дело, в неё не вмешаются США или их союзники, которые захотят силой поддержать своего паяца. А то, что внезапно отучившийся всего годик в самом дорогом университете США Хуан Гуайдо, через годик же реальной политической карьеры назначенный спикером парламента Венесуэлы, таковым является – ни у кого в мире сомнений нет.
Вопрос стоит лишь так: кто кого. Законный президент страны Николас Мадуро, поддерживаемый Россией и Китаем, — или же американская кукла на верёвочках, но тоже формально законный глава Национального собрания, поддерживаемый Соединёнными Штатами и их клиентелой.
В Совете безопасности ООН в свете такой дихотомии получилась пока ничья. С одной стороны, большинство – девять — членов Совбеза проголосовали за предложенную Вашингтоном повестку заседания. Кто именно – сюрпризом не будет: Бельгия, Доминиканская Республика, Германия, Англия, Франция, Кувейт, Перу и – вот сюрприз! – Польша. В общем, весь домашний набор Вашингтона – от коврика у дверей до любимой болонки. (Укажем и тех, кто был против: Россия, Китай, ЮАР и Экваториальная Гвинея. Воздержались Индонезия и Кот-д’Ивуар).
С другой же стороны, даже навалившись всем своим домом, включая тараканов, Вашингтону не удалось добиться согласования своего образца совместного заявления по ситуации в Венесуэле. Может быть, Василий Небензя когда-нибудь в своих мемуарах расскажет, чего стоило ему удерживать скорбное выражение лица, когда он заявлял, что это произошло из-за неконструктивной позиции… США!
Впрочем, так оно и было – абсолютно неконструктивная позиция: по словам Небензи, российская делегация внесла в предложенный американской стороной документ правки, а американская – их не приняла.
А ведь их, продолжал троллить Вашингтон Небензя, наверняка поддержали бы большинство членов Совбеза! Так и сказал: «Мы внесли конструктивные правки, которые, мы убеждены, безоговорочно поддержали бы большинство членов Совета; некоторые это уже сделали.»
Ещё бы — ведь в русских предложениях значилось подтверждение со стороны Совета безопасности ООН суверенитета Венесуэлы и неприемлемости вмешательства в её внутренние дела. Действительно, ну кто же может быть против!
Увы, вздохнул дипломат из России, — это не то, чего добиваются США…
Это уже не США, а кошка с палёной мордой
Самое забавное, что русские в Совбезе отхлестали США, как Маугли Шер-Хана в мультике, в присутствии самого госсекретаря Майка Помпео. Именно последний настоял на созыве Совета безопасности, каким-то образом решив, что заседание превратится в его – и Вашингтона – бенефис.
Что вышло на деле? Ну, кроме того, что Василий Небензя оттянулся со вкусом?
Первое – что американцы должны были ответить что-то внятное на внятно поставленный вопрос: «Если что и представляет угрозу миру, так это беззастенчивые и агрессивные действия США и их союзников, направленные на свержение законно избранного президента Венесуэлы. По сути, у нас на глазах бесцеремонно, с нарушением всех норм международного права Вашингтон предпринимает попытку совершения государственного переворота в этой стране.»
А потому мировая общественность требует от США ясного ответа, готовы ли в Вашингтоне в нарушение Устава ООН применить военную силу против суверенного государства.
В ответ госсекретарь США был вынужден мычать нечленораздельно: «Я не буду строить предположений или выдвигать гипотезы. Знаю только, что мы решительно настроены на то, чтобы поддержать венесуэльский народ.»
Ой! А народ только что выбрал Мадуро! И как тут быть?
Понимая, что этот вопрос главный во всём контексте ситуации, Помпео был вынужден расчехлиться окончательно: «Пришло время другим странам выбрать сторону. Больше никаких отсрочек, больше никаких игр.»
Кто не с нами, тот против нас! Палёная кошка потребовала повиновения от своих шакалов. Усы обгорели, морда болит, самые верные начинают сомневаться в силе зверя с полосатой, как её флаг, шкурой. Последнее верное средство – мобилизовать союзников ультиматумом…
Это и есть главное содержание нынешнего политического момента.
«Либо вы вместе с силами свободы, либо…
…вы в союзе с Мадуро и его хаосом», — попытался сохранить лицо Майк Помпео.
Понятное дело: тему о том, имеет ли право кто-либо со стороны вмешиваться во внутренние дела другой страны – пусть в ней действительно разгулялся хаос, — Помпео незаметно пытается заменить на тему права международного сообщества противостоять хаосу в отдельных странах.
Но тут возникает второй вопрос. А кто будет определять параметры хаоса? Вот тут – ещё священная борьба за свободу, а вот тут – уже хаос. А как будет определяться виновник хаоса? Если его создают третьи страны в якобы борьбе за якобы свободу, — это повод для вмешательства международного сообщества или лишь предмет одобрения соответствующих действий США и Запада? Наконец, как и кто будет решать, кто и как имеет право вмешиваться в борьбу против хаоса в пользу свободы? И где?
Например, Россия заявляет, что считает положение на Украине хаосом. Должна ли она силой вмешаться в этот хаос, чтобы поставить там главой государства своего подготовленного в ФСБ агента? А ведь формально у России прав на это больше, нежели у США в Венесуэле: Венесуэла для США с исторической точки зрения – ничто, совершенно чужая страна, даже из другой цивилизации – Украина для России всё же временно отторгнутая сепаратистами собственная территория.
Или взять, скажем, Европу. Та, тяжко подумав два дня, наконец получила из Вашингтона пару рывков поводком за ошейник и выдала свою поддержку. Но так, что лучше бы того не делала.
Аккурат за несколько часов до заседания Совбеза ООН официальные власти Германии, Франции, Испании и Великобритании не нашли ничего лучшего как фактически выдвинуть ультиматум действующему президенту Венесуэлы Николасу Мадуро. Ему дали восемь дней, чтобы объявить о проведении внеочередных президентских выборов.
«Если в течение восьми дней не будет объявлено о проведении выборов, мы будем готовы признать Хуана Гуайдо временным президентом, который инициирует такой политический процесс: работаем тесно с европейскими партнёрами», — заявила представитель кабинета министров ФРГ Мартина Фитц.
Аналогичное заявление – практически по копирку — в своём твиттере сделал французский президент Эммануэль Макрон. Тоже, кстати, прямо под копирку отметивший, что «мы работаем среди европейских партнёров».
Это принято называть методичкой – подобные действия под единый стандарт. Но больше подходит другое слово: поводок. Иногда Вашингтон отпускает на нём своих болонок побегать по кустикам и потявкать по собственному разумению. Но когда нужно, поводок дёргается, натягивается – и болонки выстраиваются во фрунт. Полагая себя, верно, немецкими овчарками, грозно ощеривающимися у ноги хозяина.
Вот только беда в том, что расслабилась Европа на длинном поводке и даже тут хозяину угодила как-то двусмысленно. Что за сроки – восемь дней? — когда хозяин в своём Twitter признал Гуайдо президентом через пять минут после того, как тот себя таковым провозгласил? Чего это тянут европейские лидеры?
Хотя… Понять их можно. Вот хорошо, что в прошедшую субботу никто из лидеров «жёлтых жилетов» не догадался провозгласить себя законным президентом вместо хаотического узурпатора Макрона. А то иначе что делать-то? Особенно, если бы Путин и Си заявили о его признании? А в Германии уже скоро 14 лет бессменно диктаторствует Ангела Меркель. Не пора ли кому надо признать законным канцлером суровую её оппонентку Сару Вагенкнехт? В Англии Тереза «Яскрипаль» скрипит на грани brexit и недоверия со стороны парламента, сея хаос и кризис в своей стране. Просто напрашивается на признание со стороны международного сообщества глава оппозиции лейборист Джереми Корбин! А чего стоит кровавое подавление народной свободы в Каталонии со стороны вообще феодального режима в Испании?
Да и в самих Штатах Конгресс спит и видит, как бы загнать президента Трампа в какой-нибудь безотзывный импичмент.
Далеко так зайти можно, ежели начать направо и налево признавать лидеров оппозиции законными главами государств. Или старина Майк на самом деле решил копнуть под собственного шефа?…