Материал комментируют:
Михаил Александров
Риски применения ядерного оружия сегодня выше, чем когда-либо после Второй мировой войны. Об этом заявила директор Института ООН по исследованию проблем разоружения Рената Дван, передает Business Insider.
По ее словам, во всех государствах, обладающих ядерным оружием, в настоящий момент реализуются программы ядерной модернизации. При этом ситуация с контролем над вооружениями динамично меняется. Отчасти — из-за стратегической конкуренции между Китаем и США.
Как указывает эксперт ООН, традиционные соглашения о контроле вооружений «разрушаются» из-за появления новых способов ведения войны. В них все большую роль играют вооруженные группы и частные наемники, а также новейшие технологии. Все это размывает грань между нападением и обороной.
Напомним, политика США в ракетно-ядерной сфере давно вызывает беспокойство и в Кремле. С целью «сдерживания» Москвы в феврале 2018 года Вашингтон принял «Обзор ядерной политики» — программный документ, посвященный развитию ядерного арсенала. Он предполагает финансирование работ по созданию ядерного боеприпаса пониженной мощности для крылатой ракеты морского базирования и новой «облегченной» боеголовки W76?2 для баллистической ракеты UGM-133A Trident II, которой вооружены американские атомные подлодки.
Одновременно США планируют нарастить боевые возможности стратегических бомбардировщиков, оснастив их новыми сверхдальними крылатыми ракетами. С августа 2017 года работы над созданием нового оружия воздушного базирования ведут корпорации Lockheed Martin и Raytheon. Проект предполагает выпуск примерно 1 тысячи ракет. На эти цели Пентагон потратит около $ 10 млрд.
В октябре 2018-го Дональд Трамп объявил о выходе США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 2 февраля 2019 года в Соединенных Штатах была запущена официальная процедура расторжения договора. Почти одновременно — в марте — Пентагон сообщил о старте производства компонентов запрещенных ранее комплексов. В то же время в Минобороны США утверждают, что боеприпасы не будут оснащаться ядерными боезарядами.
Читайте также
Россия заговорит в ПАСЕ с позиции силы
Запад уже не возражает. Главное для него — вернуть российские взносы обнищавшей ассамблее
13 марта Associated Press сообщило, что американские военные проведут испытание крылатой ракеты дальностью около 1 тыс. км в августе 2019-го. А в ноябре текущего года будет запущена баллистическая ракета дальностью 3?4 тыс. км.
По мнению российских экспертов, политика США в ракетно-ядерной сфере направлена на снижение порога применения атомного оружия. Вашингтон пытается таким образом вернуть военное превосходство, которым обладал после холодной войны. Однако, развязывая себе руки в военном отношении, американцы хоронят режим контроля за ядерными арсеналами.
Проблема в том, что ядерное оружие сейчас находится у многих стран. Поэтому контролировать его, как в холодную войну, фактически невозможно. Помимо основных ядерных держав — России, США, Великобритании, Франции, Китая — подобное оружие есть у Индии, Пакистана, Израиля и КНДР. К «пороговым» государствам, которые могут вот-вот создать собственный ядерный заряд, относят Аргентину, Бразилию, Южную Корею, Японию и еще более десяти стран.
А новые технологии — высокоточные ракеты и ядерные заряды малой мощности — только усугубляют эту ситуацию.
— Я не считаю, что сейчас риск применения ядерного оружия выше, чем в послевоенные годы, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Тогда ядерное оружие реально рассматривалось как оружие поля боя. Имелась ядерная артиллерия, советские войска стояли в Центральной Европе.
Собственно, тогдашняя стратегия НАТО исходила из того, что ядерное оружие нужно будет применять в случае масштабного наступления советских войск и их союзников по Варшавскому договору. Войска СССР имели численное преимущество в Европе, и НАТО не могло сдержать их обычными силами. Причем, тот факт, что США прежде использовали ядерное оружие против Японии, говорит о том, что американцы не постеснялись бы использовать его и в Европе.
Замечу: по той же причине — превосходства в обычных силах — в военной доктрине СССР было сказано, что мы не применим ядерного оружия первыми.
Словом, тогда у обеих сторон это был реальный план применения ядерного оружия. Сейчас таких планов нет. В военной доктрине РФ записано, что мы можем использовать ядерное оружие только, если возникнет угроза самому существованию нашего государства. Такая ситуация может возникнуть либо в случае ядерного нападения на нас, пусть даже ограниченного. Либо в случае массированного нападения на нас со стороны блока НАТО. Каких-то других вариантов я тут не вижу.
«СП»: — Насколько вероятны эти сценарии?
— Вероятность массированного нападения НАТО, конечно, незначительна. Скорее всего, при конфликте в Европе — если до него дойдет! — будет использоваться обычное оружие. Причем, по нынешнему раскладу сил, Россия, скорее всего, одержит победу над НАТО в Европе.
Мы при этом не ставим таких радикальных целей, как захват Европы. Можем решить какие-то локальные задачи на Украине или в Прибалтике. Возможно — разгромить Польшу и выйти к границам Германии. Но дальше не пойдем.
У нас нет цели захватывать Западную Европу, как было в период холодной войны. В тот период наша стратегия предусматривала, что мы разгромим войска НАТО в Европе, вся Западная Европа перейдет под наш контроль, и коммунизм победит в общемировом масштабе.
Теперь, повторюсь, таких целей никто не ставит.
«СП: — К ядерной войне может привести эскалация региональных конфликтов?
— Возможна крайняя степень эскалации по линии РФ-США в Сирии. С обменом ударами по военным базам сторон. Но тут надо иметь в виду, что появилось высокоточное неядерное стратегическое оружие. Это оружие позволяет нанести противнику существенный ущерб и без использования ядерного арсенала.
Так, у американцев имеется несколько тысяч крылатых ракет «Томагавк». Ими они могут обстрелять, допустим, наши прибрежные города в европейской части. Может быть — на Дальнем Востоке. Этим США способны нанести России заметный ущерб.
Но и мы можем нанести удары по их территории. Допустим, обстрелять крылатыми ракетами крупные прибрежные города США. Подбить американские банки, разрушить точечными ударами Федеральную резервную систему, что ввергнет США в финансово-экономический кризис. Такие возможности у нас есть. И для этого необязательно использовать ядерное оружие.
А стратегическое ядерное оружие — это уже «продвинутый» уровень конфликта, когда действительно на карту ставится само выживание государства. И не думаю, что кто-то из противников достаточно рано пойдет на его примирение.
Читайте также
Трамп выбивает «Авангард» из рук Путина
США пытаются взять под контроль новейшие российские ракетные вооружения
«СП»: — Какие возможные конфликты точно не перейдут в ядерные?
— Совершенно уверен, что НАТО не пойдет на применение ядерного оружия ради Прибалтики. Американцы снимают об этом фильмы — но это блеф.
США укрепляются в Прибалтике и фильмы снимают, чтобы мы не думали применять против них там обычное оружие. На деле, американцы понимают: если они в Прибалтике применят по российским войскам ядерное оружие — мы ответим по территории США. А зачем им это надо?
Да американцы прибалтов и за людей не держат. Зачем им рисковать из-за них своими городами?
Из-за Польши янки тоже не станут применять ядерное оружие. Тем более, мы не ставим целью захват Польши. Мы намерены при необходимости выбить польский военный потенциал, чтобы поляки не могли вести против нас военные действия. И только.
Тем более, никто не будет использовать ядерное оружие из-за Сирии или Венесуэлы — это глупо.
Так что, наоборот, я считаю, что риск применения ядерного оружия сегодня довольно низок. А вот риск военного конфликта между Россией и Западом — наоборот — значительно выше, чем в период холодной войны.
Во время холодной войны малейший конфликт между СССР и США мог привести к глобальной катастрофе. Сейчас такой угрозы нет. Хотя многие политологи и аналитики уверяют, что чуть что — и будет использовано ядерное оружие. На самом деле — это несерьезные заявления.
«СП»: — В каких случаях может быть использовано ядерное оружие помимо гипотетического конфликта по линии Россия-Запад?
— Ядерное оружие может быть использовано Северной Кореей — в случае нападения США. Причем, тут вероятность применения довольно большая. С другой стороны, чтобы не дошло до опасной грани, США достаточно просто не нападать на КНДР.
Ядерное оружие может быть использовано в индо-пакистанском конфликте. Но тоже только на высоком уровне противостояния. Однако стороны там не ставят таких стратегических целей. Кашмир не стОит того, чтобы ради него обмениваться ядерными ударами.
Поэтому, я считаю, индо-пакистанские стычки будут и дальше, носить ограниченный характер.
«СП»: — Почему тогда риски применение ядерного оружия так сильно беспокоят ООН?
— Я считаю, ООН действует в рамках общей западной линии. Такие заявления делают там для того, чтобы Россию напугать. Чтобы мы не вздумали дергаться. Не вздумали применять обычные вооружения где-нибудь на Украине или в Прибалтике.
На деле, никакой ядерной войны на горизонте не вырисовывается. А значит — Кремлю не нужно бояться использовать силу для защиты российских национальных интересов.