Новость о том, что «Рособоронэкспорт» начал продвижение на мировой рынок мобильной радиолокационной станции (РЛС) 59Н6-ТЕ, особой сенсацией не назовешь. За исключением того, что она способна обнаруживать гиперзвуковые цели, что в последнее время становится весьма актуальной темой.
Как уже рассказывала «Свободная пресса», на примере Японии, разработка гиперзвуковых вооружений становится приоритетом для развитых стран, близки к созданию таких «шустрых» ракет США и Китай, работы ведутся в Германии, Великобритании, Израиле и пр. Как известно, на всякое действие должно быть и противодействие, поэтому Россия, которая, по словам президента Путина «здесь мы на шаг впереди», создав гиперзвуковое оружие, ещё ранее разработала и средства его обнаружения и уничтожения.
Спрос на РЛС на мировом рынке вооружений достаточно высок — продукт этот высокотехнологичный, наукоёмкий, требующий не только затрат, но и опыта в производстве. В списке основных экспортеров значатся помимо России США, Великобритания и Китай, которые активно конкурируют и борются за рынки сбыта.
Ранее в числе производителей числилась и Украина, которая после 1991 года получила в наследство целый ряд ведущих предприятий по разработке и производству средств радиолокации, радиосвязи и спецприборостроения и располагала значительным экспортным потенциалом. Впрочем, распорядиться им не смогла — сейчас Киев безнадежно отстал в производстве и, соответственно, в продажах РЛС. Россия же наоборот сумела существенно расширить линейку современных средств радиолокации, которые пользуются устойчивым спросом.
Читайте также
До Курил за 10 секунд: Пока Путин хвастал, Абэ втихаря оседлал гиперзвук
Япония создает высокоскоростные ракеты, которым Россия не может противостоять на Дальнем Востоке
Взять ту же экспортную РЛС 59Н6-ТЕ, известную в России с 2007 года как «Противник-ГЕ» (разработка Нижегородского НИИ радиотехники). Помимо самих ВС РФ она в 2016 году поступила на вооружение в радиотехнические войска Белоруссии и широко для продажи не представлялась. Зарубежный аналог есть и в США — РЛС AN/FPS-117, которая с 1990 года используется как часть американо-канадской ПВО. Эта станция поставлена в 7 стран, из последних «новинку» закупили Румыния, Латвия и Эстония.
Китай свою схожую, но менее мощную РЛС YLC-2 продвинул в Эквадор и Пакистан. Сейчас «Рособоронэкспорт» ожидает высокий спрос на новую РЛС в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. По словам главы корпорации Александра Михеева, при разработке экспортного варианта РЛС 59Н6-ТЕ «учитывалась растущая значимость средств ПВО в обеспечении безопасности государств, а также потребности инозаказчиков в повышении разведывательных возможностей частей и подразделений ПВО».
Обозначена именно та часть рынка продажи вооружений, где Россия ещё может конкурировать с США. Впрочем, как показал опыт с турецким контрактом по ЗРК С-400, Москва способна оттяпать и часть натовского «пирога». И Турция, которая сейчас ещё использует американскую РЛС AN/FPS-117, вполне может приобрести в качестве бонуса российскую станцию 59Н6-ТЕ. Тем более что этот «товар» достаточно качественный — РЛС эффективно обнаруживает аэродинамические и баллистические объекты. Станция работает в дециметровом диапазоне и способна обнаруживать цели, летящие со скоростью до 8000 км/ч на дальности до 450 километров и на высоте до 200 км.
Одновременно РЛС может сопровождать не менее 1 тысячи объектов и распознавать восемь классов целей. По данным разработчиков, станция умеет отдельно выделять противорадиолокационные ракеты и предупреждать боевой расчет об опасности поражения, в том числе высокоточным оружием и самонаводящимися ракетами.
Предполагается, что спрос на российские РЛС 59Н6-ТЕ, как и на другие экспортные средства ПВО будет достаточно высок. Среди покупателей новой станции ожидаются традиционные партнеры в военно-технической сфере — страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Северной Африки (осенью 2019 года Египет уже закупил российские РЛС «Резонанс-НЭ»). Не исключено проявление интереса к этой РЛС со стороны Саудовской Аравии и ОАЭ, которые нуждаются в повышении эффективности своей противовоздушной обороны, включая её радиолокационную составляющую. Здесь будет иметь значение и «цена вопроса». Американские РЛС AN/FPS-117, которые уже нуждаются в модернизации, например, стоят около 20 миллионов долларов за комплекс. Российская РЛС 59Н6-ТЕ по своим характеристикам не уступает, а во многом и превосходит американский аналог, при этом стоит значительно дешевле.
Мировой экспорт вооружений, конечно, не дотягивает до финансовых объемов при продаже нефти, но также представляет собой прибыльную часть. И для России, которая как раз на нефти изрядно потеряла в доходной части бюджета, продажа оружия и расширение рынка его сбыта представляется выгодным делом. Здесь можно привести данные представленные Центром анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) за период 2015—2019 годов.
Они выглядят следующим образом: США — 139, 685 миллиардов долларов, Россия — 53,436, Франция — 37,492, Германия — 18,1, Великобритания — 12,4, Испания — 11,9, Израиль — 10,9, Китай — 10,5, Италия — 7,6 и Южная Корея — 5 миллиардов долларов.
Как отмечают эксперты SIPRI (Стокгольмский международный институт исследования проблем мира), США за последние годы значительно увеличили отрыв в продаже оружия, экспорт американских вооружений вырос на 29% и США сейчас «оттяпали» 36% мирового рынка вооружений. Россия здесь значительно отстает, поэтому и предпринимает усилия, чтобы если не догнать Соединенные Штаты, то хотя бы сократить этот разрыв. А ещё не дать наступить на пятки конкурентам, в первую очередь Китаю, данные по продажам которого, по мнению экспертов, сильно занижены, а Пекин играет на одной площадке с Москвой в регионах торговли вооружением.
Свою вторую позицию по экспорту оружия России в прошлом году удалось удержать во многом благодаря контрактам по истребителям Су-35, зенитным ракетным системам С-400 и, частично, танкам Т-90. К тому же Москва стала расширять свою долю на зарубежном рынке при помощи некоторых других образцов новейшего и состоящего на вооружении оружия, а также за счет последующего его обслуживания. Наибольший спрос зафиксирован именно на самолёты и средства противовоздушной обороны, в том числе с планирующимся продвижением на рынок ЗРК С-350 и С-500. Теперь в этом списке и РЛС 59Н6-ТЕ.
Читайте также
МиГ-35 в индийском небе зашел в хвост F-21
Нью-Дели превратили авиационный тендер в шоу с национальными песнями и плясками
Несмотря на то, что Россия экспортирует оружие в более чем 50 стран, именно сотрудничество с Турцией и Индией принесло наиболее значимые последние результаты. Нью-Дели в конце 2019 выплатил аванс из общей суммы договора на 14 миллиардов долларов, после чего Москва ускорила процесс передачи вооружений индийской стороне. Это 18 истребителей Су-30МКИ, 20 обновленных МиГ-29, 450 танков Т-90, 600 тысяч автоматов и четыре фрегата проекта 11365. При этом Индия отказалась от российских истребителей Су-35, предпочтя им французские Rafale.
Турция приобрела зенитные ракетные комплексы С-400 на сумму в 2,5 миллиарда долларов и пообещала присмотреться к российским истребителям. Турецкий контракт важен еще и тем, что популярность С-400 заметно выросла и теперь заключить контракты на поставку такого ЗРК готовые еще несколько стран, в том числе Египет, Ирак и Судан. Покупает российские вооружения и Китай — сейчас в исполнении находятся контракты по комплексам С-400 и истребителям Су-35. Помимо этого есть с Пекином и другие проекты по оружию.
Конечно, особой погоды в продажах вооружений РЛС 59Н6-ТЕ не сделает, однако, как отмечают эксперты, вывод этой новой РЛС на международный рынок можно считать значительным успехом России, которая подтвердила имидж одного из основных поставщиков средств ПВО. Ну, и, конечно же, лишняя копеечка бюджету не помешает.
Военное обозрение: До Курил за 10 секунд: Пока Путин хвастал, Абэ втихаря оседлал гиперзвук
Военные новости: МиГ-35 в индийском небе зашел в хвост F-21