В воскресенье во Франции пройдет первый тур президентских выборов. По данным самого последнего перед «днем тишины» опроса Odoxa, Эммануэль Макрон должен получить 24,5%, Ле Пен — 23%, Франсуа Фийон и Жан-Люк Меланшон по 19% голосов.
Опрос охватывал 2500 человек, из которых 1500 были опрошены до теракта, а из оставшихся многие могли о нём ещё не знать. Но есть все основания полагать, что произошедший в четверг вечером теракт фактически выбросил в мусорное ведро как результаты опросов общественного мнения, так расчёты кандидатов.
Очередная террористическая атака, безусловно, усилила позиции Марин Ле Пен. Она сразу сделала заявление по поводу теракта в своём предвыборном штабе, в котором обрушилась на политику «и правых, и левых правительств». По словам Ле Пен, «было сделано все для того, чтобы война против терроризма была проиграна» и что первым её шагом во главе исполнительной власти станет «немедленное восстановление национальных границ» и «немедленное административное или уголовное преследование лиц, известных своей приверженностью к идеологии врага».
Ситуация с опросами во Франции сейчас напоминает ситуацию в США, где практически все социологи пророчили уверенную победу Клинтон над Трампом. Чем все кончилось — хорошо известно. Вот и во Франции все идет к тому, что после первого тура страну могут ждать сюрпризы. В пользу этого говорит и организованное на одном из ресурсов интернет-голосование. При всей его условности, расклад выглядит следующим образом: в первом туре с большим отрывом побеждает Марин Ле Пен, за ней следует Меланшон, значительно опережающий Фийона, а Макрон плетется в конце.
Как же в действительности будут голосовать французы? Вот что думают популярные в стране блогеры.
Кристиан Тазин (Christine Tasin), близкая к Национальному фронту, преподаватель, специалист по классической литературы, пишет:
«Напомню: 10 миллионов американцев, которые никогда не шли к избирательным урнам, пошли проголосовать за Трампа. Завтра 5 миллионов пассивных французских избирателей могут сделать то же самое — проснуться и пойти голосовать. Эти обычно не голосующие граждане не включаются в опросы и прогнозы, как это было в случае с Трампом или Brexit, но они на данный момент на своём месте, они готовят удар, они выходят из своего логова.
Нас засыпают данными опросов, которые, в основном, представлены организациями, которые не могут быть названы независимыми, если не сказать более. Прогнозы французских социологов не выдерживает критики, потому что они не консультируются у тех, кто не голосует, кто не пишет в социальных сетях, но полны решимости в этот раз бросить в урны свои бюллетени. Чтобы изменить ситуацию, когда их дети не имеют будущего, а также заявить коррумпированным политикам ЕС всё, что они о них думают".
Иван Риуфоль (Ivan Rioufol), текст с сайта газеты «Фигаро»:
«СМИ на нынешних президентских выборах испытывают свой авторитет, если не своё выживание. Этим объясняется падение в опросах двух недавних фаворитов — Меланшона и, особенно, Эммануэль Макрона, несмотря на помощь им со стороны пропагандистской прессы. Опрос фонда Harris Interactive для газеты «Фигаро», опубликованный в минувшие выходные, показывает, что 54% респондентов считают, что кампания и программа Франсуа Фийона отрицательно освещается СМИ. 49% того же мнения об отношении СМИ к Марин Ле Пен. Но ситуация более благоприятна для левых кандидатов. И этот фаворитизм СМИ для кандидатов левого толка — не новость.
Опубликованное нашей газетой исследование показало, что 56% избирателей считают, что СМИ транслируют, в основном, ложную информацию.
Недоверие, которая сложилось между забытыми всеми избирателями и СМИ будет понятно в воскресенье, после первого тура. Влияние СМИ уже серьезно оспаривается растущим влиянием социальных сетей, эти бесплатные форумы сегодня и формируют общественное мнение.
Эта стратегия была ключом к победе Дональда Трампа, так как СМИ работали против него. Президент США недавно признал, что он был обязан своим успехом сетям Твиттер и Фейсбук. Вполне вероятно, что тот же феномен достаточно быстро распространится и на Францию".
И, наконец, позиция долго проживающего во Франции араба, «человека с улицы». Карим, алжирец, имеющий вид на жительство во Франции:
«Я имею право голосовать, но не делаю этого никогда. В политику не лезу. Считаю, что в каждой стране есть проблемы и недостатки, но нам, маленьким людям, надо с этим уметь ужиться. Но Марин Ле Пен я резко не люблю: зачем она на ислам всё время наезжает? Я верующий, и меня это сильно задевает».
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.