Почему Украина так и не стала «подводной державой» - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Почему Украина так и не стала «подводной державой» - «Новости Дня» 16:07 Понедельник 0 331
24-06-2019, 16:07

Почему Украина так и не стала «подводной державой» - «Новости Дня»


Почему Украина так и не стала «подводной державой» - «Новости Дня»

Россия утилизирует символ и гордость украинского военно-морского флота – подводную лодку «Запорожье».


Последняя из могикан


На портале госзакупок Минобороны России разместило тендер на утилизацию некой дизель-электрической подводной лодки проекта 641. Срок подачи заявок установлен до 25 июля, стоимость работ по утилизации субмарины не называется.


Казалось бы, что здесь сенсационного? Периодически отслужившие свой срок и исключённые из состава военно-морского флота корабли разбирают на металлолом или продают по демпинговым ценам странам «третьего мира». Если, конечно, находятся желающие их купить. А главное – имеют средства на то, чтобы поддерживать подобный секонд-хенд в плавучем состоянии.


При этом дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 641, или по классификации НАТО «Фокстрот», – по современным меркам совсем уж допотопные субмарины. Их «звёздным часом» стал Карибский кризис 1962 года, когда четыре советских подлодки этого типа были скрытно перебазированы на Кубу. В условиях развития вооружений, к концу 1980-х годов, они считались устаревшими. В 1990-е годы их вывели из состава советского и российского флота. В начале 2000-х «фокстроты» списали Польша и Индия. К началу второго десятилетия XXI века эти подлодки оставались в составе трёх флотов «великих морских держав» (в жирных кавычках) – Кубы, Ливии и… Украины.


История единственной украинской подводной лодки «Запорожье», по мнению русского писателя-мариниста, капитана 1-го ранга Владимира Шигина, достойна целого романа. Уже пять с лишним лет жители и гости Севастополя имеют уникальную возможность наблюдать этого «первенца» и «гордость подводных сил Украины» стоящим на приколе в Южной бухте под русским Андреевским флагом. А значит, сомнений быть не может. С вероятностью в 100% в случае с утилизацией речь идёт именно об этом «чуде техники».


От славы к безысходности: Как советская подлодка оказалась в степях Украины


Однако, прежде чем поминать известный анекдот про погибшую в степях Украины в неравном воздушном бою подводную лодку, напомним, что эта субмарина была введена в строй в начале 1971 года и четверть века доблестно прослужила в составе трёх флотов ВМФ СССР и России – Балтийского, Северного и Черноморского. Не каждый военный корабль в мирное время может похвастаться такими достижениями, как Б-435, а именно такое невзрачное название до поднятия жовто-блакитного прапора носила наша «героиня». На её счету – 14 дальних морских походов, в том числе переход из Балтийского моря в Баренцево вокруг Скандинавии, походы в Атлантику и Средиземное море с посещением портов Кубы, Сирии, Югославии, Египта, Марокко, Туниса.


Летом 1990 года по внутренним водным путям тогда ещё единой страны уже устаревшую субмарину перебазировали с Белого моря в Чёрное, где её и застали смутные времена.


При разделе Черноморского флота в 1997 году подлодка Б-435 досталась Украине. Как свидетельствует уже упомянутый нами Владимир Шигин, всё произошло не случайно. Хитроумные украинцы выбрали её для своего флота как самую боеготовую из всей 155-й бригады подводных лодок. Незадолго до этого она прошла средний ремонт, а в 1994 году была удостоена звания «отличной» подлодки на всём ещё едином Черноморском флоте. 11 июля 1997 года над Б-435 был торжественно поднят украинский флаг, её переименовали в «Запорожье» и присвоили бортовой номер U01.


История с бортовым номером также имела символический характер. Фактически устаревшая подлодка объявлялась первым боевым кораблём Украины. При этом украинцы подошли к созданию собственных «пiдводних сил» с характерным размахом. Было организовано целое соединение – отдельный дивизион подводных лодок ВМС Украины. Правда, уже через несколько лет его разогнали. Штат лишь формально существующего подразделения был слишком раздут, а новоиспечённые «покорители морских глубин» с трезубцами на кокардах попросту страдали бездельем.


Причина сего банальна – на строительство или закупку новых субмарин у Киева денег не находилось, а единственная имеющаяся подлодка была уже не способна погружаться в морские глубины.


Пятнадцать лет без погружений


Стоит ли говорить о том, что служба субмарины под новым флагом не задалась с самого начала. С одной стороны, подводную лодку покинули многие опытные члены экипажа, не желавшие изменять воинской присяге и служить Незалежной. Во-вторых, вышли из строя аккумуляторные батареи. А в новоиспечённой стране, название которой, по версии некоторых юмористов, является однокоренным со словом «украсть», попросту не нашлось средств на их замену. Поэтому прямиком с торжественной и пафосной церемонии новоявленная «гордость украинского флота» отправилась на прикол в Балаклавской бухте. На несколько лет о ней попросту забыли.


«Вспомнили» о подлодке лишь в конце 2002 года. Кое-как наскребли 3,5 миллиона долларов на закупку в Греции аккумуляторных батарей, и в феврале 2003 года «Запорожье» отбуксировали в Севастополь на принадлежащий российскому Черноморскому флоту судостроительный завод №13. Украинские власти рассчитывали, что уже в начале 2005 года подлодка сможет выйти в море. В 2004 году, накануне событий, известных как «оранжевая революция», группа офицеров – членов экипажа «первенца украинского подводного флота» была отправлена на специальные курсы в США. Однако приобретённые у американцев навыки командования дизельными субмаринами украинским морякам так и не пригодились.


Ситуация балансировала на грани между комедией и трагедией. 3,5 миллиона долларов были потрачены зря (!). Греческие аккумуляторные батареи оказались непригодны для советской подлодки. Да и сами аккумуляторы предприимчивые украинские морячки попросту разобрали на металлолом. Таким образом, единственная украинская субмарина вновь встала на прикол.


Новый, «оранжевый» министр обороны Анатолий Гриценко не испытывал иллюзий в отношении «Запорожья» и предлагал её списать и продать. Тем более одно время украинскую подлодку вроде бы как соглашалась купить Ливия вдобавок к двум оставшимся в составе её флота «фокстротам». Однако эта идея так и не была реализована. Оказалось, что шкурка не стоит выделки.


В 2009 году в Киеве вновь решили восстанавливать многострадальную подлодку для собственных военно-морских сил. И снова обратились за помощью к России. В начале 2010 года на «Запорожье» наконец-то установили новые аккумуляторы, а также провели целый ряд других ремонтных работ, после которых субмарина по крайней мере смогла выйти в море. Общая стоимость капремонта «первенца подводных сил ВМСУ» оценивалась в 60 миллионов гривен, не считая закупки аккумуляторов.


В 2011 году «Запорожье» уже принимала участие в совместных российско-украинских военно-морских учениях «Фарватер мира». Правда, в роли условно затонувшей субмарины. А та часть манёвров, где её задействовали, проходила прямо у причала 13-го судоремонтного завода.


Испугались, что не доплывёт до Одессы


Спустя 15 лет после поднятия на подлодке украинского флага «Запорожье» наконец-то смогла выйти в море с использованием собственной силовой установки (в сопровождении буксиров, но это так, на всякий случай), совершить погружение на перископную глубину 14 метров и даже после всего этого успешно всплыть. За сим действием, происходившим в июле 2012 года, наблюдало всё украинское высшее военное командование, включая министра обороны Дмитрия Саламатина, начальника Генерального штаба ВСУ генерал-лейтенанта Владимира Заманы и исполняющего обязанности командующего ВМС Украины вице-адмирала Юрия Ильина. Пожалуй, не хватало только президента Виктора Януковича.


В начале 2013 года подлодку «Запорожье» в очередной раз торжественно, с исполнением гимна и поднятием флага, приняли в состав военно-морских сил Украины. Местом базирования для неё была определена Стрелецкая бухта Севастополя. Там она находилась до 22 марта 2014 года, когда после недолгих переговоров с представителями Черноморского флота экипаж «Запорожья» поднял на своей подводной лодке Андреевский флаг. Большая часть личного состава во главе с командиром подлодки капитаном 1-го ранга Робертом Шагеевым перешла на службу в ВМФ России. В тот же день бывшая украинская субмарина была перебазирована в Южную бухту Севастополя, где находится и по сей день.


Стоит ли говорить, что в Черноморском флоте России такому украинскому «подарку» очень «обрадовались». Для несения боевого дежурства она непригодна. Превратить её в музей – так зачем России музей украинской жадности и глупости? В итоге приняли поистине соломоново решение – посоветовали коллегам из Незалежной просто приехать и забрать свой металлолом куда-нибудь подальше от крымских берегов. Однако тем уже было не до «символа украинского флота». О «Запорожье» на Украине снова забыли. Или попросту испугались, что подлодка затонет где-нибудь на полпути к Одессе, что вызовет острый приступ смеха не только у «клятых москалей», но и у «западных партнёров».


В конечном итоге, когда российский президент в очередной раз предложил украинцам приехать в Крым и забрать все оставшиеся там плавсредства своей бывшей «фльоти», те, в силу природной жадности, потребовали от России отремонтировать весь их металлолом, да и впридачу вернуть сам полуостров. На этом разговор был закончен.


Несостоявшаяся «волчья стая»


Рассказ об истории украинского «пiдводного флота» был бы неполным, если бы мы умолчали ещё об одном интересном эпизоде. На самом деле у Украины могло бы быть как минимум целых две подводных лодки.


Как известно, история военно-морских сил Незалежной началась с откровенного пиратства, когда группа бывших советских морских офицеров в расчёте на персональный шмат сала от «незалежной молодой краины» попросту захватила и угнала из Крыма в Одессу принадлежавший тогда ещё единому Черноморскому флоту сторожевик. Это случилось в июле 1992 года в разгар противостояния между командующим Черноморским флотом адмиралом Игорем Касатоновым и киевским режимом Кравчука, объявившим ЧФ собственностью Украины. Внезапно осознавшие себя «патриотами Незалежной» вчерашние советские офицеры нашлись и в составе подводных сил Черноморского флота. Одним из них был заместитель командира 14-й дивизии подводных лодок капитан Евгений Лупаков.


13 марта 1992 года он вместе с группой единомышленников–«самостийников» предпринял попытку захвата новейшей подлодки Б-871 (проекта 877В «Палтус») и приведения её экипажа к украинской присяге, что было прямым нарушением приказа комфлота Касатонова. Однако патриотически настроенные офицеры и матросы загерметизировались в 4-м отсеке субмарины и пообещали взорвать её вместе с собой, если принятие украинской присяги не прекратится. В итоге на сторону Украины из всего экипажа Б-871 перешли лишь пятеро офицеров и матрос с фамилией Махно. После продолжительного ремонта Б-871 получила новое название «Алроса» и до поступления новейших ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка» оставалась единственной боеспособной субмариной Черноморского флота РФ.


Что же касается перебежчика Лупакова, то свой шмат сала от украинской власти он всё-таки получил. В настоящее время Лупаков является одним из лидеров «Конгресса украинских националистов» (КУН) и почётным главой «Союза офицеров Украины». Периодически он делает публичные антироссийские заявления в украинских СМИ. Так, в 2017 году обещал уничтожить российский Черноморский флот «в труху», если у Украины будет «хотя бы пяток подводных лодок». Как говорится, вашему теляти да нашим волком не подавиться бы…


Ещё одну списанную советскую подводную лодку СС-310 в 2000 году «братскому украинскому народу» подарил не кто иной, как сам Владимир Путин. Подарок отбуксировали в Херсон для превращения в музей военно-морских сил Украины. Никакого музея, естественно, не было создано.


Цела ли подлодка или предприимчивые украинцы уже давно нашли ей применение, растащив на металлолом, история умалчивает.


Россия утилизирует символ и гордость украинского военно-морского флота – подводную лодку «Запорожье». Последняя из могикан На портале госзакупок Минобороны России разместило тендер на утилизацию некой дизель-электрической подводной лодки проекта 641. Срок подачи заявок установлен до 25 июля, стоимость работ по утилизации субмарины не называется. Казалось бы, что здесь сенсационного? Периодически отслужившие свой срок и исключённые из состава военно-морского флота корабли разбирают на металлолом или продают по демпинговым ценам странам «третьего мира». Если, конечно, находятся желающие их купить. А главное – имеют средства на то, чтобы поддерживать подобный секонд-хенд в плавучем состоянии. При этом дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 641, или по классификации НАТО «Фокстрот», – по современным меркам совсем уж допотопные субмарины. Их «звёздным часом» стал Карибский кризис 1962 года, когда четыре советских подлодки этого типа были скрытно перебазированы на Кубу. В условиях развития вооружений, к концу 1980-х годов, они считались устаревшими. В 1990-е годы их вывели из состава советского и российского флота. В начале 2000-х «фокстроты» списали Польша и Индия. К началу второго десятилетия XXI века эти подлодки оставались в составе трёх флотов «великих морских держав» (в жирных кавычках) – Кубы, Ливии и… Украины. История единственной украинской подводной лодки «Запорожье», по мнению русского писателя-мариниста, капитана 1-го ранга Владимира Шигина, достойна целого романа. Уже пять с лишним лет жители и гости Севастополя имеют уникальную возможность наблюдать этого «первенца» и «гордость подводных сил Украины» стоящим на приколе в Южной бухте под русским Андреевским флагом. А значит, сомнений быть не может. С вероятностью в 100% в случае с утилизацией речь идёт именно об этом «чуде техники». От славы к безысходности: Как советская подлодка оказалась в степях Украины Однако, прежде чем поминать известный анекдот про погибшую в степях Украины в неравном воздушном бою подводную лодку, напомним, что эта субмарина была введена в строй в начале 1971 года и четверть века доблестно прослужила в составе трёх флотов ВМФ СССР и России – Балтийского, Северного и Черноморского. Не каждый военный корабль в мирное время может похвастаться такими достижениями, как Б-435, а именно такое невзрачное название до поднятия жовто-блакитного прапора носила наша «героиня». На её счету – 14 дальних морских походов, в том числе переход из Балтийского моря в Баренцево вокруг Скандинавии, походы в Атлантику и Средиземное море с посещением портов Кубы, Сирии, Югославии, Египта, Марокко, Туниса. Летом 1990 года по внутренним водным путям тогда ещё единой страны уже устаревшую субмарину перебазировали с Белого моря в Чёрное, где её и застали смутные времена. При разделе Черноморского флота в 1997 году подлодка Б-435 досталась Украине. Как свидетельствует уже упомянутый нами Владимир Шигин, всё произошло не случайно. Хитроумные украинцы выбрали её для своего флота как самую боеготовую из всей 155-й бригады подводных лодок. Незадолго до этого она прошла средний ремонт, а в 1994 году была удостоена звания «отличной» подлодки на всём ещё едином Черноморском флоте. 11 июля 1997 года над Б-435 был торжественно поднят украинский флаг, её переименовали в «Запорожье» и присвоили бортовой номер U01. История с бортовым номером также имела символический характер. Фактически устаревшая подлодка объявлялась первым боевым кораблём Украины. При этом украинцы подошли к созданию собственных «пiдводних сил» с характерным размахом. Было организовано целое соединение – отдельный дивизион подводных лодок ВМС Украины. Правда, уже через несколько лет его разогнали. Штат лишь формально существующего подразделения был слишком раздут, а новоиспечённые «покорители морских глубин» с трезубцами на кокардах попросту страдали бездельем. Причина сего банальна – на строительство или закупку новых субмарин у Киева денег не находилось, а единственная имеющаяся подлодка была уже не способна погружаться в морские глубины. Пятнадцать лет без погружений Стоит ли говорить о том, что служба субмарины под новым флагом не задалась с самого начала. С одной стороны, подводную лодку покинули многие опытные члены экипажа, не желавшие изменять воинской присяге и служить Незалежной. Во-вторых, вышли из строя аккумуляторные батареи. А в новоиспечённой стране, название которой, по версии некоторых юмористов, является однокоренным со словом «украсть», попросту не нашлось средств на их замену. Поэтому прямиком с торжественной и пафосной церемонии новоявленная «гордость украинского флота» отправилась на прикол в Балаклавской бухте. На несколько лет о ней попросту забыли. «Вспомнили» о подлодке лишь в конце 2002 года. Кое-как наскребли 3,5 миллиона долларов на закупку в Греции аккумуляторных батарей, и в феврале 2003 года «Запорожье» отбуксировали в Севастополь на принадлежащий российскому Черноморскому флоту судостроительный завод №13. Украинские власти рассчитывали, что уже в начале 2005 года подлодка сможет выйти в море. В 2004 году, накануне событий, известных как «оранжевая революция», группа офицеров – членов экипажа «первенца украинского подводного флота» была отправлена на специальные курсы в США. Однако приобретённые у американцев навыки командования дизельными субмаринами украинским морякам так и не пригодились. Ситуация балансировала на грани между комедией и трагедией. 3,5 миллиона долларов были потрачены зря (!). Греческие аккумуляторные батареи оказались непригодны для советской подлодки. Да и сами аккумуляторы предприимчивые украинские морячки попросту разобрали на металлолом. Таким образом, единственная украинская субмарина вновь встала на прикол. Новый, «оранжевый» министр обороны Анатолий Гриценко не испытывал иллюзий в отношении «Запорожья» и предлагал её списать и продать. Тем более одно время украинскую подлодку вроде бы как соглашалась купить Ливия вдобавок к двум оставшимся в составе её флота «фокстротам». Однако эта идея так и не была реализована. Оказалось, что шкурка не стоит выделки. В 2009 году в Киеве вновь решили восстанавливать многострадальную подлодку для собственных военно-морских сил. И снова обратились за помощью к России. В начале 2010 года на «Запорожье» наконец-то установили новые аккумуляторы, а также провели целый ряд других ремонтных работ, после которых субмарина по крайней мере смогла выйти в море. Общая стоимость капремонта «первенца подводных сил ВМСУ» оценивалась в 60 миллионов гривен, не считая закупки аккумуляторов. В 2011 году «Запорожье» уже принимала участие в совместных российско-украинских военно-морских учениях «Фарватер мира». Правда, в роли условно затонувшей субмарины. А та часть манёвров, где её задействовали, проходила прямо у причала 13-го судоремонтного завода. Испугались, что не доплывёт до Одессы Спустя 15 лет после поднятия на подлодке украинского флага «Запорожье» наконец-то смогла выйти в море с использованием собственной силовой установки (в сопровождении буксиров, но это так, на всякий случай), совершить погружение на перископную глубину 14 метров и даже после всего этого успешно всплыть. За сим действием, происходившим в июле 2012 года, наблюдало всё украинское высшее военное командование, включая министра обороны Дмитрия Саламатина, начальника Генерального штаба ВСУ генерал-лейтенанта Владимира Заманы и исполняющего обязанности командующего ВМС Украины вице-адмирала Юрия Ильина. Пожалуй, не хватало только президента Виктора Януковича. В начале 2013 года подлодку «Запорожье» в очередной раз торжественно, с исполнением гимна и поднятием флага, приняли в состав военно-морских сил Украины. Местом базирования для неё была определена Стрелецкая бухта Севастополя. Там она находилась до 22 марта 2014 года, когда после недолгих переговоров с представителями Черноморского флота экипаж «Запорожья» поднял на своей подводной лодке Андреевский флаг. Большая часть личного состава во главе с командиром подлодки капитаном 1-го ранга Робертом Шагеевым перешла на службу в ВМФ России. В тот же день бывшая украинская субмарина была перебазирована в Южную бухту Севастополя, где находится и по сей день. Стоит ли говорить, что в Черноморском флоте России такому украинскому «подарку» очень «обрадовались». Для несения боевого дежурства она непригодна. Превратить её в музей – так зачем России музей украинской жадности и глупости? В итоге приняли поистине соломоново решение – посоветовали коллегам из Незалежной просто приехать и забрать свой металлолом куда-нибудь подальше от крымских берегов. Однако тем уже было не до «символа украинского флота». О «Запорожье» на Украине снова забыли. Или попросту испугались, что подлодка затонет где-нибудь на полпути к Одессе, что вызовет острый приступ смеха не только у «клятых москалей», но и у «западных партнёров». В конечном итоге, когда российский президент в очередной раз предложил украинцам приехать в Крым и забрать все оставшиеся там плавсредства своей бывшей «фльоти», те, в силу природной жадности, потребовали от России отремонтировать весь их металлолом, да и впридачу вернуть сам полуостров. На этом разговор был закончен. Несостоявшаяся «волчья стая» Рассказ об истории украинского «пiдводного флота» был бы неполным, если бы мы умолчали ещё об одном интересном эпизоде. На самом деле у Украины могло бы быть как минимум целых две подводных лодки. Как известно, история военно-морских сил Незалежной началась с откровенного пиратства, когда группа бывших советских морских офицеров в расчёте на персональный шмат сала от «незалежной молодой краины» попросту захватила и угнала из Крыма в Одессу принадлежавший тогда ещё единому Черноморскому флоту сторожевик. Это случилось в июле 1992 года в разгар противостояния между командующим Черноморским флотом адмиралом Игорем Касатоновым и киевским режимом Кравчука, объявившим ЧФ собственностью Украины. Внезапно осознавшие себя «патриотами Незалежной» вчерашние советские офицеры нашлись и в составе подводных сил Черноморского флота. Одним из них был заместитель

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl