В Турции живет много народов, которые, разумеется, общаются между собой. Это характерно для всех полиэтнических государств, но иногда в результате межкультурного взаимодействия рождаются очень необычные этноконфессиональные группы. Например, в современной Турции не составит труда отыскать поселения грузин-мусульман. Речь о лазах, которых иногда называют отдельным народом, но все исследователи уверены в их очень близком родстве с грузинами.
И если грузины, исповедующие ислам, встречаются довольно часто, и за пределами Турции (например, те же аджарцы — Авт.), то вот с армянами-мусульманами дела обстоят иначе. Да, вне Турции таковых практически нет, но внутри нее — предостаточно, во всяком случае, несколько сотен тысяч наберется, хотя отдельные армянские историки говорят чуть ли ни о миллионе. В Турции их называют «хемшинли», а вот в России и Армении по отношению к ним чаще употребляют слово «амшенцы"(в научных кругах периодически также встречается термин «хемшилы» — Авт.). Они проживают в основном на северо-востоке Турции, в приграничных с Закавказьем районах.
Предки этих армян были исламизированы задолго до известной трагедии 1915 года, так что их не коснулись массовые убийства и переселение. В целом турецкие власти всегда достаточно лояльно относились к ним, вероятно, поэтому среди амшенцев никогда не были популярны национально-освободительные идеи. Сами хемшилы признают турок братским народом и не отрицают то влияние, которое те на них оказали. С другой стороны, они не отказываются от своего армянского происхождения, и в последние годы предпринимают все больше и больше попыток сблизиться со своими родственниками из постсоветской республики. В условиях турецко-армянского конфликта амшенцам будет очень сложно, а то и вовсе невозможно, добиться желанного — иметь тесные связи и с турками, и с армянами.
Как найти выход из этой ситуации, мы попытались узнать у турецкого историка, исследователя амшенской истории и культуры Махира Озкана.
«СП»: — Как много хемшил проживает в Турции?
— Точных данных нет. Мы опираемся на данные исследователей. Подсчет сложно произвести. Народ живет не компактно. Хемшилы разбросаны вдоль северной границы Турции. Большего все на востоке, и чем дальше отсюда, тем меньше. Специалисты из Англии считали хемшил, но они назвали слишком маленькую цифру. Около ста тысяч. Турецкие историки говорят о двухстах тысячах. Но людей хемшилского происхождения намного больше. Можно исследовать фамилии и убедиться в этом. Это больше четырехсот тысяч.
«СП»: — А как обстоят дела с ассимиляцией?
— Мы столетиями охраняем свою культуру. Я не скажу, что ассимиляции нет. В больших городах особенно сильно ощущается отказ от традиций. Это происходит незаметно, человек живет по правилам, которые заставляют забывать о своем происхождении. Но обычно даже те, что говорят только на турецком языке, сохраняют традиции.
«СП»: — Как распространен хемшилский язык? По данным ЮНЕСКО ему угрожает опасность исчезновения.
— Да, до не давнего времени интерес к изучению родного языка постоянно снижался. Это связано с урбанизацией. Молодые поколения в наше время не хотят оставаться в родных местах. Они едут за перспективами в мегаполисы. Но сейчас мы пытаемся работать с этим. Повышаем интерес к хемшилскому языку. Конечно, сейчас все должны знать турецкий, так как без него просто не обойтись. Но надо сохранять и родной язык. Люди должны быть двуязычными. Мы издаем газеты, пишем книги на родном языке. Турецкие режиссеры снимают фильмы на хемшилском языке, а знаменитые турецкие артисты приглашают хемшилских певцов для сотрудничества. Это работает, сейчас даже появляется много людей других национальностей, которые интересуются нашим языком.
«СП»: — Власти не препятствуют этому процессу?
— Нет, наоборот. Хемшилским организациям выделяются деньги на реализацию культурных программ. В последние годы государственная поддержка особенно сильная. В сельских районах востока развивается туризм, и не малую роль в этом играют хемшилы. Людям интересна наша культура. И поэтому государство заинтересовано в развитии наших проектов.
«СП»: — Хемшилов часто называют армянами. Так ли это?
— Я бы не стал так говорить. Мы — хемшилы. С армянами нас связывает язык и происхождение. Иностранные исследователи предполагают, что еще пятьсот лет назад мы все говорили на одном языке, но уже тогда наши традиции различались. От родства нельзя отказываться, но надо оставаться собой.
«СП»: — Некоторые турецкие историки полагают, что хемшилы приходятся более близкими родственниками туркам.
— Это трудный вопрос. Мы исповедуем ислам, как и многие другие народы, которые не связаны с Турцией. Мы живем здесь и чувствуем себя здесь как дома, потому что мы издревле заселяли эти земли. Турки — это наши братья, мы связаны с ними историей, верой, государством. В этом уникальность положения — хемшилы близки и с турками, и с армянами.
«СП»: — Эту близость омрачает турецко-армянский кризис?
— Да, разумеется. Это сложный период в истории. Уже больше столетия народы не могут найти возможность примириться. Это вредно для каждой стороны. Но пока нет даже диалога. В обеих странах есть определенные принципы, которые сейчас мешают нормализации отношений. Необходимо преодолеть определенные барьеры, необходимо начать процесс решения. На государственном уровне это пока невозможно, но почему бы тогда не попробовать ученым из обеих стран самостоятельно начать исследования? Это взаимодействие помогло бы ответить на многие вопросы, и стало бы примером для остальных. Армении и Турция вместе должны решать этот вопрос, а не каждый в одиночку. Мы хотим дружбы, но пока понимаем, что ее не будет. Хемшилы готовы помогать, если от них это нужно.