В конгресс США внесен законопроект, призванный остановить строительство газопровода «Северный поток — 2». Авторы документа предлагают ввести санкции против владельцев судов, которые используются при укладке труб, а также лиц, оказывающих проекту финансовую или техническую поддержу.
Морской бой
Американские сенаторы Тед Круз и Джин Шахин 13 мая представили на рассмотрение Комитета по энергетике и торговле американского сената законопроект о санкциях против лиц и компаний, принимающих участие в строительстве газопровода «Северный поток — 2». Об этом сообщил журнал Foreign Policy со ссылкой на копию документа.
Речь идет о европейских фирмах, которые продают или сдают в аренду суда-трубоукладчики. Сотрудникам таких компаний грозит запрет на въезд в США, а самим предприятиям — заморозка всех активов на территории страны.
Как отмечает Foreign Policy, при прокладке глубоководных трубопроводов используются технологии и оборудование, которых у России нет. «Это одна из немногих областей, где «Газпрому» не хватает технических знаний», — цитирует издание эксперта по евразийским энергетическим вопросам в Атлантическом совете Агнию Григас.
Действительно, Россия не располагает собственными судами-трубоукладчиками, действующими как плавучие заводы: на них трубы сваривают, проверяют, а затем присоединяют к основной нитке газопровода и опускают на дно моря. На строительстве «Северного потока — 2» работают судно Castoro Dieci, принадлежащее итальянской компании Saipem, и два морских трубоукладчика, Audacia и Pioneering Spirit швейцарской Allseas.
Именно Saipem и Allseas пострадают больше всего в случае принятия нового закона о санкциях. Впрочем, документ предусматривает и наказания для лиц и компаний, «оказывающих «Северному потоку — 2» финансовую или техническую поддержку» (суть карательных мер Foreign Policy не раскрывает).
Под эту обтекаемую формулировку легко могут попасть все партнеры «Газпрома» по данному проекту: немецкие Uniper и Wintershall, британско-нидерландская Shell, австрийская OMV и французская Engie.
Без Киева не обошлось
Одним из первых на законопроект отреагировал глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Он опубликовал в фейсбуке большой пост, подчеркнув свою роль в подготовке этого документа.
«Это важный результат нескольких лет переговоров и официальной работы, которую наша команда вела в Вашингтоне с американскими партнерами, — утверждает он. — Несмотря на то, что это не окончательное решение, мы прошли через важную веху, и теперь я могу рассказать об этом».
Коболев отметил, что «в отличие от других аналогичных документов, этот законопроект содержит не призыв, а требование ввести санкции в отношении лиц, задействованных в определенных видах работ и услуг, которые необходимы для завершения «Северного потока — 2».
Глава «Нафтогаза» при этом считает, что «эти санкции не должны навредить компаниям ЕС и полностью совпадают с духом евроатлантического сотрудничества между Соединенными Штатами и Европой». Остается только гадать — то ли глава крупнейшей украинской компании настолько оторвался от реальности, то ли бесхитростно пытается обмануть своих подписчиков в соцсети.
Ведь о том, что «Северный поток — 2» позволит европейским потребителям российского газа экономить восемь миллиардов евро в год, говорилось уже неоднократно — и топ-менеджерами «Газпрома», и партнерами компании по проекту. Но это еще не все.
К маю на дно Балтики уложили более 1,1 тысячи километров газопровода. Если проект остановить, затраченные миллиарды участникам и инвесторам придется списать в убытки.
Более того, в случае отказа европейских компаний от дальнейшего участия в строительстве газопровода из-за угрозы американских санкций «Газпром» получит право на неустойку в размере стоимости невыполненных работ. А это тоже миллиарды евро.
При таких перспективах заявлять, что новый американский законопроект «не навредит европейским компаниям», значит демонстрировать полную неадекватность. Но главное, упомянутый Коболевым «дух евроатлантического сотрудничества» существует, похоже, только в его воображении.
Дружба кончилась
«Через два с лишним года после прихода к власти Дональда Трампа многое из того, что еще не так давно восхвалялось как немецко-американская дружба, разбито вдребезги», — констатировала в начале мая немецкая газета Suddeutsche Zeitung.
Как отмечает издание, внешняя политика Белого дома по отношению к союзникам при Трампе «следует той максиме, что собственные интересы нужно продвигать при помощи не только умной дипломатии, но и грубой политики власти».
Европейцы столкнулись с этим в таможенном споре: в апреле Трамп ввел пошлины на импорт стали и алюминия из Евросоюза, а уже в конце этой недели может объявить о новых тарифах на автомобили.
Евросоюз на этот случай подготовил ответные меры — пошлины на американские кондитерские и алкогольные изделия, кетчуп, апельсиновый сок, табак, вертолеты и другие товары на общую сумму около 20 миллиардов евро.
«Во многих случаях США сейчас вовсе не союзник, а соперник, против которого нужно создавать альянсы», — отмечает Suddeutsche Zeitung. Это относится и к Парижскому соглашению по климату, и к ядерной сделке с Ираном, и к газопроводу «Северный поток — 2».
Чуда не будет
Глава «Нафтогаза Украины» Коболев уверен, что очередной санкционный законопроект будет одобрен и вступит в силу «в ближайшие месяцы». Однако оператор «Северного потока — 2», компания Nord Stream 2 AG, не видит оснований для беспокойства.
«Мы чувствуем себя в своей тарелке, — говорит представитель Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. — Твердую приверженность делу выражают и инвесторы. Они полностью гарантировали финансирование, и прокладка труб продолжается согласно графику».
Эксперты уверены, что даже если инициативу Круза и Шахина поддержат конгресс и президент, строительство «Северного потока — 2» не остановится.
«Сможет ли новый закон вызвать отсрочку завершения проекта? Конечно. Способен ли он остановить реализацию проекта полностью? Я в этом сомневаюсь, — заявил в интервью Foreign Policy старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики в Колумбийском университете Ричард Невью. — Русские ясно дали понять, что продолжат строительство газопровода, несмотря ни на что».
Издание также отмечает, что отсрочка в запуске «Северного потока — 2» Украину не спасет. «Контракт на транзит, подписанный «Нафтогазом» и «Газпромом», истекает в конце года. Если его не продлят, потеря доходов от транзита погрузит хрупкую украинскую экономику в состояние рецессии», — напоминает Foreign Policy.
Журнал цитирует исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко: «Честно говоря, мы к этому совершенно не готовы».
«В настоящее время «Нафтогаз» накапливает резервы, чтобы отапливать жилые дома зимой, и планирует получать газ из Европы, но, по словам Витренко, Украина может столкнуться с нехваткой энергоресурсов, если лишится доступа к российскому газу», — заключает Foreign Policy.