О гиперзвуковом авиакомплексе «Кинжал» слышали многие. Да и видели тоже — во время пролета истребителя МиГ-31К во время воздушной части парада Победы над Красной площадью 9 мая 2018 года. Сейчас «Кинжал» продемонстрировали на полигоне Дубровичи под Рязанью при розыгрыше тактического эпизода «Авиамикс» на конкурсе «Авиадартс» Армейских международных игр.
На сей раз самолеты МиГ-31К на глазах многочисленных зрителей действовали в тандеме с истребителями пятого поколения Су-57 и обеспечивали прикрытие действий штурмовой и бомбардировочной авиации. Таким образом, «Кинжал» впервые появился на широкой публике.
Напомним: среди анонсированных российским президентом Владимиром Путиным в марте 2018 года новейших видов российских вооружений была впервые названа и ракета «Кинжал». Вскоре её продемонстрировали и во время авиационной части парада над Красной площадью, под фюзеляжем истребителя МиГ-31К.
Разглядеть с земли грозную новинку было трудно и военным атташе, и экспертам. Но мир единодушно признал ракету реально существующим оружием. И сразу поверил в ее супервозможности — разгоняться свыше скорости звука в 10 раз. Тем более, что предшествующие учебные пуски «Кинжала» зафиксировали такую возможность.
Читайте также
Фронтовой БПЛА «Охотник»: новый «путинский мультик» или грозное оружие?
Россия быстро закрывает опасный пробел в вооружении нашей армии ударными беспилотными аппаратами
Сейчас отрабатываются новые приемы применения «Кинжалов». Причем — не только с МиГ-31К. Испытания гиперзвуковой ракеты проводятся пусками и с дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Таковые прошли на Дальнем Востоке в прошлом году.
Особенность в том, что «штатный» сверхзвуковой истребитель МиГ-31К, под который и разрабатывался «Кинжал», способен нести лишь одну ракету. Чтобы удар даже с одиночного самолета вышел массированным, требуется более мощная платформа. Поэтому выбрали дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3.
Таковых с 1989 года в нашей стране было построено около 500. Последний — в 1993 году. Однако ввиду неоплаты со стороны бедствовавшего в те годы Минобороны РФ, этот самолёт был установлен в качестве памятника возле Казанского авиазавода.
Естественно, к сегодняшнему дню ряды наших знаменитых «Бэкфайеров», как Ту-22М3 называют в НАТО, поредели. В ВКС РФ их осталось всего порядка 60 единиц. Сейчас часть этих машин начинают модернизировать. Вероятно — и для применения с них «Кинжалов». Новая версия «тушки», полностью обновленная и названная Ту22М3М, совершила первый полет в августе прошлого года.
Что представляет собой «Кинжал», который просто шокировал в минувшем году иностранных наблюдателей и экспертов? Ракету-молнию, которую невозможно сбить из-за ее сверхвысокой скорости и возможности резко маневрировать на подлете к цели? Или это просто угрожающая пропаганда Кремля, за которой ничего особенного не кроется? А вероятный противник будет щелкать эти ракеты как орехи еще на подлете?
Эксперты предположили, что «Кинжал» является глубокой модернизацией оперативно-тактической ракеты «Искандер», которую «перекроили» под запуск с воздушной платформы. Вероятно, так оно и есть. В ракетостроении изобрести велосипед достаточно сложно, можно лишь его модернизировать до более скоростного. Что, собственно, и удалось сделать отечественным конструкторам.
Одна из особенностей «Кинжала» — запуск с высоты в 12?15 тысяч метров с «разгонного блока», летящего на сверхзвуке. Образно говоря, самолет-носитель в данном случае — это такая рогатка, придающая изначально высокую скорость ракете при пуске. А дальше уже она ракета, как спринтер, набирает необходимый темп и уже многократно преодолевает сверхзвук.
Идеальным решением вначале показалось использование истребителя МиГ-31К, который способен разгоняться на малой высоте до 1500 км/ч. А на большой — до 3400 км/ч. Минус использования этого высотного истребителя — возможность поднятия лишь одной ракеты с массой боевой части в 500 килограмм.
Именно поэтому под «Кинжал» сейчас подгоняют уже сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3, который способен поднять в стратосферу несколько ракет (от 4 до 8-ми), увеличивая тем самым потенциал боевого поражения. При максимальной дальности пуска новых ракет (как заявлено) в 2000 километров, подобный «дождь» с неба способен накрыть огромную площадь. Самолет при этом не попадает в зону действия радаров ПВО противника. А пущенные им ракеты легко пронизывают систему ПРО.
«Кинжал» еще с 1 декабря 2017 года был поставлен на опытно-боевое дежурство на аэродромах в Южном военном округе. Почему именно там? Потому что идет война в Сирии. 6-й флот ВМС США принимает в ней активное участие. А с помощью дальнобойных «Кинжалов» создать реальную угрозу американским боевым кораблям вполне возможно даже с кубанских и крымских авиабаз. Оттуда новым оружием можно поражать даже авианосцы.
Правда, реальных испытательных пусков по надводным целям ни в Черном, ни в Средиземном морях пока не отмечено. Но не исключено, что испытания «Кинжалов» могли осуществляться прямо на территории Сирии — по позициям радикальных исламистов. Хотя там, похоже, было достаточно и хорошо освоенных «Калибров».
Нужно отметить, что предназначение модернизированного МиГ-31К, который продемонстрировал боевое применение «Кинжалов» - обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от беспилотников, и заканчивая низколетящими орбитальными спутниками. Он способен успешно поражать американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35. Истребитель-перехватчик сбивает воздушные цели на скорости до 5 Махов, которые способен обнаружить на расстоянии до 280 километров — благодаря антенне с фазированной решеткой, которой в полном комплекте нет ни на одном другом самолете в мире.
Перехватчик несет от 5 до 9 тонн боевой нагрузки. В его арсенал входят различные типы боеприпасов, включая ракеты большой дальности, которыми летчик способен наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания. При этом МиГ-31 и сам может служить летающим командным пунктом.
Еще одним вероятным носителем «Кинжалов», как уже сказанно, будет Ту-22М3М. Не случайно американцы заговорили о нем вновь — издание The National Interest назвало этот самолет «неприятным сюрпризом» для Военно-Морских сил США.
Читайте также
Су-57 пытаются свалить из пятого поколения в четвертое
Российский перспективный истребитель: виден ли свет в конце его воздухозаборника?
Помимо прочих обновлений их внимание привлек тот факт, что российская «тушка» получила три современных противокорабельных ракеты Х-32. Это крылатая ракета воздушного базирования класса «воздух-поверхность» с дальностью поражения в 600?1000 километров и скоростью около 5000 км/ч. Что позволяет ей прорывать ПРО класса Aegis.
Х-32 летит к цели на высоте около 40 километров, а на завершающем участке атакует цель в крутом пикировании. Теперь на этом «самолете-убийце» разместят и гиперзвуковые «Кинжалы». Это будет адская смесь для американцев и их союзников на море.
Планируется, что до 2020 года (более реальный срок — 2021 год) будут модернизированы около 30 Ту-22М3 до версии Ту-22М3М на Казанском заводе им. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»). Там им продлит ресурс планеров до 40 календарных лет. А также выполнят комплекс работ по наступательным вооружениям этого самолета.
Появление таких бомбардировщиков на вооружении Российской армии способно кардинально изменить расстановку сил на любом театре военных действий. И это еще один повод для беспокойства у США, которые долгое время не проводили модернизацию противоракетной обороны на флоте.
Теперь им достаточно сложно совершенствовать оборонительные системы. По крайней мере, сейчас американцы бессильны против воздействия Ту-22М3М с его новым вооружением. И уж точно — не устоят перед «Кинжалом».