15:19 / 15.01.2017
[/i]Vika V
[/i]
[/i]1 534
[/i]2
27 декабря 2016 года Дорогомиловский суд Москвы удовлетворил иск украинского экс-депутата Владимира Олейника о признании февральских событий 2014 года государственным переворотом. В преамбуле судебного решения говорится: «Судом установлено, что в феврале 2014 года на территории Украины произошёл государственный переворот, в результате которого была противоправно изменена Конституция Украины, незаконно отстранён от должности Президент Украины В.Ф. Янукович и прекращены полномочия Верховный Рады VII созыва, антиконституционным способом сформированы органы власти, которые в настоящее время являются нелегитимными.
Более того суд признаёт, что осуществление государственного переворота на Украине в феврале 2014 года является общеизвестным и истинным фактом, а потому не требует какого-либо дополнительного процессуального доказывания на основании ст. 61 ГПК РФ».
То, что на Украине продолжают называть «революцией достоинства», революцией на самом деле не является, ясно любому человеку, хотя бы мало-мальски знакомому с политикой. Это вытекает даже исходя из самого термина, поскольку под революцией подразумевается смена общественного и/или политического строя, переход власти от одного социального класса к другому. Ничего этого после февраля 2014 года не случилось, остались прежними общественный и политический строй, не произошло никаких изменений в классовой структуре власти. Поменялись лишь лица на портретах в кабинетах, да произошла перетасовка должностей между политиками, и до этого входившими в различные органы власти. То есть украинские события чётко подпадают под понятие государственного переворота.
Но одно дело, когда это понятно людям в обыденном смысле, и совсем другое, если этот факт юридически зафиксирован.
***
Решение, вынесенное судьей Дорогомиловского суда Анной Шипиковой, гласит: «Установить факт, имеющий юридическое значение, государственного переворота на Украине в феврале 2014 года, в результате которого была изменена Конституция Украины, незаконно отстранён от должности Президент Украины и прекращены полномочия Верховной Рады VII созыва, антиконституционным способом сформированы органы власти, которые в настоящее время являются нелегитимными».
В ходе судебных заседаний со свидетельскими показаниями выступили украинские должностные лица, входившие в тот момент в руководство страной: премьер-министр Николай Азаров, глава администрации президента Андрей Клюев, министр внутренних дел Виталий Захарченко, глава Службы безопасности Александр Якименко, генеральный прокурор Виктор Пшонка, первый вице-премьер Сергей Арбузов, комендант киевского «антимайдана» Александр Зинченко, президент Украины Виктор Янукович и сам истец депутат Владимир Олейник.
Согласно свидетельским показаниям, произошедшее в феврале 2014 года не являлось ни мирным протестом, ни стихийным народным выступлением, поскольку действия протестующих были заранее спланированы и тщательно подготовлены, в их рядах находились вооружённые группы лиц, включая иностранных наёмников, всё это координировалось, поддерживалось и финансировалось зарубежными спецслужбами и западными дипломатами. Штаб государственного переворота находился в посольстве США в Киеве.
Решение об отстранении действующего украинского президента принималось при полном игнорировании Конституции Украины и украинского законодательства. Сам же узурпатор Александр Турчинов (с 22 февраля 2014 года – председатель Верховной рады) в одном из своих интервью открыто признался в том, что угрожал депутатам физической расправой, если они не проголосуют за свержение действующей власти и избрание его, Турчинова, исполняющим обязанности президента страны.
По иску бывшего депутата Верховной рады Владимира Олейника Дорогомиловский районный суд Москвы признал «смену власти» на Украине «государственным переворотом»
***
Сам факт подобного решения обычного районного суда Москвы вызвал переполох на Украине и многочисленные критические заявления российских оппозиционеров, поддержавших украинский госпереворот. Причины для такой истерики очень весомые, как бы кто ни пытался это отрицать.
Во-первых, впервые с конца февраля 2014 прозвучала юридическая оценка произошедших событий, на которую впоследствии будут опираться юристы, судьи, правоведы, органы государственной власти.
Во-вторых, юридически установлена незаконность произошедшей на Украине смены власти и отстранения Виктора Януковича. А сам Янукович по умолчанию признан законным президентом страны.
В-третьих, действующая сегодня украинская власть, включая президента П. Порошенко, правительство и парламент, объявлена нелегитимной. То есть не имеющими юридической силы могут быть объявлены любые законы, решения, указания любых органов власти Украины, принятые начиная с февраля 2014 года. Кроме того, ничтожными могут быть признаны международные двусторонние и многосторонние договоры, соглашения и протоколы, под которыми стоят подписи должностных лиц послепереворотной Украины. Мало того, этим лишаются смысла любые переговоры с украинским руководством по любым вопросам.
***
Часть экспертов попытались уравнять решение Дорогомиловского суда с появившимися незадолго до этого постановлениями киевских судов о принудительной доставке в зал судебных заседаний президента Российской Федерации, её министра обороны, а также об обыске в администрации президента РФ. Но при всей абсурдности данных постановлений украинских судей они, как ни покажется странным, руководствовались правовой нормой, которая даёт им право принимать подобные решения. Между Украиной и Россией действует соглашение о взаимном признании судебных решений, при этом, правда, такие решения не должны противоречить законодательству другой стороны. А поскольку для привлечения к суду высших должностных лиц, а также обыска в АП РФ существуют особые процедуры, установленные российским законодательством, то решения украинских судов не могут быть исполнены и являются, прежде всего, пропагандистскими трюками для внутриукраинского использования.
В отличие от скандальных украинских судебных решений, решение по иску В. Олейника не предусматривает никаких действий украинской стороны. Оно переводит факт государственного переворота на Украине в категорию преюдициальных фактов, то есть не требующих дополнительных доказательств в суде. А поскольку украинские суды обязаны признавать решения российских судов, установленный факт госпереворота может быть использован в ходе любых судебных процессов на Украине. И когда рванёт эта юридическая бомба замедленного действия, сложно предугадать.
Эту угрозу осознают и те украинские политики и пропагандисты, которые пытаются высмеять решение Дорогомиловского суда. В украинских СМИ уже появились заявления о том, что если оно начнёт использоваться против действующей власти, то Украина должна отказаться от соглашения о взаимном признании судебных решений. Насколько же повредит такой шаг самой стране, здесь задумываться не принято.
Сам же инициатор иска Владимир Олейник понимает сложность реализации решения суда в украинских реалиях. Хотя он и не отрицает использования данного судебного решения для обращения в европейские судебные и правозащитные инстанции, но своей первоочередной задачей считает донесение факта признания событий февраля 2014-го госпереворотом «до каждого украинца».
Ещё одним реальным последствием завершения судебного процесса уже стало заявление экс-премьера Н. Азарова о формировании украинского правительства в изгнании. При этом его легитимность будет ничуть не ниже, чем у нынешнего правительства В. Гройсмана.
***
Учитывая, что сейчас не только зарубежные, но уже и украинские эксперты стали склоняться к осознанию того, что без смены власти Украина не сумеет выкарабкаться из социально-экономической и политической пропасти, в которую её загнали Порошенко, Яценюк, Турчинов, Гройсман, Парубий и другие, решение Дорогомиловского суда может оказаться очень кстати. После него отставка всей украинской власти и временное возвращение Януковича для объявления о новых президентских и парламентских выборах могут оказаться единственным легитимным путём смены киевской хунты.
Фёдор КОЛОСКОВ