Коррупционное оружие: поможет ли увеличение оборонного бюджета нарастить военную мощь США - «Россия» » Новости Дня Сегодня
Коррупционное оружие: поможет ли увеличение оборонного бюджета нарастить военную мощь США - «Россия» 09:00 Воскресенье 0 578
1-10-2017, 09:00
Мир 578 0

Коррупционное оружие: поможет ли увеличение оборонного бюджета нарастить военную мощь США - «Россия»


Администрация президента США Дональда Трампа продолжает увеличивать расходы на оборону. В 2018 году на эти цели планируется выделить $700 млрд. Проект бюджета уже одобрен американским сенатом. В долгосрочной перспективе только на обновление ядерных сил Вашингтон планирует потратить около $1 трлн. Впрочем, аналитики полагают, что столь внушительное финансирование может не привести к созданию принципиально новых образцов военной техники. По мнению экспертов, крупные расходы Пентагона во многом связаны с коррупцией в сфере ВПК. RT разбирался, удастся ли Трампу умерить аппетиты оборонных корпораций.

Одобренный в сентябре сенатом США законопроект о национальной обороне позволяет увеличить оборонный бюджет страны на 2018 год до $700 млрд. Согласно документу, Пентагон может рассчитывать в следующем году на финансирование в размере $640 млрд, при этом ещё $60 млрд планируется потратить на зарубежные миссии ВС США.

Для сравнения: оборонный бюджет на 2017 год составил $618,7 млрд. Сенаторы превзошли ожидания Белого дома: администрация президента ранее запросила выделить на нужды обороны $668 млрд. Впрочем, это не окончательный вариант бюджета. Версии сената и палаты представителей различаются, и специальная комиссия должна объединить эти документы, прежде чем законопроект поступит на подпись президенту.

Наиболее затратная статья оборонных расходов — модернизация ядерной триады. Американские компании Lockheed Martin и Raytheon подписали с Пентагоном контракты на создание новой крылатой ракеты авиационного базирования, способной нести ядерный заряд. Суммарная стоимость проекта — $900 млн.

Новая ракета заменит используемую ныне AGM-86B образца 1980-х годов. Как заявили представители Lockheed Martin, перед разработчиками поставлена задача создать «невидимую» для ПВО ракету. Пентагон рассчитывает закупить в будущем около тысячи новых крылатых ракет авиационного базирования с ядерными боеголовками. Дональд Трамп ещё во время своей предвыборной кампании заявлял, что американские военные должны располагать лучшим ядерным оружием в мире — речь идёт о коренном обновлении всей ядерной триады.

В течение 25 лет планируется заменить семь старых образцов ядерных боезарядов. В среднесрочной перспективе на обновление ядерного оружия Белый дом намерен выделить $400 млрд, в долгосрочной — почти $1 трлн.

Помимо обновления ядерной триады, администрация Трампа также собирается оснастить армию новыми видами вооружений. В начале 2017 года президент заявил, что планирует «крупнейшее наращивание» военного потенциала США в истории. Увеличение расходов на оборону было одним из пунктов предвыборной программы Трампа.

[/h2]

Молох ВПК


Становление военно-промышленного комплекса США происходило в годы президентства Дуайта Эйзенхауэра (1953—1961), пришедшееся на разгар холодной войны. Именно Эйзенхауэр является автором термина «военно-промышленный комплекс», прочно утвердившегося во всех языках. Выступая с прощальной речью в январе 1961 года, 34-й президент США предупредил нацию об опасности, которую таит чрезмерное разрастание оборонной индустрии.

Хотя сотрудничество военного командования и оборонной промышленности способно обеспечить конкурентоспособность армии, его оборотной стороной может стать рост политического влияния оборонных магнатов и военного истеблишмента на власть и общество.

«Мы должны остерегаться неоправданного влияния военно-промышленного комплекса на власть и не должны допустить, чтобы это влияние превратилось в угрозу нашим свободам и демократическому процессу», — заявил Эйзенхауэр, призвав к здоровому балансу «безопасности и свободы».

В первые годы после распада Советского Союза американская оборонная машина начала сбавлять обороты: военный бюджет сократился с 5—6% до 3—4% ВВП. К середине 1990-х расходы на оборону США составляли около $250 млрд. Администрация Билла Клинтона прогнозировала сокращение военного бюджета к 2000 году до $213 млрд.


При этом снижение объёма государственного оборонного заказа едва не подкосило оборонно-промышленную отрасль в США. Например, только с 1990 по 1994 год авиакосмические предприятия уволили 300 тыс. работников. Крупнейший авиастроительный концерн General Dynamics потерял за несколько лет 70% своего оборота.

С 2002 года расходы на оборону снова начали расти — сказались военные операции США в Ираке и Афганистане. Правда, в 2005 году администрация Джорджа Буша инициировала постепенное урезание оборонного бюджета на $32 млрд. Сокращение расходов планировалось начать в 2007 году, однако этим планам не суждено было осуществиться — вскоре Белый дом инициировал рост оборонных расходов на 7%.

Барак Обама также рассчитывал облегчить бремя оборонных трат: в 2013 году 44-й президент США, к большому возмущению республиканцев, подписал указ о сокращении военных ассигнований на $44 млрд.

Новая администрация Белого дома занимает диаметрально противоположную позицию, ратуя за дополнительный рост оборонных расходов.

[h2]Пушки вместо масла


В США военно-промышленный комплекс представлен в основном частными корпорациями и рядом государственных ведомств и учреждений. Активное участие в управлении оборонной сферой принимают и профильные комитеты конгресса. Поставки оборонной продукции — чрезвычайно выгодный бизнес, ведь государство не только обеспечивает отрасль заказами, но и спонсирует создание производственных мощностей, частично покрывая издержки корпораций.


В 2011 году Всемирная торговая организация (ВТО) обвинила американскую корпорацию Boeing в получении незаконных субсидий от Министерства обороны и NASA в размере $5 млрд. Расследование было инициировано европейскими конкурентами Boeing, которые сочли, что американская сторона нарушила принципы свободной конкуренции.

Впрочем, даже столь масштабные финансовые вливания не всегда позволяют отрасли создавать конкурентоспособные образцы вооружений в разумные сроки.

Например, на создание плавучего авианосца нового поколения Gerald R. Ford корпорации Northrop Grumman Corporation потребовалось почти 12 лет: судно было заложено в 2005 году, а приёмные испытания завершились лишь недавно — в мае 2017 года. По мнению экспертов, полноценно эксплуатироваться судно начнет только с 2020 года. Общая стоимость проекта, предположительно, достигнет $14 млрд. По мнению экспертов, чрезмерно растянутые сроки реализации контракта не только приводят к многократному росту стоимости, но и закладывают предпосылки для технологического отставания.

Ещё один «долгострой» — истребитель пятого поколения F-35 корпорации Lockheed Martin. Он совершил свой первый полёт в 2000 году, однако запустить самолёт в масштабное производство планируется только к 2019 году, в настоящее время машина выпускается небольшими партиями.

Помимо технических недочётов, устранением которых до сих пор занимаются разработчики, большие нарекания вызвала и высокая цена истребителя — около $150 млн. Разработка F-35 обошлась почти $400 млрд.

В начале 2017 года руководство Lockheed Martin пообещало снизить цену истребителя до $85 млн уже к 2019 году — такое требование ранее озвучил Дональд Трамп.

Самым дорогим самолётом в истории мировой авиации стал американский тяжёлый стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit, разработанный концерном Northrop Grumman. Себестоимость одной машины — свыше $1 млрд. Всего был выпущен 21 бомбардировщик.

Оптимизация доходов


По мнению экспертов, основная причина рекордных оборонных расходов — коррупция. Большинство вовлечённых в оборонную сферу подрядчиков поставляют свою продукцию по ценам, завышенным в несколько раз.

«Прочно устоялась практика, когда даже простейшую продукцию вроде шурупов, пластмассовых деталей и пустяковых механизмов, которые в обычном магазине продаются за бесценок, ВПК или госсектору продают в десять раз дороже, — пояснил в беседе с RT эксперт в области безопасности Чарльз Шубридж. — Вполне возможно, что речь идёт о коррупции, хотя на Западе это называют иначе — завышение стоимости контракта. Оборонные подрядчики зарабатывают таким образом огромные деньги».

При этом все издержки покрываются из государственного бюджета, в то время как прибылью распоряжаются корпорации. Интересы частных корпораций тесно переплетены с интересами оборонного лобби в конгрессе и с интересами Пентагона. Как подсчитали ранее сотрудники американской НКО «Граждане за ответственность и этику в Вашингтоне» (Citizens for Responsibility and Ethics in Washington), примерно 70% высших военных чинов ВС США после отставки получают работу в оборонных концернах.


«Трамп пытается запустить проекты, связанные с модернизацией вооружений. Но с большой долей вероятности эти проекты будут так же тормозиться, как и предыдущие. Корпорации стараются выстраивать отношения так, чтобы получать максимум средств из бюджета, это уже отработанная система. Конечно, это приводит к разрастанию оборонного бюджета. Компании же затягивают реализацию заказов, что позволяет раздувать бюджет проектов. Генералы помогают корпорациям заключать выгодные контракты, а в обмен после увольнения с госслужбы получают высокооплачиваемые должности в этих компаниях», — пояснил в интервью RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин.

По мнению коммерческого директора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, за рядом дорогостоящих программ по переоснащению армии стоит влиятельное лобби оборонных корпораций, а также тех представителей Пентагона, которые действуют с ними заодно.

«С 1991 года именно оборонные компании определяют в США размер оборонных расходов, а не военное министерство, — пояснил эксперт в интервью RT. — В результате в стране стало появляться всё больше мегазатратных проектов по производству разных видов «чудо-оружия», на практике показывающего себя совсем не так, как это анонсировали корпорации. Примеров немало — это и СВЧ-оружие, и лазерное оружие, которое снова пытаются возродить, и климатическое оружие, и т.п.».


В результате траты на оборону значительно превосходят пользу, которую в итоге получает американская армия. Зачастую цена продукции ВПК в США завышена в три-пять раз без соответствующего улучшения качественных характеристик, считает эксперт.

«До 1991 года качественных образцов военной техники в США создавалось больше, чем сейчас, — добавил Леонков. — А в последние годы нередки случаи, когда модернизация проводится «на бумаге». Например, модернизированный американский танк «Арбамс» можно легко подбить с помощью советского ПТУР, разработанного в 1970-х годах».

По мнению экспертов, побороть коррупцию в сфере ВПК американцам будет очень непросто, если вообще возможно. Хотя в США очень многие отдают себе отчёт в серьёзности проблемы, крупные корпорации вкупе с бюрократией сформировали устойчивую систему лоббизма.

«Бюрократическая машина в США всегда была громоздкой и мешала реформам, — считает Кошкин. — Американцы видели много проблем в СССР, но сами сейчас сталкиваются с такими же бедами. Доля бюрократических и коррупционных издержек в оборонном бюджете очень велика, но американская сторона старается не афишировать эти данные».


Администрация президента США Дональда Трампа продолжает увеличивать расходы на оборону. В 2018 году на эти цели планируется выделить $700 млрд. Проект бюджета уже одобрен американским сенатом. В долгосрочной перспективе только на обновление ядерных сил Вашингтон планирует потратить около $1 трлн. Впрочем, аналитики полагают, что столь внушительное финансирование может не привести к созданию принципиально новых образцов военной техники. По мнению экспертов, крупные расходы Пентагона во многом связаны с коррупцией в сфере ВПК. RT разбирался, удастся ли Трампу умерить аппетиты оборонных корпораций. Одобренный в сентябре сенатом США законопроект о национальной обороне позволяет увеличить оборонный бюджет страны на 2018 год до $700 млрд. Согласно документу, Пентагон может рассчитывать в следующем году на финансирование в размере $640 млрд, при этом ещё $60 млрд планируется потратить на зарубежные миссии ВС США. Для сравнения: оборонный бюджет на 2017 год составил $618,7 млрд. Сенаторы превзошли ожидания Белого дома: администрация президента ранее запросила выделить на нужды обороны $668 млрд. Впрочем, это не окончательный вариант бюджета. Версии сената и палаты представителей различаются, и специальная комиссия должна объединить эти документы, прежде чем законопроект поступит на подпись президенту. Наиболее затратная статья оборонных расходов — модернизация ядерной триады. Американские компании Lockheed Martin и Raytheon подписали с Пентагоном контракты на создание новой крылатой ракеты авиационного базирования, способной нести ядерный заряд. Суммарная стоимость проекта — $900 млн. Новая ракета заменит используемую ныне AGM-86B образца 1980-х годов. Как заявили представители Lockheed Martin, перед разработчиками поставлена задача создать «невидимую» для ПВО ракету. Пентагон рассчитывает закупить в будущем около тысячи новых крылатых ракет авиационного базирования с ядерными боеголовками. Дональд Трамп ещё во время своей предвыборной кампании заявлял, что американские военные должны располагать лучшим ядерным оружием в мире — речь идёт о коренном обновлении всей ядерной триады. В течение 25 лет планируется заменить семь старых образцов ядерных боезарядов. В среднесрочной перспективе на обновление ядерного оружия Белый дом намерен выделить $400 млрд, в долгосрочной — почти $1 трлн. Помимо обновления ядерной триады, администрация Трампа также собирается оснастить армию новыми видами вооружений. В начале 2017 года президент заявил, что планирует «крупнейшее наращивание» военного потенциала США в истории. Увеличение расходов на оборону было одним из пунктов предвыборной программы Трампа. _

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl