К сборке первого экземпляра нового стратегического бомбардировщика B-21 Raider приступил в США завод корпорации Northrop Grumman в городе Палмдейл, штат Калифорния. Первый полёт изделия, имя которого в переводе означает «Налётчик», должен состояться по плану в декабре 2021 года.
Чтобы сразу обозначить проблему: российский новый дальний стратегический бомбардировщик, обозначаемый как ПАК ДА, в 2021 году должен только появиться в металле, а первый опытовый полёт планируется на 2025 год. На вооружение машину собираются принять в 2028 году, когда американский бомбардировщик уже будет реально угрожать России прорывом к её городам и ключевым инфраструктурным объектам.
Что сможет «Налётчик»?
Впрочем, американцы не в первый раз опережают нас в новых оружейных разработках. Это ещё хорошо, что военную науку министерство обороны из своих рук не выпустило, и хищным либералам и министрам на вашингтонском курсе не удалось её так же разгромить, как науку гражданскую — что прикладную, что академическую. Но поскольку сосуды это интеллектуально и приборно сообщающиеся, а быть одинаково сильным везде нельзя, то вот ракетам и радиоэлектронике относительно повезло в развитии, а авиация как-то всё никак не может стать полноценно на крыло.
Поэтому сегодня мы имеем дело с американским потенциально очень сильным бомбардировщиком, зеркальный ответ на который в образе ПАК ДА последует ещё не скоро.
Почему сильный? Подробности неизвестны — американцы многое засекречивают не хуже наших, — но исполняющий обязанности министра ВВС США Мэтью Донован уже грозит, что бомбардировщик «поможет изменить правила игры» и «победить в современном бою». Ничего, разумеется, в этом сенсационного нет, но второй камешек в мозаику даёт то обстоятельство, что сборку «Налётчка» осуществляют на том же заводе, где создавались бомбардировщики B-2 Spirit. Третий камешек — что тот пресловутый «Дух» представляет собой машину предыдущего поколения рядом со своим… Ну, скажем, преемником.
Напомним, что B-2 Spirit обладает следующими основными качествами: максимальная взлётная масса — 171 тонна, масса полезной нагрузки — до 27 тонн, тяга двигателей 4 x 7700 кгс, тяговооружённость — 0,18 — 0,20 кгс/кг, скорость 900 — 1100 км/ч (до 0,95 М), максимальная дальность — 11 100 км, практический потолок — 15 240 м.
Самолёт выполнен по стелс-технологиям, с ЭПР до 0,1 м?. Вооружение — 16 ядерных бомб, до 80 обычных бомб (или 36 кассетных), от 8 до 12 высокоточных управляемых бомб, 16 крылатых ракет. Зубастая штучка, надо признать.
Следовательно, новый перспективный бомбардировщик, который, по заявлениям Пентагона, непременно выведет американскую боевую авиацию на совершенно другой уровень, должен соответствовать требованиям «невидимки», летать явно за пределами скорости звука (судя по появившимся в США моторам, до 1,5 М), поднимать больше вооружения (а значит, и самому иметь размеры поболее 21 м в длину и 52 м в размахе крыльев, как В-2, ибо требование к нынешним поколениям самолётов — всё оружие прятать в брюхо, чтобы меньше светиться на экранах радаров).
Да, и, конечно, та же, уже заявленная форма «летающего крыла».
Упоминается, что стоимость проекта для американского бюджета составляет около 55 млрд долларов. При планах произвести сотню налётчиков цена одной машины составит за 500 млн долларов.
Что должно быть исправлено?
На самом деле «Дух» оказался машиной весьма неудачной. Дико дорогой, с ценой одного самолёта под два миллиарда долларов, он плохо держался в воздухе, поскольку для надёжного управления этой бесхвостой «птичкой» элементарно не хватало обрабатывающих мощностей вычислительной техники на борту. Возникли сильные проблемы с невидимостью: стелс-покрытие очень быстро теряло свои защитные свойства в полёте и даже на земле под осадками, из-за чего пришлось ещё разориться на специальные ангары.
В ходе же боевого применения — в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливии — никаких особых чудес в сравнении даже с ровесниками мамонтов В-52 «Духи» не показали. Так что вполне объяснимо решение Пентагона отказаться от дальнейших закупок В-2, которых в строю так и осталось 21 штука вместо запланированных 132.
Отсюда понятно, что американцы просто обязаны будут вложить в новый самолёт. Размеры, мощность двигателей, более надёжную невидимость — это понятно. Можно ожидать, что они постараются установить более совершенную бортовую РЛС вместо поставленной больше десятка лет назад на В-2 AN/APQ-181. Понятно, что активная фазированная антенная решётка (АФАР) — требование обязательное, но возможно (а в перспективе — наверняка), дело дойдёт и до РОФАР — радиооптической решётки. Недаром в публикациях проскакивают упоминания, что «Налётчик» будет обладать качествами 6-го авиационного поколения.
Кроме того, в Пентагоне клянутся, что B-21 сможет преодолеть любую систему противовоздушной обороны. Значит, надо ожидать на этом аппарате мощнейшие средства РЭБ и известную толику противоракетных систем, начиная от ловушек и заканчивая противоракетами. Это, конечно, не говоря о штатных антирадарных ракетах последнего поколения.
Вообще, в качестве вооружения, согласно имеющейся информации, предусматриваются крылатые ракеты большой дальности с ядерными боеголовками LRSO, ядерные авиабомбы B61-12, крылатые ракеты «воздух — земля» JASSM-ER, свободнопадающие бомбы GBU-31 с системой наведения JDAM. Сообщается в этой связи также о противобункерной бомбе GBU-57.
Что будет делать «Налётчик» и что делать нам?
Из этих данных, в принципе, становится ясно предназначение этого самолёта. Оно достаточно очевидно: подчищение оставшихся после первого обезоруживающего удара (а военная концепция Соединённых Штатов построена именно на принципе такого массированного нападения тысячами крылатых ракет) по уцелевшим позициям стратегических ядерных сил, центрам управления, командным пунктам — в общем, по всему, что уцелеет. Ядерный это будет удар или нет — это опционально. Американцы исходят из того, что их первый удар должен быть неядерным. И цель достигнута, и совесть чиста — если что, ядерную войну начали первыми не они. Да и Кремлю придётся крепко задуматься: да, бомбят, да, уничтожают, но ведь не ядерными зарядами! Как ответить на это ядерным ударом? Что скажет человечество? А потомство?
Нет, не ухмыляйтесь — военно-стратегические планировщики в США рассуждают именно так. И реально боятся только того, что отвязные русские, понимая, что конвенциональными средствами адекватно ответить не смогут — у них столько просто нет! — действительно произнесут свою непереводимую игру слов, выпьют последний стакан уодки и надавят пальцем на «красную кнопку». Вот чтобы давить стало не на что, некому и незачем, и предназначены В-21 «Налётчики»…
Ну а мы? Ну а мы… что ж, уповаем на нашу систему ПВО/ПРО, которая вместе с грядущей противокосмической А-235 станет всеобъемлющей — от зоны 10 метров до 600 километров и до 200 километров в высоту. Но поскольку непреодолимой ПВО действительно не бывает — любую можно подавить количеством атакующих целей, — то остаётся уповать на страх американцев перед неизбежным возмездием. Благодаря межконтинентальным ракетам на суше и на море, подводным платформам типа «Посейдон» и… воздушным платформам типа ПАК ДА.
Которых пока что как раз и нет…