Владимир Путин поручил симметрично ответить на испытанную в США ракету средней дальности. Факт запуска ракеты говорит о том, что она у американцев существует, и более того – они уже готовы ее размещать, в том числе и у российских границ. Сколько времени потребуется России на создание аналогичных вооружений? Или у нас есть чем ответить американцам уже сейчас?
В пятницу Владимир Путин на совещании с членами Совбеза России заявил, что Москва обеспечит свою безопасность после одностороннего выхода США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Так президент прокомментировал проведенное американскими военными в начале недели испытание ракеты наземного базирования с дальностью полета более 500 километров. По сути, эта ракета может стать наземным вариантом американской ракеты «Томагавк» или новым аналогом «Першингов», которые были уничтожены в соответствии с требованиями ДРСМД.
Путин обратил внимание на то, что испытание состоялось всего через 16 дней после прекращения действия договора. По его словам, оно «не было импровизацией, а стало очередным звеном в цепи давно планировавшихся и осуществлявшихся ранее мероприятий». Президент подчеркнул, что США «срежиссировали пропагандистскую кампанию о якобы несоблюдении Россией положений данного договора».
«Кроме того, использование в ходе испытания универсальной пусковой установки Мк-41 полностью подтверждает обоснованность тех претензий, которые российская сторона высказывала США в период действия договора», – заявил Путин.
Глава государства напомнил, что Россия неоднократно обращала внимание, что размещение американцами таких пусковых установок на суше, на базе ПРО в Румынии, и их предстоящее размещение в Польше являются прямым нарушением ДРСМД. «Американцы это упорно отвергали, утверждая, что наземные Мк-41 якобы не способны производить пуски крылатых ракет морского базирования «Томагавк». Теперь факт нарушения налицо, оспаривать его невозможно – они сами об этом сказали. И конечно, возникает вопрос: как нам теперь понять, что будет размещаться в Румынии и Польше?
Системы противоракетной обороны или ракетные ударные комплексы достаточно большой дальности?» – добавил Путин.
Глава государства подчеркнул, что Россия никогда не хотела втягиваться в гонку вооружений, и Москва по-прежнему открыта к равноправному и конструктивному диалогу с Вашингтоном для восстановления доверия и укрепления международной безопасности. Однако он также поручил Минобороны и МИД проанализировать уровень угроз России в результате действий США «и принять исчерпывающие меры по подготовке симметричного ответа».
В Совете Федерации услышали в словах Путина логичный ответ на «усилия США по получению превосходства в области ракетных вооружений». «США уже достаточно давно, еще находясь в рамках ДРСМД, начали нарушать его, разрабатывая и создавая новое поколение ракет средней дальности», – сказал сенатор Алексей Пушков.
По его словам, после создания запрещенных ракет американцы стали искать повод выйти из договора. Косвенным подтверждением этому Пушков назвал заявление шефа Пентагона Марка Эспера о желании США разместить в Азии ракеты средней дальности. «Это означает, что ракеты существуют. Потому что, если ракет нет, то период разработки, создания и испытания занимает несколько лет. Значит, ракеты уже есть – и теперь они решают, где их разместить», – заметил сенатор.
По его словам, все последние действия США доказывают курс Вашингтона «на получение превосходства» в создании ракетного оружия. «Поэтому ответные действия со стороны Москвы для защиты нашей страны логичны и неизбежны. Именно это следует, на мой взгляд, из заявления президента Путина», – резюмировал собеседник.
Россия обязательно даст симметричный ответ американцам, полагает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Более того, он уверен, что выход из ДРСМД для Москвы даже выгоднее, чем для Вашингтона. «Учитывая уровень современных российских технологий, это дает нам полную свободу выбора в вариантах обеспечения своей безопасности», – заявил Храмчихин.
Он напомнил, что российские крылатые ракеты «Калибр», которые сейчас стоят на вооружении только в корабельном варианте, в наземном контейнерном исполнении были показаны на выставках вооружений еще несколько лет назад с целью предложить их зарубежным покупателям, «а сейчас уже просто физически существуют».
«Именно эти ракеты до сих пор являются наиболее эффективным ответом на новые американские модификации ракеты «Томагавк» наземного базирования», – заверил Храмчихин.
Помимо «Калибров» в наземном варианте, подчеркнул Храмчихин, ракетный комплекс «Тополь» или «Ярс» с ракетой без первой ступени тоже становятся современными и эффективными вооружением средней дальности. «Что касается противоракетной обороны, то даже предыдущее поколение отечественных систем – С-300, вполне успешно справлялось с «Томагавками», не говоря уже о современном «Триумфе» (ЗРК С-400)», – заключил Храмчихин.
С Храмчихиным согласен первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. «Все необходимое, чтобы дать достойный ответ предполагаемому противнику у Российской Федерации уже есть, – сказал Сивков. – И что-то особенное создавать нет никакой необходимости. Есть «Калибр», есть «Искандер», есть системы ПВО, есть многое другое. Российская Федерация имеет все возможности для нанесения эффективных упреждающих ударов по противнику и защиты своих границ при помощи комплексов противоракетной обороны».
Ранее военный эксперт Дмитрий Дрозденко тоже отмечал: в случае если США начнут размещать ракеты земного базирования дальностью более 500 километров «в опасной близости от наших границ, то же самое сделает и Россия». «Верховный главнокомандующий недаром дал распоряжение разработать наземную модификацию «Калибра». Эта ракета по некоторым своим техническим характеристикам даже превышает «Томагавк». Также в ближайшее время под эти нужды будет доработан комплекс «Искандер», – говорил Дрозденко.