Недавно в Москве на территории Сколково открылся филиал известного израильского госпиталя Hadassah.
Для России — это пока первый проект внедрения медицинских стандартов зарубежной медицины и сервиса на таком глобальном уровне. Именно поэтому он нашел свое воплощение в инновационном кластере «Сколково».
О медицинском туризме, планах развития российского филиала известной израильской клиники Hadassah рассказывает ее главный врач Татьяна Гуревич.
«СП»: — Медицинский туризм приобретает всё более глобальное значение в экономике стран. Одновременно идет борьба за предоставление лучших, современных медицинских услуг. В этом плане россиян все более привлекает заграница. Почему?
— На туристическую отрасль приходится 9 процентов мирового ВВП, и туристический поток ежегодно прирастает на 4 процента. Поэтому понятна существующая в этой отрасли большая конкуренция в привлечении пациентов. Но медицинский туризм оправдан и возможен только в те страны, где есть и гарантированы не только качественная медицина, но и качественный сервис. Допустим, в Израиле в медицинском сервисе задействована очень большая доля специального персонала. Ведь что такое сервис? Сервис — это свободное языковое общение, медицинские протоколы, международные медицинские протоколы, то, что после Израиля пациент может ехать в любую страну и протокол будет соблюден. Надо сказать и о таком факторе, как клиентоориентированный подход, куда входят не только предоставление качественных медицинских услуг, но и обеспечение культурного досуга, когда пациент может совместить свое обследование или лечение с отпускными каникулами. То есть посещаются исторические, культурные и религиозные объекты, пациент может отдохнуть, предположим, на Мертвом море. Это всё тоже является качественным медицинским сервисом, который так привлекает пациентов.
«СП»: — Почему именно россияне стали фактически главными донорами медицинского туризма, предпочитая лечиться за границу?
— Исторически в России существовал достаточно большой процент медицинского туризма, но он был представлен в санаторно-курортной области. Сейчас, когда время меняется и медицинский туризм приобретает высокотехнологичные формы, пациентов больше интересует диагностика и лечение заболеваний, но им очень важно и сэкономить свое время. В России требуется его очень много на согласование, на квоты, чтобы попасть в определенное медицинское учреждение, которых недостаточно с высокотехнологичным оборудованием и высококвалифицированными врачами. Поэтому для пациентов приехать в свой отпуск за границу проще, чем пытаться лечиться в России. И более того, наши пациенты сейчас информированы, и они хотят получать диагностику и лечение по международным протоколам, которые, к сожалению, не всегда соблюдаются в Российской Федерации.
«СП»: — Что такое международный протокол?
— Международный протокол — это огромное количество документов по лечению и диагностике различных заболеваний. Он создавался огромной группой специалистов мирового уровня, международными группами для лечения или диагностики заболеваний. То есть конкретно, что такое протокол? Это при подозрении на определенный диагноз пациента обследуют согласно этому протоколу: он должен пройти все необходимые диагностические процедуры для подтверждения или, наоборот, в лучшем случае, исключения этого диагноза. Если диагноз всё-таки поставлен, то дальше мы переходим во вторую фазу международного протокола: лечение пациента. Здесь очень важно, чтобы соблюдались все этапы лечения, которые прописаны в международном протоколе. Один из ключевых моментов для соблюдения международного протокола лечения — это отношения пациента и врача. К сожалению, в России более принято пациента не вовлекать в процесс лечения, не давать ему полноценную информацию о его заболевании, что отличает международную медицину от российской. Там доктор становится другом, коллегой пациента, рассказывает ему о болезни, сообща борясь с недугом. Полное информирование пациента является ключевым моментом в взаимодействии врача и пациента. И далее врач знакомит пациента с международным протоколом лечения его заболевания, вместе они проходят все этапы этого заболевания, и вместе они принимают определенные решения, которые необходимо принять совместно. Пациент всегда информирован о препаратах, методиках, которые ему применяются, возможных побочных эффектах в результате применения данных препаратов. Такая информированность тоже является одной из важных составляющих мирового протокола. В случае, если это тяжелый хронический диагноз, то подключается не только врач лечебного звена, но и врач-психотерапевт, потому что 50 процентов успеха — это настрой пациента на победу, на излечение. Также очень важно в борьбе с хроническим тяжелым заболеванием — окружение пациента, работа с его родственниками, с его близкими людьми. И за границей принято, чтобы пациент не оставался один на один с болезнью. Всегда для всех бесед приглашаются родственники, имеется психологическое консультирование для пациентов с хроническими заболеваниями и их родственников. Существуют определенные программы, которые помогают адаптироваться к данному заболеванию и пациенту, и родственнику, и это очень важно для того, чтобы пациент не чувствовал, что его диагноз необратим, верил в лучшую перспективу Вот тогда — пациент выздоравливает.
«СП»: — Если существует международный протокол, почему так разнится подход в диагностике болезней у нас и за рубежом?
— К сожалению, международный протокол не всегда соблюдается у нас. В моей практике был случай, когда высокотехнологичный аппарат МРТ, который был настроен по международному протоколу, врач его отключил и перевел его в ручной режим. Это сделало всё обследование совершенно неинформативным, и следующий этап обследования врач-диагност, который должен по этому обследованию ориентироваться при лечении пациента, если бы я этот процесс не остановила, то получил бы совершенно некачественный результат. Поэтому соблюдение международного протокола очень важно.
«СП»: — С открытием в Москве филиала израильской клиники россиянам необязательно лететь заграницу, чтобы получить качественную медицинскую помощь?
— Это так. Мне хотелось бы рассказать и о нашем головном госпитале «Хадасса», который находится в Иерусалиме. Ему более ста лет, он открыт в 1912 году, став первым и самым передовым госпиталем в Израиле. Достаточно сказать, что все остальные медицинские учреждения Израиля строились по принципу этой больницы. До сих пор он является самым высокотехнологичным госпиталем, где постоянно проводятся клинические испытания, исследования, введение новых препаратов, новых методик, оперативных методик. Все врачи Израиля, так или иначе, либо учились, либо продолжают работать в госпитале «Хадасса». Поэтому все передовые технологии Израиля есть в госпитале, и это то, что мы можем предложить нашим пациентам.
— Безусловно. Мы плотно работаем с Министерством здравоохранения и с Департаментом здравоохранения Москвы. У нас есть запросы, которые постараемся реализовать, чтобы пациенты не уезжали и оставались здесь. В ближайшее время планируем обучить международным протоколам лечения, диагностики медицинских работников России. Это сократит медицинский туризм за границу, и более того, сама Россия станет более привлекательной для медицинского туризма.
«СП»: — А какие врачи в филиале работают: российские или израильские?
— Акцент, конечно, на специалистах из Израиля, которые когда-то жили в России, знают русский язык, систему здравоохранения в Российской Федерации, но — с опытом и сертификацией в Израиле. Также российские высококвалифицированные врачи проходят определенные степени отбора, после этого обучаются в нашем головном госпитале «Хадасса». Наши все врачи билингвальные, хорошо владеют английским языком, еще и ивритом, и это позволяет нам расширять кругозор наших врачей не только израильским, но и американским, европейским и любым другим мировым опытом для лечения, качественного лечения наших пациентов.
«СП»: — Если пациенты хотели бы обратиться за помощью к врачам из Израиля, вы такую услугу предоставляете?
— Да, безусловно. После прохождения диагностического этапа, при установке пациенту определенного диагноза мы привлекаем к дальнейшей работе нашего специалиста из головного госпиталя «Хадасса» по данному направлению, скорее всего, это завотделением или ведущий профессор. Создается консилиум, в котором участвует наш специалист, который лечит данного пациента, специалист из головного госпиталя в Израиле. Втроем они принимают решение для дальнейшего лечения данного пациента. Если ему необходимо лечение в Израиле, потому что оно высокотехнологичное и здесь нет возможности такого лечения, то тогда мы передаем совершенно свободно по нашим внутренним каналам всю информацию о пациенте в головной госпиталь. Далее ему не нужно сдавать никакие дополнительные анализы, проходить дополнительные исследования. Он сразу попадает к доктору, с которым он уже знаком по данному консилиуму. Также мы собираем определенные группы пациентов с одним диагнозом для проведения консилиума наших специалистов, которые приезжают из Израиля в Россию и здесь их консультируют, и также с помощью телемедицины из головного госпиталя любой пациент может проконсультироваться.
«СП»: — «Сколково» — это инновационный центр. Какие дополнительные возможности дает тот факт, что ваша клиника именно на территории «Сколково»?
— 160 Федеральный закон, который касается «Сколково», позволяет нам использовать все запатентованные зарубежные методики. Также в будущем лекарственные препараты, сертифицированные в Израиле, мы сможем ввозить и использовать на территории нашего медицинского центра. Более того, это только первый этап. Второй этап касается нашего госпиталя, который сейчас строится тоже клиникой «Хадасса» на территории «Сколково». Это огромный высокотехнологичный госпиталь, который откроется через два года. Там будут использоваться все оперативные и медикаментозные, химиотерапевтические и лучевые методики — все другие самые современные методики, которые существуют для лечения заболеваний в нашем огромном площадью в 23 тыс.кв.м. госпитале, в котором мы сейчас активно работаем над его открытием.
На данном этапе мы являемся высокотехнологичным диагностическим центром. Основными нашими направлениями являются онкология, кардиология, неврология, лучевая диагностика, эндоскопия и многие другие направления. У нас своя диагностическая лаборатория, где по международным протоколам осуществляется лабораторная диагностика биоматериалов. В ближайшее время мы открываем большое реабилитационное отделение, у нас открывается клиника боли, и это только небольшая часть из наших проектов. Также у нас есть современный симуляционный центр, в котором находятся роботизированные куклы. На них возможно проведение не только первой медицинской помощи, как это принято, но и любых хирургических вмешательств, в том числе на головном мозге, брюшной полости, реанимационные мероприятия младенцев. В этих программах есть много клинических ситуаций, под которые эти симуляционные приборы, даже не куклы, а симуляционные приборы настроены. И многие врачи Москвы приходят к нам для ознакомления с нашим симуляционным центром и проведения там тренировок или обучения.