
Китай представил очередную революционную разработку, на которую с завистью смотрят не только в России, но и на Западе. Это сверхскоростной поезд CR450 Fuxing, который может разгоняться до скорости 450 км/ч. В этом поезде важна не только скорость, это вообще транспорт будущего: энергоэффективный, безопасный и комфортный.
Построил новый поезд китайский железнодорожный гигант — госкомпания China Railway Rolling Stock Corporation (аналог российских «РЖД»). Читаешь описание нового поезда, и восторгаешься каждой детали.
Благодаря использованию углеродного волокна вес нового поезда был снижен на 10%, а нагрузка на ось теперь составляет менее 14,5 тонн. Для сравнения: у российских поездов старой сборки (те, что тяжеленные металлические) нагрузка на ось — 21 тонна, а у более современных двухэтажных (там используются композиты) -не ниже 18 тонн.
Исследователи из Китайской академии железнодорожных наук во главе с профессором Шао Цзюнем изменили форму головной части поезда, чтобы улучшить аэродинамику и уменьшить сопротивление. Они вдохновились природой и создали конструкцию, напоминающую быстролетающих птиц.
Команда инженеров также изменила ходовую часть поезда, уделив внимание конструкции покрытия, которое защищает открытые участки тележки и придает ей более совершенную аэродинамическую форму.
После многократной оптимизации конструкции поездов их лобовое сопротивление снизилось на 22%, а эффективность торможения улучшилась на 20%. Энергопотребление на скорости 400 км/ч снизилось до 22 кВт⋅ч/км, а уровень шума упал на 2−4 дБ.
Согласно заявлениям разработчиков, даже при увеличении скорости на 50 км/ч энергопотребление нового поезда остается сопоставимым с энергопотреблением поездов CR400 Fuxing, движущихся со скоростью 350 км/ч. Это означает, что новый поезд будет потреблять столько же энергии, сколько и существующие высокоскоростные (но все же более медленные!) поезда.
Для достижения таких результатов китайская госкомпания внедрила тяговую систему с постоянными магнитами и передовые технологии торможения, обеспечивающие высокую производительность и энергоэффективность.
Безопасность обеспечивается многоуровневой системой экстренного торможения, в которую встроены более чем 4 тысячи датчиков. Они в режиме реального времени контролируют тележки, кузов, токоприёмники и противопожарные системы.
У поезда есть система машинного зрения (так называемая система «за пределами видимости»): она помогает заблаговременно обнаруживать препятствия на пути, повышая надёжность и снижая риск аварий на высоких скоростях.
Во время ходовых испытаний китайский суперпоезд разогнался до 453 км/ч и с рекордной скоростью преодолел мост через залив Мэйчжоу.
Следующие испытания пройдут на участке «Чэнду — Чунцин», где модернизация инфраструктуры позволит держать крейсерскую скорость до 400 км/ч.
Китайский проект включает не только создание новых поездов. Чтобы им было, где ездить, китайская железнодорожная компания займется укреплением земляного полотна, строительством мостов и развязок, а также установкой шумозащитных экранов и новых рельсовых стыков.
А вот самый большой повод для зависти, особенно в России. Новый поезд — результат программы «Научно-технологические инновации», которую China Railway Rolling Stock Corporation запустила еще в 2021 году.
Главная задача, которую поставил перед госкомпанией лично Си Цзиньпин, — преодолеть технологические барьеры и взять новые высоты в скорости, безопасности и энергоэффективности поездов.
И это осталось не просто поручением лидера сверхдержавы, о котором забыли подчиненные. Все поручения Си выполнены!
Разработка высокоскоростного поезда нового поколения соответствует стратегии Made in China 2025, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей и повышение инновационного потенциала китайской экономики. Но CR450 Fuxing — не просто очередная (одна из многих) инноваций в Китае.
Поезд важен еще и с политической точки зрения, ведь Китай стремится укрепить свои позиции в качестве мирового лидера в области высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Китай обладает самой протяженной в мире сетью высокоскоростных железных дорог, и внедрение новых, более эффективных поездов позволит значительно повысить конкурентоспособность китайской железнодорожной отрасли.
Люди смогут быстрее передвигаться между мегаполисами, а значит, и экономика Китая получит новый стимул.




