Всего за два неполных года — с начала 2018-го по нынешний день из Вооруженных сил Украины добровольно уволилось более трети с таким трудом набранных туда военных профессионалов. А именно — 77 тысяч офицеров, прапорщиков и солдат-контрактников при общей фактической численности «українського війська» приблизительно в 200 тысяч человек. Такие просто сокрушительные для оценки обороноспособности любой страны данные содержатся в ответе Генштаба ВСУ на запрос BBC News Украина.
Более того. Украинский Генштаб вынужденно констатирует: процесс развала его армии прямо на глазах набирает обороты. Примерно 20 тысяч «самостийных» контрактников покинули окопы, штабы, кубрики и казармы всего за девять месяцев нынешнего года. В то время, как, например, за весь 2016 год с воинской службой в ВСУ решились досрочно распрощаться лишь 2,6 тысячи служивых.
Еще важнее — кто эти люди, решившие досрочно воткнуть штыки в землю? Почему вдруг из окопов Донбасса тысячными толпами мужики повалили по хатам?
Читайте также
Киев уверен, что мятежный Донбасс обречен на счастливое будущее в составе Украины
Почему ДНР и ЛНР имеют право строить свое будущее независимо от того, что желает «незалежная»
Многое, на мой взгляд, поясняет «свежее» интервью киевскому телеканалу Obozrevatel TV заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины генерала Сергея Кривоноса. Между прочим — отца-основателя Сил специальных операций этой страны. То есть самых подготовленных войск специального назначения, которые в последнее время выносили на своих плечах основную тяжесть позиционной войны на Юго-Востоке. И потому заслуженно считаются элитой ВСУ.
Так вот, в том интервью один из самых непримиримых и воинственных по отношению к Москве киевских «ястребов» признал: «Есть определенное разочарование определенных людей, которые покинули ряды Вооруженных сил… Многие в 2014—2015 годах шли воевать. И когда война перешла в более позиционную, за счет неправильного подхода к подготовке, к организации повседневной деятельности, многие разочаровались. Бюрократия и самодурство очень сильно влияло на восприятие этими людьми необходимости защищать Украину».
Ну и правильно. От кого ее, вашу Украину, защищать в Донбассе? От России, которая за шесть с лишним лет вялотекущей войны на нее так и не явилась? Убеждать в обратном тех, кто седьмой год в мерзлых, вонючих и насквозь промокших блиндажах и траншеях в условиях давно притихшей в шахтерском краю стрельбы ежеминутно размышляет на эту тему, официальному Киеву становится все труднее. Результатом и становится уже начавшийся, судя по приведенным выше катастрофическим цифрам укроГенштаба, фактический развал фронта с украинской стороны.
Впрочем, неправильно одним лишь растущим осознанием «захисниками Вітчизни» абсурдности происходящего с ними на линии соприкосновения объяснить их внезапно резко выросшее стремление освободиться от тягот и лишений воинской службы. В конце концов, в так называемой Операции объединенных сил ВСУ в Донбассе на ротационной основе единомоментно участвует не более четверти их боевого состава. Остальные — в глубоком тылу. А бегут, судя по всему, прямо сегодня отовсюду. Почему?
Исключительно из стремления обеспечить полную беспристрастность в суждениях и выводах, предлагаю далее опираться исключительно на наблюдения иностранных военных, которые в различных ипостасях в последние годы оказывались внутри насквозь проржавевшего механизма «самой мощной армии Европы».
Не послушать ли нам, скажем, британского полковника Глена Гранта, после 2014 года долго работавшего в Киеве советником министра обороны Украины? Пару лет назад его открытое письмо властям этой страны по поводу порядков в их же армии наделало в этой стране много шума. Особенно — среди искренних и убежденных «майдановцев». Поскольку вопреки многолетним заклинаниям киевской пропаганды из написанного Гленом никак не следовало, что их «військо» скоро станет точь в точь как сытые и довольные службой боевые структуры НАТО.
Судя по всему, взявшийся за перо полковник армии Ее величества тщательно, но с трудом подбирал слова, позволяющие ему исчерпывающе охарактеризовать увиденное в рядах украинских военных. В конце концов, чтобы охарактеризовать состояние основной массы воинских частей и соединений ВСУ, он выбрал английское выражение, которое на русский политкорректно переводится как «нелепость, покрытая сахаром».
Если вкратце: полковник Глен уверен, что война за Донбасс в последние годы позволила многим украинским солдатам и офицерам приобрести неоценимый боевой опыт и сделала их обстрелянными и умелыми бойцами. Про эту часть армии он уважительно написал так: «Глубоко преданы Украине и каждый день рискуют своей жизнью ради страны. При этом многие из них выполняют работу намного выше своего звания и имеющегося опыта, при этом их специальная подготовка весьма ограничена».
Но давайте послушаем Глена далее: «В такой армии есть масса проблем. Бригады страдают от высокомерия старших офицеров, неадекватного принятия решений, непонятных проверок, удушающей бумажной бюрократии, нехватки надлежащего оборудования и острой нехватки тактической и оперативной подготовки и обучения. Такие попытки уничтожить армию изнутри попросту деморализуют солдат и подрывают их боевой дух».
Откуда-нибудь из Киева или Львова нам могут возразить, что мнение полковника Глена о нынешних порядках в украинской армии — не истина в последней инстанции.
Отлично. Тогда давайте попробуем дополнить впечатления британца суждениями другого приезжавшего на помощь Киеву после 2014 года иностранного военного профессионала - майора израильской армии Виктора Верцнера. То, что майор Верцнер подметил на Украине, считаю, ни в каких комментариях вообще не нуждается:
«1. Генералы с которыми имел «честь» общаться, абсолютно профессионально не пригодны, зачастую крайне тупы.
2. Отношение к солдату унизительно, часто издевательское.
3. Система обучения командного состава устарела и не соответствует современным стандартам и вызовам.
4. Нерациональное распределение бюджета.
5. Повсеместное кумовство.
6. Задницы вылизываются повсеместно.
7. Показуха превыше всего!
8. Коррупция и распилы.
9. Синдром — «мы все сами знаем лучше вас»
10. Синдром — «сильнейшая армия в Европе».
Несколько примеров:
Полк специального назначения, я в гостях вместе с волонтерами, замминистра, американским военным атташе. Стол ломится, водка рекой, все в форме! Блюда приносят симпатичные девушки в вышиванках. Я вышел в туалет и спросил у одной из них: «Девушка, вы кто?». Ответ: «Мы связистки». Занавес.
Тренировочная база под Киевом, зима, -7°, срочники моют вагонку мокрыми тряпками и голыми руками, потому что на следующий день приезжают представители НАТО. Занавес.
Читайте также
Мечты Украины и планы Европы по поставкам газа не пересекаются
В Киеве хотят потребовать предоставить российские газопроводы для транзита газа из Средней Азии
Штабные учения в бригаде (украинской — «СП»). Я наблюдаю с восхищением со стороны. Никогда не видел такой слаженной работы штаба, еще и по стандартам НАТО, что в новинку для Украины. Пока не заметил листики с текстом перед каждым офицером. Занавес…
Может быть, пришло время опомниться а не изобретать велосипед с квадратными колесами? Даже если этот «велик» очень красиво выглядит по ТВ, он не поедет".
Знаю, знаю чем сейчас попытаются ответить «Свободной Прессе» некоторые особо критично настроенные наши читатели с Украины и не только: «А в Вооруженных силах России нынче не так? Мы ж с ними вышли из единой советской шинели!».
Ну, во-первых, ту шинель развал Союза с нас со всех снял слишком давно. И далее каждый своим путем ушел уже очень далеко. А во-вторых, такого массового исхода военных профессионалов из армии в России и близко нет. Во всяком случае — уже примерно лет двадцать. Так что подобные злопыхательские параллели от недоброжелателей «СП» вряд ли уместны.
Да и вообще публикуем мы это не для того, чтобы меряться остротой стоящих перед нашими армиями проблем. Предлагаю зафиксировать основное, что следует из признаний украинского Генштаба: он вынужденно признал не просто провал кадровой политики «тризубоносных» генералов. Перед нами самая надежная гарантия, что в обозримой перспективе поговорить в Киеве о перспективах «отвоевания у московских оккупантов» Донбасса по образу и подобию того, как Азербайджан прямо сейчас проделывает это в отношении Нагорного Карабаха, конечно, можно. А вот взять и на самом деле отвоевать «мятежный» край у Украины никак не получится. Некем и нечем.
Военное обозрение
Специалист раскрыл, зачем Западу срочно понадобились военные базы на Украине
Эксперт прокомментировал желание сократить численность российской армии
В США готовятся принять на вооружение пушку, способную «добить до Москвы»
«Действия России» подстегнули Стокгольм к рекордному за 70 лет финансированию обороны
Все материалы по теме (2818)