Озвученное МИД РФ предупреждение о скором начале кампании, направленной на срыв чемпионата мира по футболу 2018 года, начинает сбываться. В Германии заговорили о бойкоте предстоящих соревнований. «Страна, в которой не соблюдаются элементарные гражданские права, в принципе не должна проводить какие-либо чемпионаты мира», — заявил заместитель председателя немецкой правящей парии ХДС/ХСС Михаэль Фукс.
По его словам, неблагоприятная ситуация с соблюдением прав человека в России может привести к тому, что многие футбольные болельщики не захотят ехать на турнир. Россия, считает Фукс, уже не первый год «движется в опасном направлении, а нарушение международных прав и прав человека является абсолютно неприемлемым».
В качестве предлога для бойкота политик назвал массовые задержания участников антикоррупционных митингов, случившиеся в минувшие выходные. Напомним, в одной только Москве было задержано свыше тысячи человек. При этом немецкий политик не назвал ни одной футбольной или околофутбольной причины для столь серьезной реакции Берлина.
Позицию Фукса поддержал уполномоченный правительства Германии по сотрудничеству с Россией Гернот Эрлер. По его мнению, с тех пор как в 2008 году ФИФА решила провести у нас «мундиаль» позиции российского гражданского общества резко ухудшились. В то же время политик отметил, что изменение решения о месте проведения чемпионата находится в «исключительной компетенции ФИФА».
По словам вице-премьера РФ по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко, обсуждаемый вопрос находится вне правового поля и никакая страна не имеет права бойкотировать соревнования. «Любая страна, которая что-то бойкотирует, должна быть исключена из ФИФА, допустим. Ну не приедешь на ЧМ — исключат из ФИФА», — сказал Мутко.
В свою очередь, генсек ФИФА уроженка Сенегала Фатма Самура, занявшая этот пост по приглашению нового президента организации Джанни Инфантино, успокоила общественность. «У нас нет никаких причин отбирать чемпионат мира у России», — заявила она в интервью «Ведомостям».
Прокомментировал ситуацию и официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер, заявивший, что в немецкой политике нет широкой дискуссии на тему бойкота чемпионата мира по футболу, который в 2018 году пройдет в России.
Тем не менее, происходящее напоминает первый шаг заранее спланированной кампании. Например, Мутко недавно был снят с выборов в совет — бывший исполком ФИФА. Таким образом, страна, принимающая чемпионат мира, оказалась без представительства в оперативном органе международной федерации.
Ранее менеджер национальной сборной Германии Оливер Бирхофф пообещал, что Немецкий футбольный союз и сборная Германии займут четкую позицию по вопросу соблюдения прав человека в России в ходе чемпионата мира 2018 года. Он призвал не ждать когда спорт «решит проблемы, решать которые должна политика». Как видим, Фукс пошел дальше Бирхоффа и предложил немцам вовсе не ездить на соревнования.
О том, что Запад предпримет попытку сорвать ЧМ-2018 предупреждала представитель МИД РФ Мария Захарова. «Через какое-то время, очень непродолжительное, мы будем свидетелями очень активных действий западного мира на этом направлении. Будут предприниматься очень серьёзные шаги в отношении проводимого в России мероприятия и по его подготовке. И целью, конечно, будет его срыв. Для этого будут использованы все возможности — информационные, влияние на общественное мнение и будут различные сюрпризы», — цитировали Захарову СМИ.
Футбольный агент, юрист Сергей Базанов подтвердил тезис о неприемлемости бойкота чемпионата мира с точки зрения ФИФА, высказанный Виталием Мутко.
— В уставе ФИФА четко прописано, что государства, а значит и политические силы, партии, не имеют права вмешиваться в политику национальных федераций. Как только это происходит, национальная федерация автоматически отстраняется от всех мероприятий, которые проводятся под эгидой ФИФА и УЕФА. Это уже было в Белоруссии. Как только появилась угроза того, что ФИФА и УЕФА исключат Белоруссию, снимут с соревнований, государственные органы перестали вмешиваться. Поэтому национальная федерация никогда не позволит вмешиваться. Если же федерация Германии сама решится на бойкот, ее дисквалифицируют.
Кроме того, высказывания немецких политиков — это еще не государственная политика. Даже если это политики высокого ранга, их высказывания, скорее всего, так и останутся высказываниями.
«СП»: — Да, но отстранение наших спортсменов от Олимпиады в Рио, в том числе, всей паралимпийской сборной, тоже казалось невероятным, но оно случилось. Кроме того, у России отняли несколько соревнований по зимним видам спорта…
— Несмотря на то, что по международным футбольным федерациям «проехались катком» скандалов, которые были некоторое время назад, ФИФА остается одной из самых независимых спортивных федераций. На сегодняшний день я не верю, что чемпионат мира может быть отменен.
«СП»: — Какими могут быть финансовые последствия бойкота чемпионата мира?
— ФИФА выделяет огромные средства на создание инфраструктуры, в том числе, строительство стадионов в стране проведения соревнований. Это огромные средства. Плюс спонсорские контракты, вложения компаний. Там много заинтересованных сторон. В случае бойкота эти средства «сгорят».
По мнению консультанта ФИФА Валерия Чухрия, политикам будет трудно повлиять на позицию международной федерации, так как механизм противодействия теперь закреплен в ее внутренних документах.
— О бойкоте заявил немецкий политик. Важно понимать, как относятся к политике в ФИФА. Приведу пример. Нынешний наш главный спортивный руководитель Виталий Мутко занимал и занимает много постов: был министром спорта, потом его повысили до вице-премьера, еще он президент РФС, член совета ФИФА, возглавляет оргкомитет чемпионата мира по футболу. И вот сейчас его кандидатуру с очередных выборов в совет ФИФА сняли. Ясно?
Эта установка такая, что футбол должен быть отделен от политики. Она еще при Йозефе Блаттере активно проводилась. Например, из-за вмешательства политиков временно отстранялись сборные Белоруссии и Азербайджана. Последний случай — отстранение сборной Мали.
Недавно, когда меняли внутренние документы ФИФА, тогда как раз «исполком» заменили на «совет», норма о невмешательстве политики была конкретно прописана. Это теперь официальное законное требование. По этой причине кандидатуру Мутко и сняли с выборов в совет ФИФА. Потому что он — государственный чиновник. Так что заявления политиков для ФИФА ничего не стоят.
«СП»: — Причиной бойкота немецкий политик назвал плохое соблюдение прав человека в России. Но это не имеет отношения к футболу. Какие причины для ФИФА могут быть действительно значимыми, серьезными?
— Очень серьезная причина — допинг. Мы, конечно, открещиваемся, но многие пробы подтверждаются. С этим тоже надо что-то делать. Правда, в футболе допинг не особо распространен. К тому же чемпионат уже настолько близко, что переносить его не будут. Если что-то и найдут, то пойдут по пути индивидуального наказания конкретных людей. Лишать чемпионата всю страну не будут.
Еще одна серьезная причина для отказа — если страна сама не будет готова. Не построены объекты. Но тут, несмотря на сложности, все получится. Как обычно, все сделают в последний день или даже ночь, но сделают.
Директор Центра стратегических исследований в области спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова Илья Солнцев подчеркивает важность участия грандов футбола в чемпионате мира и сомневается в возможности их замены на других участников.
— В первую очередь я бы обратил внимание на источник информации — кто именно делает заявления о потенциальном отказе от участия в ЧМ-2018. Несмотря на довольно внушительный пост (замглавы правящей партии), не стоит забывать, что в Германии есть футбольный союз, который и должен выступать от имени сборной. Что касается болельщиков, то кто может запретить им приехать в Россию? Это будет решать не правящая партия, а сами немцы. К сожалению, заявления о бойкоте ожидаемы, но это, как и в истории с допингом, больше напоминает личный пиар и не имеет под собой ни правовой основы, ни элементарной логики.
«СП»: — После бойкота Олимпиады-80 в СССР и следующей в Лос-Анжелесе, в МОК появилась норма о пропуске бойкотирующей страной последующих одной или нескольких олимпиад. А как в футболе?
— В футболе масштабных прецедентов не было. Последствия для страны, бойкотирующей те или иные соревнования, или для международных федераций, которые отказываются проводить уже запланированные турниры, должны оговариваться на стадии заявок на проведение. Если дойдет до крайних мер, мы станем свидетелями новых юридических прецедентов.
При этом надо понимать, что с чемпионатом мира по футболу по масштабу не могут сравниться даже Олимпийские игры. И любые турбуленции невыгодны никому: ни принимающей стороне, ни ФИФА, ни странам-участникам. Это событие, которого ждут болельщики по всему миру, и которое генерирует огромные денежные потоки.
«СП»: — Возможно ли в случае бойкота заменить сборные европейских стран на какие-то другие?
— Не стоит говорить о замене стран, которые потенциально бойкотируют турнир. Например, кто сможет заменить Германию? Гибралтар? Квоты для Южной Америки или Африки, где есть очень сильные команды, конечно, более узкие, чем для Европы, однако они утверждаются в рамках определенного регламента. Это потребует внесения изменения в регламент.
Да и неучастие очевидных лидеров мирового футбола сильно снижает интерес к турниру со стороны всех стейкхолдеров: и участников, и болельщиков, и спонсоров, и медиа. Это такая цепочка, нарушение которой приведет к очень печальным последствиям. Те же немцы заинтересованы в своем участии. Надеюсь, что здравый смысл возобладает.
«СП»: — За что еще могут «зацепиться» немцы?
— Если уж и говорить о возможных поводах для бойкота, то в первую очередь они должны иметь отношение к футболу, а не к политике. Например, резонным поводом могло бы стать ненадлежащее техническое состояние стадионов или другой инфраструктуры. У нас есть некоторые проблемы со строительством отдельных объектов по срокам, есть завышенная смета строительства стадиона в Петербурге, но это не те проблемы, которые ставят проведение чемпионата под угрозу или тем более могут быть основанием для бойкота.
Это, безусловно, не делает их малозначимыми, но обсуждать их нужно в другой плоскости. К тому же заявлений о неспособности России должным образом провести турнир мы и не слышим. Еще одна неприятная ситуация — отсутствие наших представителей в совете ФИФА, поскольку президент РФС не был допущен до выборов. Сложилась буквально абсурдная ситуация для страны хозяйки «мундиаля».