«Простите, мы не знали, что он невидимый»: как сербы сбили F-117 - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
«Простите, мы не знали, что он невидимый»: как сербы сбили F-117 - «Новости Дня» 09:37 Среда 0 335
27-03-2019, 09:37

«Простите, мы не знали, что он невидимый»: как сербы сбили F-117 - «Новости Дня»


«Простите, мы не знали, что он невидимый»: как сербы сбили F-117 - «Новости Дня»

Истребитель F-117 – «Ночной сокол», «невидимка», гордость американских ВВС и чудо техники, сбитый 27 марта 1999 года возле сремского села Буджановцы (Bu?anovci) всего через три дня после начала бомбардировок Союзной Республики Югославии, стал единственной подтвержденной потерей самолета, основанного на стелс-технологии в авиации НАТО.


Полковник сил ПВО ВС Югославии Золтан Дани (Zoltan Dani) командовал 3-им дивизионом 250-ой Ракетной бригады ПВО в период агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии. Члены его команды, сбившей американский чудо-бомбардировщик, стали национальными героями Сербии.

В разговоре со Sputnik отставной полковник объясняет, что в 1999-ом в его подразделении для слежения и обнаружения воздушных целей использовались радиолокационные системы метрового диапазона.


«Радары метрового диапазона легче засекают самолеты со стелс-технологией, так что мы смогли вовремя его обнаружить и дать ему максимально войти в нашу зону поражения. Только когда самолет был уже в 15 метрах (скорее всего герой оговорился и речь о 15 км. – Прим. ред.), я распорядился захватить цель, отдал офицеру-наводчику Сенаду Муминовичу (Senad Muminovic) приказ нажать кнопку запуска, и ракета была выпущена», – вспоминает Золтан Дани.


F-117 «заработал» свою репутацию в 1991-ом – боевыми вылетами в Ираке, во время войны в Персидском заливе. Он стал символом военной мощи благодаря современным технологиям, которые позволяли ему оставаться «невидимым» для всех радиолокационных систем. Но оказалось, что сербским радарам «закон не писан».


Собеседник Sputnik рассказывает, что у них на вооружении была советская техника – ракетные комплексы С-125М «Нева», поставлявшиеся в Югославию в начале 80-х, а произведены эти комплексы были еще в 60-х.


«Очень важно, что мы смогли поддерживать эту технику в рабочем состоянии и подготовить ее к использованию в реальных боевых условиях. Это позволило достичь невероятных результатов – сбить F-117», – говорит Дани.


Мало кто об этом знает, но в ту ночь бойцы 3-го дивизиона 250-ой Ракетной бригады ПВО СРЮ ничего не знали о том, насколько удачным выдалось их дежурство. По воспоминаниям Дани, после поражения цели самым важным для них было как можно скорее выключить все приборы, чтобы неприятель не успел засечь их.


«Ну мы, конечно, поздравили друг друга, но и только. А ощущение все равно было приятное, как будто гол забили в каком-то очень важном матче. Только утром пришел офицер из высшего командования, всех нас поздравил и спросил, знаем ли мы вообще, что именно сбили. Я сказал: «Понятия не имею, какую-то цель». И тогда он нам сказал, что это был F-117», – рассказывает Золтан.




Сербам этот успех придал мощный заряд оптимизма и сил для сопротивления агрессии дальше. Тогда по всем СМИ ходила фотография жителей села Буджановцы, пляшущих на крыльях сбитого самолета, и появилась крылатая фраза: «Извините, мы не знали, что он невидимый». Дани подчеркивает, что такой эмоциональный подъем был основан не на материальных вещах, а на чем-то совсем другом, что в странах НАТО мало кто может понять.


«Самое главное, чтобы в команде были хорошие доверительные отношения между руководством и непосредственными исполнителями задач. Моральный дух и патриотическая мотивация были на очень высоком уровне, и обычные люди охотно сотрудничали с нами, помогали, как могли. Я помню, как мы разворачивались на очень сложной местности возле Огара (Ogar), нам не смогли доставить вовремя паек, но местные жители из деревни принесли нам целые корзины еды. Это было правда здорово!», – вспоминает Дани.


Золтан Дани утверждает, что даже после 78 дней бомбардировок никто и не думал сдаваться.


«Они планировали «управиться» дней за семь. После 50-го дня антиюгославская кампания начала выдыхаться и терять остроту. Оказалось, что все не так, как они себе представляли. До конца операции летали только американские и британские пилоты. Думаю, что если бы эта интервенция продолжилась, у НАТО начались бы серьезные проблемы, это могло бы послужить началом распада альянса. Люди начали бы задаваться вопросом: зачем все это вообще нужно, если наш союз служит совсем не тем целям, для каких предназначен?», – говорит Дани.


Он рассказывает, что с 27 марта по 1 мая 1999-го силы НАТО обследовали территорию западного Срема, там, где находится село Буджановцы (Srem, область в среднедунайской низменности. – Прим. ред.). Они не могли понять, что вообще могло бы сбить такой самолет.


«Они были уверены, что это просто невозможно. Все пилоты боевых самолетов имеют GPS-датчики, чтобы их могли найти, если самолет будет сбит. Но у пилота этого F-117 датчика почему-то не было», – утверждает Дани.


За штурвалом сбитого «ночного сокола» был американец Дейл Зелко (Dale Zelko), для его спасения была развернута самая масштабная поисковая операция со времен войны во Вьетнаме. 12 лет спустя режиссер Желько Миркович (Zeljko Mirkovic) снял целых два фильма о судьбе Золтана Дани и Дейла Зелко: «21-я секунда» в 2009-ом и «Вторая встреча» в 2013-ом. О «Второй встрече» много писали как об «оптимистичном фильме, рассказывающем о дружбе и примирении». Сам Золтан Дани говорит, что согласился на эту необычную встречу со вчерашним врагом благодаря книге патриарха Павла о прощении (вероятно, Дани имеет в виду книгу с проповедями и биографией сербского патриарха Павле, изданную под названием «Будем людьми» (Budimo ljudi) после его смерти в 2009 году. – Прим. ред.).


«Зелко мне рассказывал, что за шесть месяцев до начала бомбардировок их собрали на базе в Нью-Мексико, где, помимо тренировок по выполнению боевых задач, «обрабатывали» психологически. Им показывали фильмы, в которых ситуацию в Югославии представляли в самом худшем свете. И они действительно думали, что пришли принести нам свободу. Потом, когда Зелко приехал в Сербию на съемки, он сказал: «Мне кажется, нас обманули», – рассказал Дани.


Ни Зелко, ни Дани больше не служат в армии. Часть сбитого американского самолета отставной полковник ПВО ВС хранит у себя дома. И хотя ему предлагали за эти «артефакты» хорошие деньги, он говорит, что ему никогда не пришло бы в голову продать их.


Истребитель F-117 – «Ночной сокол», «невидимка», гордость американских ВВС и чудо техники, сбитый 27 марта 1999 года возле сремского села Буджановцы (Bu?anovci) всего через три дня после начала бомбардировок Союзной Республики Югославии, стал единственной подтвержденной потерей самолета, основанного на стелс-технологии в авиации НАТО. Полковник сил ПВО ВС Югославии Золтан Дани (Zoltan Dani) командовал 3-им дивизионом 250-ой Ракетной бригады ПВО в период агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии. Члены его команды, сбившей американский чудо-бомбардировщик, стали национальными героями Сербии. В разговоре со Sputnik отставной полковник объясняет, что в 1999-ом в его подразделении для слежения и обнаружения воздушных целей использовались радиолокационные системы метрового диапазона. «Радары метрового диапазона легче засекают самолеты со стелс-технологией, так что мы смогли вовремя его обнаружить и дать ему максимально войти в нашу зону поражения. Только когда самолет был уже в 15 метрах (скорее всего герой оговорился и речь о 15 км. – Прим. ред.), я распорядился захватить цель, отдал офицеру-наводчику Сенаду Муминовичу (Senad Muminovic) приказ нажать кнопку запуска, и ракета была выпущена», – вспоминает Золтан Дани. F-117 «заработал» свою репутацию в 1991-ом – боевыми вылетами в Ираке, во время войны в Персидском заливе. Он стал символом военной мощи благодаря современным технологиям, которые позволяли ему оставаться «невидимым» для всех радиолокационных систем. Но оказалось, что сербским радарам «закон не писан». Собеседник Sputnik рассказывает, что у них на вооружении была советская техника – ракетные комплексы С-125М «Нева», поставлявшиеся в Югославию в начале 80-х, а произведены эти комплексы были еще в 60-х. «Очень важно, что мы смогли поддерживать эту технику в рабочем состоянии и подготовить ее к использованию в реальных боевых условиях. Это позволило достичь невероятных результатов – сбить F-117», – говорит Дани. Мало кто об этом знает, но в ту ночь бойцы 3-го дивизиона 250-ой Ракетной бригады ПВО СРЮ ничего не знали о том, насколько удачным выдалось их дежурство. По воспоминаниям Дани, после поражения цели самым важным для них было как можно скорее выключить все приборы, чтобы неприятель не успел засечь их. «Ну мы, конечно, поздравили друг друга, но и только. А ощущение все равно было приятное, как будто гол забили в каком-то очень важном матче. Только утром пришел офицер из высшего командования, всех нас поздравил и спросил, знаем ли мы вообще, что именно сбили. Я сказал: «Понятия не имею, какую-то цель». И тогда он нам сказал, что это был F-117», – рассказывает Золтан. Сербам этот успех придал мощный заряд оптимизма и сил для сопротивления агрессии дальше. Тогда по всем СМИ ходила фотография жителей села Буджановцы, пляшущих на крыльях сбитого самолета, и появилась крылатая фраза: «Извините, мы не знали, что он невидимый». Дани подчеркивает, что такой эмоциональный подъем был основан не на материальных вещах, а на чем-то совсем другом, что в странах НАТО мало кто может понять. «Самое главное, чтобы в команде были хорошие доверительные отношения между руководством и непосредственными исполнителями задач. Моральный дух и патриотическая мотивация были на очень высоком уровне, и обычные люди охотно сотрудничали с нами, помогали, как могли. Я помню, как мы разворачивались на очень сложной местности возле Огара (Ogar), нам не смогли доставить вовремя паек, но местные жители из деревни принесли нам целые корзины еды. Это было правда здорово!», – вспоминает Дани. Золтан Дани утверждает, что даже после 78 дней бомбардировок никто и не думал сдаваться. «Они планировали «управиться» дней за семь. После 50-го дня антиюгославская кампания начала выдыхаться и терять остроту. Оказалось, что все не так, как они себе представляли. До конца операции летали только американские и британские пилоты. Думаю, что если бы эта интервенция продолжилась, у НАТО начались бы серьезные проблемы, это могло бы послужить началом распада альянса. Люди начали бы задаваться вопросом: зачем все это вообще нужно, если наш союз служит совсем не тем целям, для каких предназначен?», – говорит Дани. Он рассказывает, что с 27 марта по 1 мая 1999-го силы НАТО обследовали территорию западного Срема, там, где находится село Буджановцы (Srem, область в среднедунайской низменности. – Прим. ред.). Они не могли понять, что вообще могло бы сбить такой самолет. «Они были уверены, что это просто невозможно. Все пилоты боевых самолетов имеют GPS-датчики, чтобы их могли найти, если самолет будет сбит. Но у пилота этого F-117 датчика почему-то не было», – утверждает Дани. За штурвалом сбитого «ночного сокола» был американец Дейл Зелко (Dale Zelko), для его спасения была развернута самая масштабная поисковая операция со времен войны во Вьетнаме. 12 лет спустя режиссер Желько Миркович (Zeljko Mirkovic) снял целых два фильма о судьбе Золтана Дани и Дейла Зелко: «21-я секунда» в 2009-ом и «Вторая встреча» в 2013-ом. О «Второй встрече» много писали как об «оптимистичном фильме, рассказывающем о дружбе и примирении». Сам Золтан Дани говорит, что согласился на эту необычную встречу со вчерашним врагом благодаря книге патриарха Павла о прощении (вероятно, Дани имеет в виду книгу с проповедями и биографией сербского патриарха Павле, изданную под названием «Будем людьми» (Budimo ljudi) после его смерти в 2009 году. – Прим. ред.). «Зелко мне рассказывал, что за шесть месяцев до начала бомбардировок их собрали на базе в Нью-Мексико, где, помимо тренировок по выполнению боевых задач, «обрабатывали» психологически. Им показывали фильмы, в которых ситуацию в Югославии представляли в самом худшем свете. И они действительно думали, что пришли принести нам свободу. Потом, когда Зелко приехал в Сербию на съемки, он сказал: «Мне кажется, нас обманули», – рассказал Дани. Ни Зелко, ни Дани больше не служат в армии. Часть сбитого американского самолета отставной полковник ПВО ВС хранит у себя дома. И хотя ему предлагали за эти «артефакты» хорошие деньги, он говорит, что ему никогда не пришло бы в голову продать их.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 15 090 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl