Схватка за русское небо: Су-57 подрезал крылья «Беркуту» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Схватка за русское небо: Су-57 подрезал крылья «Беркуту» - «Военные действия» 20:11 Четверг 0 290
29-08-2019, 20:11

Схватка за русское небо: Су-57 подрезал крылья «Беркуту» - «Военные действия»



На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском на статической стоянке впервые представлен широкой публике истребитель Су-47 «Беркут». Впрочем, до этого он дважды появлялся в Жуковском — на МАКС-1999 и МАКС-2001. Но то были показы для специалистов. Сейчас в связи со снятием секретности уникальный самолет может посмотреть любой желающий, в том числе и авиационные специалисты наших «партнеров».

Уникальность Су-47 заключается в том, что он имеет крыло обратной стреловидности. То есть законцовки крыла находятся впереди по отношению к месту крепления крыла к фюзеляжу.

Истребитель, главным конструктором которого был Михаил Погосян, довольно долго претендовал на то, чтобы стать первым в России истребителем пятого поколения. И это имело под собой определенные основания. Например, конструкция крыла с обратной стреловидностью позволяет существенно снизить радиолокационную заметность самолета.

Проект по теме «Беркут» начал развиваться с 1983 года в «рваном» темпе. В 1988 году вдруг выяснилось, что ВВС такой истребитель не нужен. И «Беркут» начали перепрофилировать для эксплуатации в качестве палубного самолета на авианосцах. А в начале 90-х финансирование проекта прекратилось. Однако ОКБ Сухого продолжило работы с привлечением внутренних резервов.


Читайте также
Схватка за русское небо: Су-57 подрезал крылья «Беркуту» - «Военные действия»

F-16 атакует наш МиГ-35 в индийском небе
Схватка за контракт: позволит ли Нью-Дели обворовать страну не только Франции, но и США

Надо сказать, коллектив ОКБ проявил истинную доблесть. В условиях безденежья самолет совершил первый полет 25 сентября 1997 года. Спустя 4 года он был показан в Жуковском под наименованием С-37 «Беркут». А еще через 2 года там же его представили уже как Су-47 «Беркут». Следовательно, у него были реальные шансы стать серийно строящимся самолетом.

Так почему же была выбрана столь необычная схема истребителя? До Су-47 были реализованы лишь две удачные попытки построения серийных самолетов с обратной стреловидностью крыла. В середине 60-х годов появился немецкий легкий транспортный самолет HFB-320 Hansa Jet, всего было построено 64 машин. В начале следующего десятилетия шведы начали производство более четырех сотен также легких самолетов Saab MFI-15 Safari как гражданского так и военного назначения. Также известны два случая создания прототипов, которые не пошли в серию — немецкий бомбардировщик «Юнкерс-287» (1944 год) и американский реактивный Х-29 (1984 год).

Если «американец» был легким реактивным истребителем (максимальный взлетный вес — 8 тонн) и развивал скорость в 1770 км/ч, то «Беркут» — это уже очень серьезная машина. Причем по нескольким параметрам он удовлетворяет требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Например, его максимальная бесфорсажная скорость превышает скорость звука (1200 км/ч). А скорость на высоте — 2500 км/ч.

Схема самолета с обратной стреловидностью крыла имеет как достоинства, которые постарались в полной степени использовать конструкторы ОКБ Сухого, так и недостатки. Пожалуй, наиболее интересным для конструкторов является то, что у такого самолета повышенное аэродинамическое качество при всех режимах полета — характеристика, определяющая соотношение угла атаки, подъемной силы и лобового сопротивления. Именно поэтому у Су-47 при использовании ничем особо не выдающегося двигателя с тягой 12500 кгс бесфорсажная скорость превышает скорость звука.

Еще одно достоинство — крыло позволяет улучшить управляемость на малых скоростях. А также улучшает взлетно-посадочные характеристики. Это одна из причин того, что командование ВМФ ухватилось за «Беркут», когда ВВС от него отказались.

Необходимо сказать и о повышенной маневренности благодаря отсутствию срыва потока воздуха с законцовок крыла. Поток устремляется к корневой части крыла.

Ну, и еще уменьшенная радиолокационная заметность в передней полусфере, о чем мы уже сказали выше.

Недостаток, который ОКБ Сухого удалось компенсировать — большая нагрузка на крыло, а также возможность возникновения при некоторых режимах полета колебательных процессов. В значительной степени именно поэтому в конструкции самолета, прежде всего, крыла широко используются композиционные материалы, позволяющие улучшать не только вес конструкции, но и ее жесткость.

Но при этом полностью избавиться от эффекта, когда крыло немного «гуляет» в полета, невозможно. Поэтому самолет имеет повышенную неустойчивость. Компенсация такого рода непредсказуемых девиаций заключается в использовании электродистанционной системы управления, в исполнительный канал которой включен вычислитель. Прежде вычислители были аналоговыми и малоэффективными. В значительной степени поэтому был свернут немецкий проект создания бомбардировщика «Юнкерс-287». Сейчас, в компьютерную эпоху, коррекция выполняется при помощи цифровых устройств. Именно таким образом обеспечивается устойчивость полета Су-47.

Единственный построенный прототип Су-47 летал много. Что было необходимо для того, чтобы проверить принципиально новый самолет на всех режимах. Однако во время испытаний ОКБ Сухого решило подстраховаться, исключив из программы сверхзвуковые полеты. Поскольку при росте скорости и при переходе на сверхзвук на крыло возрастает нагрузка. Причем не по линейному закону. Означало ли это отказ от заявленных характеристик и передачу в серийное производство околозвукового истребителя? Вряд ли, потому что такой истребитель никому не нужен. Даже в качестве учебно-тренировочного самолета. Так что можно предположить, что полеты на сверхзвуке были запланированы на будущее.

Однако будущего для «Беркута», который готовился стать самолетом пятого поколения, не наступило. В 2005 году работы по его совершенствованию и доведения до нужных кондиций были остановлены. Произошло это потому, что в том же самом ОКБ Сухого после успешной защиты аванпроекта ПАК ФА (Су-57) основные силы были направлены на создание другого истребителя пятого поколения.

При этом «Беркут» также принимал посильное участие в реализации этого проекта. Его превратили в летающую лабораторию для обкатки технических решений, используемых в ПАК ФА. О том, что именно из авионики, которой оснащен Су-57, испытывалось на Су-47, неизвестно в связи с недавней секретностью «Беркута». Но есть сведения о том, что самолету установили бомболюк со створками значительной длины. Это значит, что на нем можно испытывать ракеты «воздух-воздух» большой дальности.

Несмотря на секретность самолета о нем уже довольно давно пишут в открытых западных источниках. Так, утверждается, что Су-47 имеет противорадиолокационное покрытие, поглощающее электромагнитные волны. Однако до «самолета-невидимки» он явно не дотягивает, поскольку покрытие — это далеко не всё в стелс-технологиях. Важна и геометрия самолета, его крыло и фюзеляж должны не отражать, а максимально рассеивать в пространство электромагнитные волны от РЛС противника.

Доподлинно неизвестна причина прекращение работ по этому самолету. Скорее всего, она не одна, а целый комплекс причин. Но главная, естественно, — начало разработки нового «пятерочника», на создание которого были выделены очень значительные средства.


Читайте также

Черное крыло: Россия пытается спасти самолет, в который уже вложили больше $ 5 млрд
Из Иркутска на смотрины на МАКС-2019 перегнали три МС-21

О других причинах можно только догадываться. Тут и долгая подготовка к обкатке машины на сверхзвуковых режимах. И высокая эффективная площадь рассеяния электромагнитных волн. И «перетяжеленность» конструкции, то есть необходимость вводить в конструкцию элементы, которые обеспечивают прочность самолета. И низкая ремонтопригодность — в случае даже минимального повреждения крыла необходимо заменять его целиком. Возможно, были еще и какие-то серьезные проблемы с авионикой.

Существует еще мнение относительно того, что «во всем виноваты американцы», которые на высшем политическом уровне вставляли палки в колеса уникальному самолету. Однако всерьез к этому относиться нельзя.

Так что переключение ОКБ с Су-47 на Су-57 является верным в стратегическом отношении решением. Хоть «Беркут», конечно, покрасивее.

ТТХ Су-47

Длина — 22,6 м

Высота 6,4 м

Размах крыла — 16,7 м

Площадь крыла — 56 кв.м.

Масса пустого — 19500 кг

Нормальная взлетная масса — 26500 кг

Максимальная взлетная масса — 38500 кг

Тяга двигателя с отклоняемым вектором тяги — 2?12500 кгс

Тяга на форсаже — 2?17500 кгс

Максимальная скорость на высоте — 2500 км/ч

Скорость у земли — 1550 км/ч

Боевой радиус — 2000 км

Боевой радиус на сверхзвуковой скорости — 800 км

Практический потолок — 20000 м

Длина разбега/пробега — 90 м

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе — 1,32

Боевая нагрузка — 8000 кг

Военное обозрение: F-16 атакует наш МиГ-35 в индийском небе

Военные новости: Эксперт прокомментировал слухи о взрыве ракеты «Буревестник» под Северодвинском


На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском на статической стоянке впервые представлен широкой публике истребитель Су-47 «Беркут». Впрочем, до этого он дважды появлялся в Жуковском — на МАКС-1999 и МАКС-2001. Но то были показы для специалистов. Сейчас в связи со снятием секретности уникальный самолет может посмотреть любой желающий, в том числе и авиационные специалисты наших «партнеров». Уникальность Су-47 заключается в том, что он имеет крыло обратной стреловидности. То есть законцовки крыла находятся впереди по отношению к месту крепления крыла к фюзеляжу. Истребитель, главным конструктором которого был Михаил Погосян, довольно долго претендовал на то, чтобы стать первым в России истребителем пятого поколения. И это имело под собой определенные основания. Например, конструкция крыла с обратной стреловидностью позволяет существенно снизить радиолокационную заметность самолета. Проект по теме «Беркут» начал развиваться с 1983 года в «рваном» темпе. В 1988 году вдруг выяснилось, что ВВС такой истребитель не нужен. И «Беркут» начали перепрофилировать для эксплуатации в качестве палубного самолета на авианосцах. А в начале 90-х финансирование проекта прекратилось. Однако ОКБ Сухого продолжило работы с привлечением внутренних резервов. Читайте также F-16 атакует наш МиГ-35 в индийском небе Схватка за контракт: позволит ли Нью-Дели обворовать страну не только Франции, но и США Надо сказать, коллектив ОКБ проявил истинную доблесть. В условиях безденежья самолет совершил первый полет 25 сентября 1997 года. Спустя 4 года он был показан в Жуковском под наименованием С-37 «Беркут». А еще через 2 года там же его представили уже как Су-47 «Беркут». Следовательно, у него были реальные шансы стать серийно строящимся самолетом. Так почему же была выбрана столь необычная схема истребителя? До Су-47 были реализованы лишь две удачные попытки построения серийных самолетов с обратной стреловидностью крыла. В середине 60-х годов появился немецкий легкий транспортный самолет HFB-320 Hansa Jet, всего было построено 64 машин. В начале следующего десятилетия шведы начали производство более четырех сотен также легких самолетов Saab MFI-15 Safari как гражданского так и военного назначения. Также известны два случая создания прототипов, которые не пошли в серию — немецкий бомбардировщик «Юнкерс-287» (1944 год) и американский реактивный Х-29 (1984 год). Если «американец» был легким реактивным истребителем (максимальный взлетный вес — 8 тонн) и развивал скорость в 1770 км/ч, то «Беркут» — это уже очень серьезная машина. Причем по нескольким параметрам он удовлетворяет требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Например, его максимальная бесфорсажная скорость превышает скорость звука (1200 км/ч). А скорость на высоте — 2500 км/ч. Схема самолета с обратной стреловидностью крыла имеет как достоинства, которые постарались в полной степени использовать конструкторы ОКБ Сухого, так и недостатки. Пожалуй, наиболее интересным для конструкторов является то, что у такого самолета повышенное аэродинамическое качество при всех режимах полета — характеристика, определяющая соотношение угла атаки, подъемной силы и лобового сопротивления. Именно поэтому у Су-47 при использовании ничем особо не выдающегося двигателя с тягой 12500 кгс бесфорсажная скорость превышает скорость звука. Еще одно достоинство — крыло позволяет улучшить управляемость на малых скоростях. А также улучшает взлетно-посадочные характеристики. Это одна из причин того, что командование ВМФ ухватилось за «Беркут», когда ВВС от него отказались. Необходимо сказать и о повышенной маневренности благодаря отсутствию срыва потока воздуха с законцовок крыла. Поток устремляется к корневой части крыла. Ну, и еще уменьшенная радиолокационная заметность в передней полусфере, о чем мы уже сказали выше. Недостаток, который ОКБ Сухого удалось компенсировать — большая нагрузка на крыло, а также возможность возникновения при некоторых режимах полета колебательных процессов. В значительной степени именно поэтому в конструкции самолета, прежде всего, крыла широко используются композиционные материалы, позволяющие улучшать не только вес конструкции, но и ее жесткость. Но при этом полностью избавиться от эффекта, когда крыло немного «гуляет» в полета, невозможно. Поэтому самолет имеет повышенную неустойчивость. Компенсация такого рода непредсказуемых девиаций заключается в использовании электродистанционной системы управления, в исполнительный канал которой включен вычислитель. Прежде вычислители были аналоговыми и малоэффективными. В значительной степени поэтому был свернут немецкий проект создания бомбардировщика «Юнкерс-287». Сейчас, в компьютерную эпоху, коррекция выполняется при помощи цифровых устройств. Именно таким образом обеспечивается устойчивость полета Су-47. Единственный построенный прототип Су-47 летал много. Что было необходимо для того, чтобы проверить принципиально новый самолет на всех режимах. Однако во время испытаний ОКБ Сухого решило подстраховаться, исключив из программы сверхзвуковые полеты. Поскольку при росте скорости и при переходе на сверхзвук на крыло возрастает нагрузка. Причем не по линейному закону. Означало ли это отказ от заявленных характеристик и передачу в серийное производство околозвукового истребителя? Вряд ли, потому что такой истребитель никому не нужен. Даже в качестве учебно-тренировочного самолета. Так что можно предположить, что полеты на сверхзвуке были запланированы на будущее. Однако будущего для «Беркута», который готовился стать самолетом пятого поколения, не наступило. В 2005 году работы по его совершенствованию и доведения до нужных кондиций были остановлены. Произошло это потому, что в том же самом ОКБ Сухого после успешной защиты аванпроекта ПАК ФА (Су-57) основные силы были направлены на создание другого истребителя пятого поколения. При этом «Беркут» также принимал посильное участие в реализации этого проекта. Его превратили в летающую лабораторию для обкатки технических решений, используемых в ПАК ФА. О том, что именно из авионики, которой оснащен Су-57, испытывалось на Су-47, неизвестно в связи с недавней секретностью «Беркута». Но есть сведения о том, что самолету установили бомболюк со створками значительной длины. Это значит, что на нем можно испытывать ракеты «воздух-воздух» большой дальности. Несмотря на секретность самолета о нем уже довольно давно пишут в открытых западных источниках. Так, утверждается, что Су-47 имеет противорадиолокационное покрытие, поглощающее электромагнитные волны. Однако до «самолета-невидимки» он явно не дотягивает, поскольку покрытие — это далеко не всё в стелс-технологиях. Важна и геометрия самолета, его крыло и фюзеляж должны не отражать, а максимально рассеивать в пространство электромагнитные волны от РЛС противника. Доподлинно неизвестна причина прекращение работ по этому самолету. Скорее всего, она не одна, а целый комплекс причин. Но главная, естественно, — начало разработки нового «пятерочника», на создание которого были выделены очень значительные средства. Читайте также Черное крыло: Россия пытается спасти самолет, в который уже вложили больше $ 5 млрд Из Иркутска на смотрины на МАКС-2019 перегнали три МС-21 О других причинах можно только догадываться. Тут и долгая подготовка к обкатке машины на сверхзвуковых режимах. И высокая эффективная площадь рассеяния электромагнитных волн. И «перетяжеленность» конструкции, то есть необходимость вводить в конструкцию элементы, которые обеспечивают прочность самолета. И низкая ремонтопригодность — в случае даже минимального повреждения крыла необходимо заменять его целиком. Возможно, были еще и какие-то серьезные проблемы с авионикой. Существует еще мнение относительно того, что «во всем виноваты американцы», которые на высшем политическом уровне вставляли палки в колеса уникальному самолету. Однако всерьез к этому относиться нельзя. Так что переключение ОКБ с Су-47 на Су-57 является верным в стратегическом отношении решением. Хоть «Беркут», конечно, покрасивее. ТТХ Су-47 Длина — 22,6 м Высота 6,4 м Размах крыла — 16,7 м Площадь крыла — 56 кв.м. Масса пустого — 19500 кг Нормальная взлетная масса — 26500 кг Максимальная взлетная масса — 38500 кг Тяга двигателя с отклоняемым вектором тяги — 2?12500 кгс Тяга на форсаже — 2?17500 кгс Максимальная скорость на высоте — 2500 км/ч Скорость у земли — 1550 км/ч Боевой радиус — 2000 км Боевой радиус на сверхзвуковой скорости — 800 км Практический потолок — 20000 м Длина разбега/пробега — 90 м Тяговооруженность при нормальной взлетной массе — 1,32 Боевая нагрузка — 8000 кг Военное обозрение: F-16 атакует наш МиГ-35 в индийском небе Военные новости: Эксперт прокомментировал слухи о взрыве ракеты «Буревестник» под Северодвинском

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl