Еще недавно пограничники России и Украины отмечали свой профессиональный праздник в один день — 28 мая. Но вот с прошлого года «прикордонникам» обозначили новую дату — 30 апреля. Да и особо дружескими нынешние отношения «зеленых фуражек» двух стран назвать трудно — смотрят друг на друга через прицелы пулеметов.
Самым напряженным участком границы стал рубеж по Азовскому морю, где концентрация сил и средств достигла максимального количества — каждая из сторон стянула в эту относительно небольшую акваторию десятки пограничных (и не только) кораблей и катеров. Понятно, что российских там гораздо больше — на азовский участок мы экстренно перебросили пограничные сторожевые корабли даже из Каспийского и Баренцева морей.
Поводов для такого усиления предостаточно: Украина не оставляет попыток доказать свое право на Керченский пролив и готовит новые провокации по типу той, которая была предпринята 25 ноября 2018 года, когда два бронекатера и морской буксир попытались несанкционированно прорваться в Азовское море.
Чем это закончилось — хорошо известно. Тогда российские пограничные катера типа «Соболь» и «Мангуст», ПСКР «Дон» и МПК «Суздалец» (Черноморский флот) задержали украинскую «флотилию». Был открыт предупредительный огонь, часть снарядов попала и по украинским бронекатерам. А наш «Дон» вдобавок и протаранил буксир.
Читайте также
«Украинских моряков надо обменять, а корабли — уничтожить»
Международный трибунал ООН встал на сторону Киева при рассмотрении инцидента в Керченском проливе. Россия с этим не согласна
Территориальные воды России остались неприкосновенными, украинских моряков задержали и отправили в Лефортово. Бронекатера и буксир под «жовто-блакитными» флагами отбуксировали в Керчь. Что особой теплоты в отношения двух стран, мягко говоря, не добавило.
Киев пообещал прорывы через Керченский пролив продолжить. Москва подтянула резервы — новый морской бой может разгореться в любой момент.
Украинские военные, по их словам, насчитывают сейчас в Азовском море порядка 120 российских пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) и катеров (ПСКА). Отмечая при этом, что только на трети из них имеется вооружение.
В действительности эта цифра, мягко говоря, сильно завышена. Общий состав морских пограничных сил ФСБ РФ на Черном море и Азовском морях пока состоит из 23 ПСКР и 40 ПСКА. Все они оснащены пушечным и пулеметным вооружением.
Часть из этих боевых единиц стоит, естественно, у причалов. Непосредственно для охраны государственной границы РФ в крошечном Азовском море сейчас задействовано 16 кораблей и катеров. Что тоже немало. Подобной концентрации нет даже в Тихом океане на участке российско-японской границы, где идет активное противостояние браконьерскому промыслу.
Правда, на Азовском море и в зоне Керченского пролива присутствуют также корабли нашего Черноморского флота и катера Росгвардии. Но к заботам пограничников они имеют опосредованное отношение.
Обстановка на этом участке границы достаточно напряженная. Вот и руководитель пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов заявил накануне Дня пограничника журналистам, что «несмотря на некоторую стабилизацию обстановки, риски провокаций на крымском направлении сохраняются».
По мнению главного российского пограничника, «новое руководство не дезавуировало предыдущие заявления о непризнании Украиной российской юрисдикции на территориальные воды, прилежащие к Крымскому полуострову, а Киев официально не отказался от озвученных намерений организовать повторный несанкционированный проход через Керченский пролив украинских кораблей». Надо полагать, что российские пограничники ожидают дальнейших провокаций в районе Азовского моря, а потому и так активно готовятся к их предотвращению.
Украина очень болезненно воспринимает тот факт, что Россия контролирует именно Керченский пролив, который после присоединения Крыма попал под ее юрисдикцию. Особое недовольство в Киеве вызывают и абсолютно законные пограничные досмотры любых гражданских судов, следующих из Черного в Азовское море и обратно.
Действительно, с 30 апреля 2018 года наша Береговая охрана досматривает все суда, которые заходят в воды Азовского моря. В Пограничной службе ФСБ России «Свободной прессе» пояснили, что морские транспортные средства проверяют в соответствии с международным морским правом. После проверки все они продолжают движение по своему маршруту.
При этом ни жалоб, ни замечаний по поводу штатной работы российских пограничников от иностранных судовладельцев не поступало. «Плач Ярославны» слышится лишь с украинской стороны. И, видимо, есть из-за чего. В мае прошлого года российский ПСКР «Аметист» задержал в Чёрном море в исключительной экономической зоне РФ украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041», на котором были обнаружены 46 мертвых дельфинов, 17 камбал и 2 акулы-катраны. Помимо этого пограничники обнаружили почти 10 километров браконьерских сетей. И это далеко не единственный эпизод откровенного флибустьерства со стороны наших соседей.
Украинские военные моряки на Азовском море и раньше были представлены лишь пограничными катерами. Некий новый статус Азову попытался придать прежний украинский экс-президент Порошенко, который еще в июне 2016 года объявил о переброске туда из Одессы двух бронекатеров «Гюрза-М» (проект 58155). Если объективно — хорошие катера. Но — только для борьбы с контрабандистами и браконьерами на реках. Это точно не флот, которым украинское военно-морское командование пытается изобразить собственную «политику авианосцев».
Без обид — флота, как такового у Украины нет. Флагман — типа фрегат «Гетман Сагайдачный» — бывший пограничный советский сторожевой корабль, которому теперь только в кино сниматься. Единственная «подводная лодка в степях Украины» — дизельная субмарина «Запорожье» весной 2014 года так и не смогла покинуть берега Крыма. Поэтому тоже интересна только Голливуду. Бронекатера, как уже сказано, — не в счёт.
В сухом украинском военно-морском остатке - лишь пара недостроев из ржавеющего наследия. И с этим «богатством» Украина готова идти в морские сражения? Разве только — в информационные баталии. Да и то при американской поддержке.
Читайте также
«Следить за порядком на Азове должен Оператор с локализацией в порту «Кавказ»
Российский политолог предложил свой рецепт снятия напряженности между Россией и Украиной
Чем же собирается воевать Украина в Азовском море? Еще на конец лета 2014 года ее Мариупольский отряд морских пограничников располагал 18 катерами. Самым внушительным в этих водах у украинцев был бывший советский сторожевой корабль «Донбасс», который спустили на воду в 1982 году.
Еще одним «крупным» боевым кораблем стала турецкая шхуна «Баба Хасан», которую конфисковали в 2010 году за незаконный лов рыбы и переделали в сторожевик «Оникс».
Сейчас в боевом строю украинских морских пограничников осталось около 10 катеров, вооруженных большей частью крупнокалиберными пулеметами.
Вряд ли существенно изменят расклад сил в Азовском море и два американских катера Safe Boat, которые недавно получила украинская пограничная служба при содействии посольства США. Эти катера хотя и имеют предназначение для «патрулирования и рейдово-штурмовых целей» (комфортно вмещают 10 человек вместе с экипажем), но, по сути, представляют собой «прогулочные лодки» с надувными элементами корпуса.
Плюс — поставили их на вооружение в 10-й отдельный отряд оперативного реагирования «Дозор», который дислоцирован в Одессе. Поэтому дойти своим ходом до Керченского пролива американские «подарки» смогут разве что при полном штиле и с непременной дозаправкой.