Материал комментируют:
Александр Бартош
Александр Михайлов
Василий Дандыкин
Вашингтон в шоке: выяснилось, что Россия массово использует американские чипы в производстве собственных ракет. Несмотря на многочисленные препятствия со стороны Запада, в нашу страну завозят не только подсанкционные товары общего пользования, но и критически важные компоненты для армии.
Журналисты из «Нью-Йорк Таймс» (New York Times) со ссылкой на собственные расследования пишут, что Россия по-прежнему массово использует в своих ракетах американские чипы. Более того, в материале говорится, что только за последние три месяца прошлого года наша страна закупила импортных микросхем больше, чем до начала СВО и ввода беспрецедентных ограничений.
По данным экспертов, за время спецоперации Россия приобрела зарубежные чипы от более чем 6000 производителей на сумму около 4 млрд долларов. Вывод: несмотря на жёсткие санкции, Москва сумела наладить устойчивые каналы параллельных поставок.
Основной механизм обхода эмбарго — дружественные страны, которые закупают западные чипы якобы для своих нужд, а затем перепродают Москве. Эта схема позволяет, например, обходить запреты на поставку полупроводников в Россию. Дело в том, что производители не несут ответственности за дальнейшее использование своей продукции дистрибьюторами.
— В действующей схеме ключевую роль играет КНР, крупнейший в мире производитель электроники и один из главных импортеров западных полупроводников. Китайские компании, естественно, используют свои широкие возможности на мировом рынке, закупают необходимые компоненты и поставляют их в Россию через посредников. Это позволяет обходить санкции и обеспечивать российскую армию необходимыми компонентами для производства высокотехнологичных вооружений, — считает генерал-майор ФСБ Александр Михайлов.
Под вторичные санкции США за связи с Россией с начала СВО подпали 494 компании из 57 стран. Причиной стали поставки электроники и промышленных товаров, а также помощь в обходе запретов. Но решение все равно нашли.
Можно предположить, что речь идет все же в большей степени о простейших микросхемах, которые используются, например, в бытовой технике. Чипы с маркировками military и space вряд ли поступают в Россию. Или все же они используются при создании нашей военной техники? С таким вопросом мы обратились к эксперту Ассоциации военных политологов, заведующему кафедрой политического анализа РЭУ им Плеханова Андрею Кошкину.
— Когда председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сказала, что «российская армия берёт чипы из посудомоечных машин и холодильников, чтобы починить военную технику, потому что у РФ больше нет полупроводников», она глубоко заблуждалась. Мы закупали электронику, она поступала к нам по параллельному импорту.
Но это помогает только на каком-то определенном этапе, иначе мы бы не вышли, как сказал наш президент, на первые позиции в мире по производству гиперзвуковых ракет. Разумеется, мы используем все каналы: и параллельный импорт, и изучаем в военных КБ подбитую военную технику НАТО.
«СП»: Что на деле в России с радиоэлектронными компонентами?
— Разумеется, логистика поставки многих современных полупроводниковых чипов усложнилась и подорожала, но это не означает, что кому-то из производителей в России приходится выковыривать чипы из холодильников. Всё можно достать. Мало того, основной рост в стоимость современных полупроводниковых чипов внесла далеко не СВО, а пандемия, когда на мировом рынке создался дефицит многих позиций и многократно выросли цены на радиокомпоненты и материалы, — напоминает эксперт.
За экспортом западной техники в нашу страну в Европе и США всегда следили более, чем пристально. Так, еще в 1949 г. в ходе секретных переговоров, начатых по инициативе Вашингтона, США, Великобритания и Франция договорились координировать контроль над экспортом стратегических материалов и технологий в страны «коммунистического блока».
Была сформирована неформальная организация, получившая название Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю — КОКОМ (The Coordinating Committee for Multilateral Export Controls/CoCom). В него также вошли Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург, а затем Норвегия, Дания, Канада, ФРГ, Япония, Греция, Испания, Португалия, Турция, Австралия.
Существует ли сейчас на Западе нечто подобное? С таким вопросом «СП» обратилась к члену-корреспонденту Академии военных наук, директору Информационного центра по вопросам международной безопасности Александру Бартошу.
— Списки запрещенной к ввозу в Россию военной техники и комплектующих существуют до сих пор. Но мы научились обходить и это! К тому же наш ВПК сейчас нацелен на производство собственных микрочипов, так что американская электроника уже не играет первых ролей. Мы настроены на собственное производство еще и потому, что закупать высокоточное вооружение за рубежом опасно: нет гарантий, что в него не будет встроена программа, которая уничтожит все вокруг.
Вместе с тем, военные эксперты сходятся в том, что в сфере вооружений «заимствование» друг у друга превратилось в последнее время в систему.
— Работает разведка, и жизнь заставляет искать варианты. США, к примеру, используют наш титан для своих космических двигателей. Что касается микрочипов, если к нам попадает их баллистическая ракета ATACMS — наши специалисты разбирают все до винтиков, изучают и работают над созданием собственных аналогов. Но во всем мире признают, что российские вооружения отличаются от натовских.
Однако я бы все же признал: работа над созданием вооружений — это международная практика. И тут мы во многом опережаем НАТО. Всего один пример: мы уже заканчиваем перевооружение нашего атомного подводного флота. США планируют построить перспективные АПЛ только к 2032 году. А у нас уже есть стратегическая атомная подводная лодка 4-го поколения «Борей», — поясняет «СП» член экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России», капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
«СП»: Как решили проблему импортозамещения сложной электроники в Иране, который, как и Россия, попал под жесткие санкции? Ведь сегодня там выпускают достаточно серьёзные виды вооружения.
— Иран давно опирается на собственные силы. Там сумели создать собственные баллистические ракеты, гиперзвуковое оружие, БПЛА. А все начиналось с того, что там разбирали и изучали западное вооружение. В итоге даже смогли создать целую серию беспилотников. Точно так же давили санкциями и КНДР, а сейчас эта страна заявляет, что готова к военному конфликту с США. Так что параллельный импорт — дело нужное, но не идеальное.