Материал комментируют:
Алексей Анпилогов
Страны Европы одна за другой поднимают лапки вверх и признают, что без российских углеводородов их экономикам не выжить. Одним из последних ярких подтверждений этому факту стало полученное Словакией от ЕС разрешение еще как минимум год экспортировать в Чехию топливо, произведенное из российской нефти, чтобы спасти обе страны от кризиса.
Не отстают от старушки-Европы и США, чьи конгрессмены предложили Западу отказаться от ценовых ограничений в отношении нашего «черного золота», заявив, что такие санкции показали свою неэффективность. Как сказано в письме законодателей, после попыток Запада ограничить доходы Москвы от продажи нефти Россия, наоборот, экспортировала энергоресурсов более чем на 250 млрд долларов.
«Пришло время признать, что схема по введению потолка цен на нефть была ошибочной», — отметили конгрессмены. Вместо этого политики считают необходимым ужесточить ограничения против энергетического сектора РФ.
При этом они назвали «пораженческими утверждениями» предостережения о том, что все подобные попытки ведут лишь к росту доходов России. По мнению конгрессменов, Штаты должны ввести дополнительные рестрикции вместе с союзниками в Европе.
С ней все понятно, но с чего вдруг янки-то «включили заднюю» в вопросе антироссийских санкций? Дошло, наконец, что не по Сеньке шапка? Или просто готовят для нас какую-то новую, невиданную доселе «суперсанкцию»?
— Об абсолютной неэффективности «потолка цен» на российскую нефть к настоящему времени сказано очень много, и дело здесь совсем не в том, что он не работает, -озвучил свое видение ситуации политолог Алексей Анпилогов.
— На самом деле загвоздка для Запада в самой схеме, которая позволила эту очередную антироссийскую рестрикцию спокойно обойти.
Россия — и это признает весь мир — оперативно создала собственный теневой флот танкеров. Он, формально соблюдая все общепризнанные международные конвенции и правила безопасности мореплавания, не пользуется услугами так называемого ллойдовского, англосаксонского страхового рынка, вместо этого прибегая к услугам российских, индийских и китайских страховщиков.
Расчет-то со стороны Запада был на то, чтобы страховщиков и судовладельцев, перевозящих российскую нефть по цене выше 60 долларов за баррель, наказать путем отлучения от западных рынков страхования и фрахта, где правила диктует в основном британская корпорация «Ллойд» со своими синдикатами.
Но вдруг оказалось, что около 1000 танкеров находятся за пределами этого «антироссийского забора». И быстро выяснилось, что за это никому ничего не будет, а все рассказы западных страховщиков о вероятных тотальных и гибельных последствиях для компаний-«нарушителей» просто красивые сказки, поскольку за такими «сепаратистами» стоит одна из крупнейших мировых держав — Россия, которая преспокойно возит себе свою нефть по миру, и при этом никаких аварий а-ля «Эксон Валдиз» 1989 года розлива не происходит.
Это стало страшной потерей для западных страховщиков, поскольку в абсолютных цифрах объем рынка фрахта судов сопоставим с мировым оборотом нефти. Все тут же поняли, что в попытке найти «ахиллесову пяту» России Запад на деле выстрелил себе в очень болезненное место.
Поэтому-то англосаксы и Конгресс США сделали хорошую мину при плохой игре — мол, «не очень-то и хотелось вводить этот ваш неэффективный потолок».
«СП»: И что теперь с этой рестрикцией? Будут отменять, пересматривать или она сама канет в Лету?
— На Западе с удовольствием рассказывают всевозможные «истории успеха», но очень не любят говорить о своих провалах и поражениях.
Думаю, что все дальнейшие разговоры о «потолке цен на российскую нефть» тихонько свернут, и они просто исчезнут из информационного пространства — точно так же, как исчезла намедни в Washington Post бегущая строка об украинском конфликте.
Любые упоминания о «потолке цен» быстренько заметут куда-нибудь под ковер, а вместо этого Запад сосредоточится на очередной санкции, которая «гарантированно порвет Россию в клочья». Хотя на самом деле эти рестрикции мельчают день ото дня все заметнее. Не удивлюсь, если такими темпами Запад вскоре в России мышей запрещать примется.
«СП»: Вот как раз Конгресс США предложил вместо потолка цен на российскую нефть «сосредоточиться на санкциях против энергетической отрасли России». Здесь они могут, так сказать, нарыть какие-то по-настоящему действенные антироссийские рестрикции?
— В «нефтянке», пожалуй, никаких. Нефть принадлежит России, трубы большого диаметра мы научились делать еще в 70-х годах прошлого века.
Времена Hulliburon и прочих нефтесервисных компаний с мировым именем прошли — все «передовые нефтегазовые технологии» вроде новомодного горизонтального бурения или гидроразрыва пласта достаточно давно локализованы в России и спокойно выполняются российскими же компаниями. То есть сейчас каким-либо образом «уесть» нас в нефтянке практически нереально.
«СП»: А в других секторах энергетики?
— Они, конечно, будут искать. Например, последние 30 лет Россия делала серьезную ставку на западное энергооборудование — парообменники, турбогенраторы и так далее, поскольку считалось, что оборудование это более продвинутое, ресурсное и надежное. Соответственно, широким фронтом в Россию заходили всякие General Electric, Siemens и прочие конторы, ставившие оборудование «под ключ».
Наши «Силовые машины» были выкуплены иностранными инвесторами, а Калужский турбинный завод, например, переживал далеко не лучшие свои времена, в лучшем случае подводя к западным газотурбинам трубопроводы. И в теории Запад может рассчитывать на повтор уже теперь давней истории 2014 года с газовой турбиной Siemens в Крыму.
Но эта слабость России довольно быстро может превратиться в ее же силу. Да, в какой-то краткосрочной перспективе уход западных компаний с российского энергетического рынка доставит нам некоторое беспокойство. Но мы вынуждены будем налаживать собственное производство, мы же по большей части холодная северная страна с огромной территорией, нам везде необходима энергетика, это попросту вопрос выживания.
«Россия делает сама» — это наш, можно сказать, девиз. Мы сделали сами атомную бомбу «РДС-1». И попутно развили собственную ядерную энергетику до невиданных высот, несмотря на то, что американцы всю дорогу всячески вставляли нам палки в колеса в расчете помешать нам создавать ядерное вооружение.
А сейчас, например, «Новатэк» уже запускает чисто российскую линию очень высокотехнологичного сжижения природного газа. Да, там есть некоторые нарекания по работе отечественного оборудования, но они устранимы.
Так что если Запад намерен вводить какие-то санкции против нашей энергетики — милости просим, делайте это побыстрее. Сделайте для нас в других сферах энергетики то же самое, что натворил ваш «потолок цен на российскую нефть» — да мы только рады будем. Да, какие-то проекты с западным оборудованием нам придется, что называется, перешивать на живую нитку. Но вместе с тем родится огромный спрос на отечественные аналоги, и у нас все будет в итоге хорошо.
«СП»: То есть, перефразируя Ницше, то, что не убивает нашу энергетику, делает ее только сильнее?
— Отечественное энергетическое машиностроение наше не умерло и, несмотря ни на что, с удовольствием достигнет мирового уровня. Живы те же «Силовые машины», жив тот же Калужский турбинный завод, другие аналогичные предприятия. У нашей энергетики есть внутренний спрос, есть научная школа, сохранилась инженерная школа.
Нас только подстегни — мы пойдем вперед семимильными шагами и сможем в обозримой перспективе в ответ полностью «сделать» в этих вопросах не только Европу, но и США с Британией. Ведь их-то «высокотехнологичные» энергетические компании, при ближайшем рассмотрении, во многом продолжают опираться на разработки 70−80 годов прошлого века, живя при этом в каком-то все более и более деградирующей технологической и промышленной реальности.
Тот же Rolls-Royce, например, большую часть своих запчастей получает из Китая, потому что их «родные» субподрядчики попросту исчезли, не выдержав конкуренции с Юго-Восточной Азией.
В аналогичной ситуации находится General Electric и даже General Dynamics, так что если США отважатся вдруг на обострение конфронтации с Китаем, они вообще рискуют безвозвратно потерять все жизненно важные для своих энергетических гигантов технологические и производственные цепочки и компетенции.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля читайте в теме «Свободной Прессы».