
Материал комментируют:

Денис Федутинов
Количество пострадавших в результате атаки украинских беспилотников на предприятие в Ижевске увеличилось до 45 человек, сообщил в своем Telegram-канале глава Удмуртии Александр Бречалов. Есть погибшие. В городские больницы доставлены 35 человек, шестеро минувшей ночью эвакуированы в Москву спецбортом МЧС.
Украинские беспилотники атаковали Ижевск утром 1 июля — под удар попало предприятие в черте города. После налета начался пожар — весь персонал завода «Купол» эвакуировали. На месте работали пожарные расчеты.
Для атаки использовался украинский дрон-камикадзе типа «Лютый», который, вероятно, был модернизирован. Его пролет над городом успели снять на камеру очевидцы. Ещё один дрон аналогичного типа сбили на подлете. В Минобороны РФ эти данные не комментировали.
Военкор Евгений Поддубный предположил, что террористический удар был связан с приездом в Киев главы МИД Германии Иоганна Вадефуля. Журналист отметил, что ижевское предприятие было атаковано беспилотником из тех, которые выпускаются на деньги Берлина. Главарь киевского режима Владимир Зеленский хотел продемонстрировать Западу мощь ВСУ.
Главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов рассказал, что до Ижевска могла долететь одна из моделей БПЛА-камикадзе довольно большого размера:
— Ан-196 «Лютый» — это украинский беспилотник самолетного типа, созданный как дрон-камикадзе для нанесения ударов по объектам в тылу. Он широко используется ВСУ для атак по промышленным, инфраструктурным и иным объектам на российской территории. Если точнее, то одна из не менее пяти беспилотных систем, которые часто применяются, включая UJ-22 Airborne, «Бобер», «Рубака».
Разработка БПЛА Ан-196 «Лютый» началась во второй половине 2022 года при поддержке тогдашнего главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного. Производством занялось государственное авиапредприятие «Антонов», входящее в состав концерна «Укроборонпром».
В ходе проектирования украинские инженеры изучили опыт зарубежных моделей, в том числе турецкого БПЛА Bayraktar TB2. Первый полет дрон совершил в октябре 2022-го, а к августу 2023-го появилась первая серийная партия. В ноябре Минобороны Украины впервые показало модель дрона общественности.
Хотя «Лютый» считается украинской разработкой, значительная доля его подсистем закупается за рубежом — это и силовая установка, и топливная система, и навигационная, в том числе ее компонент на основе машинного зрения, и т. д. и т. п. Цена одного аппарата вначале была заявлена на уровне 200 тысяч долларов. Однако за это время стоимость могла снизиться, в том числе в силу развертывания крупносерийного производства.
«СП»: Какова конструкция данного БПЛА и его характеристики?
— БПЛА выполнен по двухбалочной схеме с низкорасположенным крылом и хвостовым оперением в виде перевернутой «V'. Двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания Hirth F-23 вращает толкающий двухлопастный воздушный винт.
Длина аппарата составляет 4,4 м, а размах крыла — 6,7 м. Максимальная взлетная масса находится в диапазоне 250−300 кг, включая интегрированную в конструкцию беспилотника ударную нагрузку до 75 кг. БПЛА может выполнять полеты дальностью более 1000 км в автономном режиме. Крейсерская скорость — около 150 км/ч.
Как можно наблюдать на примерах применения этого БПЛА, конструкция была модернизирована. В налете на Ижевск использовалась модификация без взлетно-посадочного шасси, что позволило снизить массу пустого аппарата, увеличив при этом запас топлива или ударную нагрузку.
Вероятно, Украина одновременно использует несколько модификаций этого БПЛА в зависимости от конкретных условий. Такой подход дает украинским военным гибкость в выборе техники и помогает быстро адаптироваться к меняющейся оперативной обстановке.
«СП»: Когда начали применять этот беспилотник?
— Первые эпизоды отмечались весной 2023 года, но в полную силу дрон начали применять ближе к 2024-му. Это может свидетельствовать об успешном развертывании противником массового производства.
Отдельно стоит отметить, что рост применения отмечается и по другим моделям БПЛА. Противник старается диверсифицировать используемые системы. Отчасти это позволяет максимально распределить производства, снизив риски их поражения российскими ударными средствами.
А кроме того, такой подход дает возможность выбора, селектируя на основе опыта реального применения наиболее эффективные решения.
«СП»: Есть у данного беспилотника какие-то особенности, тактика применения?
— Один из тактических приемов — групповое применение дронов. Противник единовременно задействует группу разнородных БПЛА, часть из которых может нести ударную нагрузку, а часть быть «пустышками», которые отвлекают внимание ПВО и перегружают её ресурсы.
Это лишь грубое описание одного из возможных сценариев. Противник экспериментирует с тактикой применения, нащупывая способы, способные прорвать оборону и нанести чувствительные удары по нашим критически важным объектам.
Параллельно с этим совершенствуются и сами беспилотники. Противник адаптирует их для снижения чувствительности к средствам радиоэлектронной борьбы, улучшая навигацию. Работают и над снижением заметности.
«СП»: Что мы можем противопоставить?
— Для борьбы с такими дронами российская армия использует штатные средства противовоздушной обороны. Одними из наиболее часто применяемых являются комплексы «Панцирь». Дополнением к ним могли бы стать мобильные группы ПВО, аналогичные тем, что применяются на Украине.
Помимо этого, задействуются средства радиоэлектронной борьбы для глушения сигналов систем спутниковой навигации, используемых дронами для корректировки своего местоположения.
Необходимо продолжать работу по созданию альтернативных антидронных систем, принимая во внимание необходимость снижения стоимости средств поражения при одновременном повышении их точности работы по малоразмерным целям.
Одним из возможных вариантов тут, может быть, использование других беспилотников, поражающих атакующие дроны либо за счет тарана, либо с помощью небольшой осколочной БЧ. Также в перспективе возможно появление высокоэнергетических средств поражения, включая мкроволновые и лазерные системы.
Наконец, критически важно решать задачу комплексно, объединяя в сетевую информационно-управляющую систему различные средства обнаружения и поражения.




