Ровно десять лет назад состоялся первый полет российского многоцелевого истребителя пятого поколения Су-57, который в то время назывался ПАК ФА и Т-50. Произошло это в Комсомольске-на-Амуре — на аэродроме авиационного завода им. Гагарина (КнАААЗ). Самолет, созданный в ОКБ Сухого, пилотировал заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан.
Полет, в котором принимал участие первый летный опытный образец Т-50?1, продолжался 47 минут.
В связи с юбилейной датой пресс-служба компании «Сухой» выпустила торжественный пресс-релиз, в котором описываются достоинства самолета. В его финальной части говорится о том, что комплекс технических решений, реализованный в этом самолете, позволил достичь качественно нового уровня летно-технических характеристик. Это позволило существенно повысить боевую эффективность истребителя при решении широкого комплекса возложенных на него задач в любое время суток даже в условиях самых неблагоприятных метеоусловий. В результате истребитель приобрел такое качество, которое обеспечивает его превосходство над всеми самолетами данного класса.
Первому российскому истребителю пятого поколения непросто было доказать свое превосходство. Собственно, многочисленные критики Су-57 и сейчас требуют доказательств даже не превосходства над всеми истребителями мира, а всего лишь наличия действительно высоких боевых качеств.
Читайте также
Гонка за «Авангардом» Путина: «Локхид Мартин» переходит от слов к делу
В области гиперзвука США дышат в затылок России и Китаю
О том, что с этим самолетом связаны достаточно серьезные проблемы, свидетельствует досрочная отставка генерального директора компании «Сухой» Игоря Озара, который занимает этот пост с 2011 года. Согласно инсайдерской информации это связано с недавней аварией истребителя из-за отказа двигателя. Однако это была первая потеря самолета за 10 лет полетов. На предыдущих машинах во время испытаний была аварийность выше. Так что это была лишь «последняя капля», реальная причина недовольства деятельностью Озара, видимо, связана, с затягиванием сроков поставки готового истребителя. Предполагается, что гендиректором компании станет глава РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
Истребитель начали преследовать неурядицы еще даже до его «внутриутробного» состояния. В конце 80-х годов ВВС сформулировали требования к истребителю пятого поколения, который должен был пойти на замену эксплуатировавшимся истребителям четвертого поколения МиГ-29 и Су-27. Это было необходимо для того, чтобы не допустить отставания от США, где в это время полных ходом шла разработка истребителя F-22, принадлежащего к пятому поколению. Точнее — чтобы сократить отставание, поскольку в 1990 году «Раптор» уже совершил первый полет.
К проработке эскизных вариантов приступили ОКБ Микояна (МиГ 1.44МФИ) и ОКБ Сухого (Су-47). Однако в истории страны был не тот период, чтобы разрабатывать перспективные истребители. Всё, включая оборонную промышленность, стремительно катилось вниз.
К проекту создания Перспективного авиационного комплекса Фронтовой авиации (ПАК ФА) вернулись лишь в 2002 году, когда до принятия на вооружение F-22 оставалось три года. При этом необходимо сказать, что от момента первого полета до принятия на вооружение у конструкторов первого американского истребителя пятого поколения ушло больше времени — 15 лет против 10 лет у Су-57.
Однако в истории готовности Су-57 к эксплуатации в истребительных полках ВВС есть несколько то ли черных, то ли белых пятен. Хотя он в отличие, скажем, от F-35, который ему усиленно навязывают в конкуренты, успел пройти испытания в реальной боевой обстановке в Сирии.
Вначале следует сказать, что самолет, который на первых порах будет поступать в ВВС, — это «не совсем Су-57». Потому что впоследствии должен появиться «истинный Су-57». Сейчас на самолетах установлены и полностью комплексно испытаны двигатели первой очереди — АЛ-41Ф1, созданные на рыбинском НПО «Сатурн». Этот турбовентиляторный двигатель полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к силовым установкам для самолетов пятого поколения. Он имеет полностью электронную систему управления и плазменную систему зажигания. Оснащен поворотным соплом, что обеспечивает управление вектором тяги в двух плоскостях. Собственно, с этим двигателем достигается и сверхзвуковая скорость без подключения форсажной камеры, но при этом превышение звуковой границы незначительное.
На «истинном Су-57» будет стоять другой двигатель. Он еще не прошел необходимого объема испытаний, хоть уже и установлен на одном из прототипов. У него даже нет индекса, двигатель НПО «Сатурн» имеет лишь заводское обозначение — «тип 30». Благодаря использованию нового двигателя существенно возрастет одна из главных характеристик — тяговооруженность. Однако на доведение двигателя до ума уйдет время, предположительно 2?3 года.
Второй неприятный момент, собственно, относится не столько к компетенции ОКБ Сухого. (как, впрочем, и с двигателем). Много лет назад было объявлено, что специально для Су-57 создаются 14 новых боеприпасов. Причем, речь шла не о модернизации уже имеющегося оружия, а именно о новых разработках. Предполагается, что новое вооружение будет отличаться от существующих образцов повышенной дальностью, маневренностью, помехозащищенностью, точностью и большей дальностью захвата цели головкой самонаведения. К боеприпасам Су-57 относятся ракеты «воздух-воздух», «воздух-поверхность», противорадиолокационные, а также корректируемые авиабомбы.
И вот в этом вопросе очень много тумана. Известно лишь, что готовы корректируемые авиабомбы КАБ-250. А целый ряд ракет обладает только заводским индексом. Например, ракета «воздух-воздух» средней дальности — это «изделие 180», большой дальности — «изделие 810». Предполагается, что истребитель будет использовать и сверхдальнюю ракету — КС-170, способную поражать самолеты, удаленные на 400 километров. Хоть индекс-то у нее есть, но насчет сроков готовности абсолютно ничего неизвестно, у нее еще более туманные перспективы, чем у «изделий».
Читайте также
Як-130 назвали худшим учебно-боевым самолетом
Американцы сшибли лбом российскую крылатую машину с «Храбрым орлом» и «Беркутом»
Около года назад генеральный директор концерна «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов заявлял, что разработка нового поколения ракет для Су-57 идет в соответствии с графиком. И истребитель получит к сроку все, что должен получить. Однако срок уже наступил. В мае прошлого года был подписан контракт на поставку в войска 76-и истребителей. Они вот-вот уже начнут поступать. Но с какими ракетами, вот в чем вопрос. Конечно, можно использовать уже имеющиеся, которые используются на истребителях поколения 4++, они достаточно эффективны. Но ведь обещали же высокоточное вооружение нового поколения.
Однако все это временные проблемы, которые, в конце концов, будут решены. Что мы, собственно, уже долго наблюдаем по части доведения до полной боевой готовности истребителя-бомбардировщика F-35, которое продолжается уже 14 лет со дня первого полета. Программисты все еще копаются в громадном программном обеспечении, где на ноябрь прошлого года были зафиксированы 873 ошибки.
И вот по аналогии с американским полуфабрикатом, который наштамповали и продали уже 500 единиц, возникает вопрос: а что с программным обеспечением Су-57? Дело в том, что у нас, в отличие от США, это держат в тайне. Но программное обеспечение российского самолета также очень сложное. В частности, потому, что оно должно обладать элементами искусственного интеллекта, не только разгружая летчика от рутинных операций, но и помогая находить наиболее оптимальные решения боевых задач в различных ситуациях.
И вот причина катастрофы, которая, как выяснилось, произошла, скорее всего, из-за отключения системы электродистанционного управления самолетом, позволяет предположить, что программистам ОКБ Сухого также есть над чем поработать. Чтобы самолет получился надежным и эффективным.
Военное обозрение: Гонка за «Авангардом» Путина: «Локхид Мартин» переходит от слов к делу
Военные новости: Чудо-оружие у Путина уже есть: в НАТО озадачены выросшей военной мощью России